СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Военные дороги земляков-ветеранов Великой Отечественной войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час яляется итогом соместной проектной деятельности наставника и молодого учителя истории над созданием "Школьного уголка воинской славы". 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Военные дороги земляков-ветеранов Великой Отечественной войны"»

Открытый конкурс методических разработок

молодых/начинающих учителей и наставников «Вместе!»


Номинация «Мой сценарий»



Методическая разработка сценария классного часа

Тема: «Военные дороги земляков-ветеранов Великой Отечественной войны»


Предмет «История России. Историческое краеведение», класс 10

ФИО авторов:

Потеряева Наталья Геннадьевна (педагог-наставник), учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №3 городского округа Стрежевой»,

Пастиева Ксения Валерьевна (молодой педагог), учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №3 городского округа Стрежевой»

Ссылка на размещение материала: https://multiurok.ru/id50718150/files

Пояснительная записка

Классный час является итоговым этапом совместной проектной деятельности наставника и молодого педагога по созданию «Школьного уголка воинской славы». В рамках данного проекта молодой учитель истории осваивает на практике приемы организации исследовательской работы старшеклассников, осуществляет руководство группой обучающихся по созданию экспозиции школьного музея, совместно с наставником ведет классный час.

Цель классного часа: обеспечение педагогических условий для учебно-поисковой, проектной деятельности по сбору и систематизации информации о земляках-ветеранах Великой Отечественной войны. (В рамках работы над проектом «Школьный уголок воинской славы»).

Форма итогового проектного продукта презентации Microsoft PowerPoint к экспозиции «Военные дороги земляков-ветеранов Великой Отечественной войны».

Планируемые личностные результаты:

1) осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина страны, жителя города Стрежевого, Томской области;

2) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народом;

3) понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;

4) способность к определению своей позиции и ответственному поведению.


Планируемые метапредметные результаты:

1) планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

2) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

3) работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

4) осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

5) использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

6) логически строить рассуждение, ясно и аргументировано излагать мысли;

7) владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

8) определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

9) оценивать собственные действия, учебные достижения.


Планируемые предметные результаты в процессе работы с историческими и публицистическими источниками:

1) владеть знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории Великой Отечественной войны;

2) применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов;

3) осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;

4) осуществлять структурный и смысловой анализ текста источника;

5) применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта.


Основные понятия, которые будут формироваться: героизм, гражданственность, патриотизм.

Ресурсы:

1) фотоматериалы, сканы документальных источников Городского совета ветеранов Стрежевого;

2) «Вспомним всех поимённо…». Интервью с ветеранами Т. Монастырёвой, Е. Осиповой, М. Радченко (журналистов газеты «Северная звезда), 2005;

3) Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления», - М., 2002, -с.342;

4) материалы к урокам истории, 10 класс, РЭШ (Российская электронная школа): «Великая Отечественная война» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4656/start/304356, «Военные преступления фашистов» https://resh.edu.ru/subject/lesson/6399/start/304577; «Битва за Москву» https://resh.edu.ru/subject/lesson/5446/start/304453.

5) Цифровой проект «Томские дивизии и полки на http://towiki.ru/view/Томские_дивизии_и_полки

Оборудование: ноутбук для учителя, ноутбуки для учащихся (мобильный класс, беспроводная компьютерная сеть), звуковые колонки, проектор, экран, мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint.

Сценарий представлен в форме технологической карты. Приложением является презентация Microsoft PowerPoint одного из мини-проектов «Я бы пехоте памятник поставил…»

Этапы

Задачи этапа

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты/ формируемые личностные УУД

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Организационный этап.


1)

Организовать мини-группы для работы над проектом.

2) Информировать о планируемой структуре классного часа.

3)

Сформировать достаточный уровень мотивации познавательной деятельности для решения дальнейших образовательных задач.

1) Графический организатор информации – кластер «Правила работы проектной команды»

2) Графический организатор информации – «Лента времени. Хроника Великой Отечественной войны»

3) Приём проблемного обучения «яркое пятно» в формате видеосюжета

Диалог, фронтальная беседа, апелляция к личному опыту учащихся.

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию.

2. Помогает учащимся при распределении на малые группы.

3. Мотивирует учащихся к познавательной деятельности через знакомство с планируемой структурой классного часа.

4. Мотивирует учащихся содержательными средствами видеофрагмента (сюжет о начальном этапе Великой Отечественной войны).

1. Распределяются по группам.

2. Включаются в деловой ритм, знакомятся с планируемой структурой классного часа.

3. Поддерживают вводную беседу-диалог с учителем.

4. Просматривают короткий видеосюжет о начале Великой Отечественной войны, из материалов к уроку истории.

Урок 23. Первый период войны - История - 10 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Самоопределение к деятельности.

Способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

II. Этап целеполагания


1) Сформулировать тему классного часа.

2) Постановить цель работ проектных команд (мини-групп) и общую цель классного часа.

3) Определить задачи деятельности.


1) Приёмы проблемного обучения: подводящий к теме и побуждающий диалог.


2) Фронтальная беседа, апелляция к личному опыту учащихся.

1) Выстраивает беседу-диалог с учащимися и подводит к формулировке темы классного часа.

Читает отрывки из книги маршала Г.К. Жукова «ВОСПОМИНАНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ»

Слова учителя-наставника

«Около десяти лет трудился Г.К. Жуков над воспоминаниями. Принимая во внимание, что он был в опале, постоянно подвергался травле, был болен, можно назвать создание книги его вторым подвигом. Ветераны поставили «Воспоминания и размышления» на первое место среди мемуаров о Великой Отечественной войне. Именно им, живым и павшим солдатам, их великому подвигу, их мужеству, героизму во имя Родины, во имя будущих поколений посвятил свою книгу маршал».

2) Проводит актуализацию необходимых компетенций учащихся для определения темы, цели задач классного часа. После ответов детей уточняет тему, цель классного часа и задачи для каждой мини группы.

Слова молодого учителя

«Г.К. Жуков говорил о том, что необходимо донести до последующих поколений героический дух войны. Вот для чего, в первую очередь, как мне кажется, и писал он свои воспоминания.

Пусть цитата из его мемуаров:

«Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну, – скажет Маршал, – а народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой Победе», станет девизом нашего классного часа»

1) Продолжают беседу-диалог с учителем после просмотра видеосюжета.

2) Отвечают на вопросы учителя. Согласовывают тему классного часа.


3. Самостоятельно определяют цель и задачи проектных команд (мини - групп):

Цель: создать проект экспозиции для «Школьного уголка воинской славы». Название экспозиции «Военные дороги земляков-ветеранов Великой Отечественной войны»

Задачи каждой проектной команды:

1) познакомиться с источниками (фото, письмами, статьями) об отдельном герое-ветеране;

2) составить мини-проект - рассказ о ветеране, раскрывая на основе фактов их военных историй понятия, статей журналистов: героизм, гражданственность, патриотизм.

3) подготовить презентацию Microsoft PowerPoint, презентовать мини-проект.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народом.

Осмысление значимости сохранения исторического наследия.

3. Этап решения отдельных задач в группах, создание мини-проектов



1) Практически освоить и закрепить способы работы с источниками информации;

2) Систематизировать документальный материал при написании рассказа;

3) Обсудить и самостоятельно сформулировать понятия героизм, гражданственность, патриотизм, иллюстрируя содержание понятий примерами из военной истории героев.


1) Работа в малых группах


2) Техника создания учебного мини-проекта


1) Наблюдает за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации.

2) По необходимости (по запросу учащихся) оказывает консультативную помощь каждой группе.


I. Первая проектная команда

Тема проекта: «Девушка – подрывник»

Создает рассказ и презентацию о стрежевчанке, партизанке Лидии Кузьминичне Головачёвой по статьям журналистов газеты «Северная звезда» Е. Осиповой, М. Радченко, фотодокументам из архива Городского совета ветеранов Стрежевого, материалам к урокам истории, 10 класс, РЭШ (Российская электронная школа) «Военные преступления фашистов» https://resh.edu.ru/subject/lesson/6399/start/304577

II. Вторая проектная команда

Тема проекта: «У войны не женское лицо…»

Создает рассказ и презентацию о стрежевчанке, зенитчице, участнице Московской битвы Валентине Петровне Грининой по фотодокументам из архива Городского совета ветеранов Стрежевого, материалам к урокам истории, 10 класс, РЭШ (Российская электронная школа) «Битва за Москву» https://resh.edu.ru/subject/lesson/5446/start/304453

III. Третья проектная команда

Тема проекта: «Я бы пехоте памятник поставил»

Создает рассказ и презентацию о стрежевчанине, сержанте Владимире Александровиче Сироткине по статье Т. Монастыревой, журналиста газеты «Северная звезда», фотодокументам из архива Городского совета ветеранов Стрежевого, материалам Цифрового проекта «Томские дивизии и полки на http://towiki.ru/view/Томские_дивизии_и_полки

Осознание и готовность к практической реализации своей гражданской идентичности как жителя города Стрежевого, Томской области

ФИЗМИНУТКА

4. Этап интеграции отдельных проектных продуктов.


Конструирование общей модели проектного продукта

1) Публично представить результаты проектной деятельности группы.

2) Провести промежуточную рефлексию результатов деятельности.

3) Создать смысловой, иллюстративный ряд – модель будущей экспозиции.

4) Освоить смысл понятий героизм, гражданственность, патриотизм как нравственных категорий

1) Прием социализации – представление результатов деятельности участников.

2) Диалог, апелляция к личному опыту учащихся.

1) Организует презентации проектных продуктов групп, помогая соединить информацию в единый смысловой, иллюстративный ряд.

2) Организует рефлексивный диалог, обратную связь, помогает оценить коллективный труд.

3) Помогает раскрыть смысл понятий: героизм, гражданственность, патриотизм.

героизм - это бесстрашие, самопожертвование и сила воли, проявляемые в необычной и опасной обстановке;

гражданственностьэто нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом;

патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство любви, привязанности к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.

1) Представляют проектный продукт группы – рассказы и презентации.

2) Выстраивают общий смысловой, иллюстративный ряд (из фото, сканов писем, документов, рассказов) для создания экспозиции «Военные дороги земляков-ветеранов Великой Отечественной войны»

2) Задают вопросы, высказывают мнения о решении поставленных задач, оценивают друг друга.

3) Осваивают на уровне практического применения в литературном тексте и устном выступлении понятия: героизм, гражданственность, патриотизм.

Понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;


Способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

Примерный смысловой, иллюстративный ряд для экспозиции































В.А. Сироткин 1942г.


Головачёва Л.К. 1939г.

Гринина В.П. 1942г.

Волонтеры Стрежевого и ветераны, 2015г.



5. Итоговая рефлексия

1) Оценить процесс и результат образовательной деятельности в рамках классного часа.

2) Подвести воспитательные, итоги деятельности в рамках классного часа: акцентировать важность нравственных поступков.


Диалог, фронтальная беседа.

1) Обращает внимание на психофизическое и эмоциональное состояние учащихся.

2) Организует рефлексию (по вопросам). Какова была цель классного часа? Выполнили ли мы поставленные задачи?


3) Подводит учащихся к нравственной оценке военной истории героев-земляков.

Слова молодого учителя

«Героев ваших рассказов уже нет с нами…

Но мы – их внуки и правнуки, будем и впредь черпать силы в Великой Победе, которую завоевали для нас наши земляки.

Позвольте закончить классный час строками из стихотворения Александра Дудина «Ветераны»:

Болят незаживающие раны,

Тревожат сердце огненные сны.

По мирному уходят ветераны,

Всё сделав, чтобы не было войны»


1) Продолжают беседу-диалог с учителем.

2) Отвечают на вопросы учителя, оценивают форме диалога процесс и результат совместной и индивидуальной деятельности.

3) Делают вывод о высокой нравственности поступков героев-земляков.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!