Классный час «Россия против террора»,
посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом
Не убий.
Библейская заповедь
Ценность человеческой жизни превыше всего… Террористам надо дать жесткий и единодушный отпор. В. Путин |
Цель:
духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся, воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках реализации требований ФГОС ООО.
Задачи:
- представление о терроризме как историческом и политическом явлении;
- представление о роли и значении органов исполнительной власти, правоохранительных органов и сотрудников подразделений спецслужб в борьбе с терроризмом;
- навыки оказания активного личного содействия и помощи государству и правоохранительным органам в борьбе с терроризмом;
- навыки общения с представителями СМИ во время проведения интервью.
- чувства милосердия и сострадания к жертвам терактов, желания и стремления оказать посильную помощь в чрезвычайной ситуации;
- убежденность миротворческой деятельности и бескомпромиссной позиции Российской Федерации в борьбе с терроризмом и неотвратимости наказания за любую террористическую деятельность;
Формируемые результаты:
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, учебно-познавательной и творческой видов деятельности;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своей практической деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения практических задач;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, находить общее решение и на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Форма проведения мероприятия: беседа с элементами командной работы, направленной на отработку навыков проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов, быстрого реагирования в случае возможной террористической угрозы и следования правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.
Оборудование: проектор, экран, презентация об истории террористических актов в России, фонограмма песни «Дети за мир», выставка плакатов антитеррористической направленности, информация о телефонах экстренных служб, документальный фильм, предоставленный сотрудниками Главного Управления МЧС России по Калужской области, средства сотовой связи для осуществления тренировочной связи со специалистами спецслужб города Калуги, ватман и маркеры для изготовления плакатов.
Гости, приглашенные на мероприятие:
Начальник отдела тыла подполковник внутренней службы Александр Викторович Митин, съемочная бригада регионального телеканала ОРТ, журналист детского издания Главного Управления МЧС по Калужской области и Калужского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» «Островок безопасности», администрация школы, вокальная группа «Краски».
Технологическая карта классного часа
«Россия против террора»
Этап | Содержание Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Личностные | Метапред метные |
1 | Этап приветствия, организации рабочих мест учащихся, мотивации к познавательной и творческой деятельности, осуществления настроя учащихся на работу. Предлагает учащимся встать и открыть мероприятие исполнением Гимна РФ | Исполняют Гимн РФ | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству | развитие морального сознания |
2 | Этап актуализации проблемы, выведения темы, постановки задач, совместного определение этапов мероприятия. Предлагает проанализировать содержание представленных на доске плакатов и сформулировать тему классного часа. Обращает внимание на то, что 3 сентября Россия отмечает День солидарности в борьбе с террором, соглашается с выбранной темой. Обращает внимание на то, что терроризм – одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления обычно влекут массовые человеческие жертвы и разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию. Предлагает ответить на вопросы: В чем вы видите актуальность обсуждаемой темы? Как вы думаете, какие вопросы этой темы мы можем обсудить сегодня? Каким образом вы предлагаете построить классный час? Выражает согласие с изложенным планом и предлагает дополнительные формы работы: на основе изученного материала потренироваться в формировании навыков взаимодействия со спецслужбами в случае угрозы террористического акта и завершить нашу работы оформлением плакатов на антитеррористическую тему. Получает согласие учеников. | Анализируют содержание плакатов и предлагают варианты тем, один из которых «Россия против террора»
Доказывают то, что терроризм в XXI век стал глобальной проблемой человечества и является реальной скрытой угрозой для всех. Предлагают изучить теоретический материал, послушать выступление представителя спецслужб МЧС России по Калужской области, обсудить понятия «террор», «терроризм», познакомиться с историей террора в России, поговорить о мерах предотвращения террора и правилах поведения во время террористических актов, исполнить песню «Дети против войны» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, способность выражать чувства милосердия и сострадания к жертвам терактов, желание и стремления оказать посильную помощь в чрезвычайной ситуации | умение самостоятельно определять цели своей практической деятельности, ставить и формулировать новые задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей |
3. | Этап работы с информацией. Предлагает ответить на вопрос: Что вам известно о понятии «Террор»? Совместно с учащимися излагают информацию об истории терактов в России, демонстрируя слайды презентации (Текст сообщения в Приложении 1)
Предлагает познакомиться со скорбной статистикой наиболее известных террористических актов в России и прокомментировать ее. Предлагает вспомнить события 1 сентября 2015 исполнилось 10 лет со дня страшной трагедии, которая потрясла весь мир. Предлагает прочесть одно из стихотворений, посвященных трагедии в Беслане. Задает вопрос: люди каких национальностей входили в состав террористической банды?
Задает вопрос: Как вы думаете, люди каких профессий занимаются предотвращением террористических актов? Предлагает рассказать о роли спецслужб МЧС России и Калужской области папе ученика класса, начальнику отдела тыла подполковник внутренней службы МЧС России по Калужской области Александра Викторовича Митина. Представляет его. (содержание выступления в Приложении 6) А.В. Митин предлагает почтить память погибших в терактах Минутой молчания, сообщая, что за последние десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек и пострадали более 11 тысяч человек. Зажигает свечу Памяти. | Отвечают на вопрос. Один из учащихся озвучивает специально подготовленную информацию, используя слайды презентации (Террор – слово латинского происхождения, означает – страх, ужас. Терроризм – это использование насилия и угрозы для достижения публичных или политических целей. Терроризировать – устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения.) Комментируют слайды презентации (Текст в Приложении 2) Один из учащихся озвучивает специально подготовленную информацию, используя слайды презентации (Один из самых жестоких террористических актов в истории человечества произошёл в сентябре 2004 года. В Беслане – небольшом городке республики Северная Осетия более двух суток террористы удерживали в заложниках около 1100 человек, преимущественно детей. В результате теракта по данным статистики погиб 331 человек, из которых 186 – дети) (Полный текст сообщений учащихся в Приложении 3) Выразительно читают стихотворение (Текст стихотворений в Приложении 5) Отвечают на вопрос, приходят к выводу о многонациональном составе банды террористов. Один из учащихся озвучивает специально подготовленную информацию, используя слайды презентации (текст в Приложении 4) Отвечают на вопос.
Знакомятся с ролью, функциями, конкретной деятельностью специалистов спецслужб в России и в Калужской области и задают вопросы.
Под музыку и звуки метронома встают, чтобы почтить память погибших в терактах Минутой молчания. | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе общественно полезной, учебно-познавательной и творческой видов деятельности; | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
4 | Демонстрирует учащимся тематический учебно-познавательный документальный фильм, снятый по заказу Управления Внутренней службы МЧС по Калужской области. Предлагает учащимся включиться в обсуждение увиденного и повторить правила поведения в случае возникновения террористической угрозы или совершенного террористического акта | Просматривают фильм, обсуждают увиденное, повторяют правила поведения в случае возникновения террористической угрозы или совершенного террористического акта. | усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
5 | Этап практической деятельности, работы в группах. Предлагает разделиться на группы, способом перечисления названий отрядов спецслужб и, ознакомившись с командным заданием, выполнить его, работая в группе. Задания группе (Приложение7) Предлагает учащимся общеклассный проект: оформить Памятки для младших школьников. | Выполняют командное задание (текст задания и текст памяток в Приложении 7) и демонстрируют итог: Озвучивают Памятку для младших школьников для каждого конкретного случая; - производят тренировочный звонок на пульт Управления МЧС России по Калужской области; - демонстрируют плакат, созданный в ходе совместной деятельности. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, и взрослыми в процессе совместной деятельности; | владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора; Умение организовывать сотрудничество, находить общее решение и на основе согласования позиций |
6 | Этап подведения итогов. Рефлексия. Предлагает высказать свое отношение к групповой работе. Предлагает подвести итоги работы, ответив на вопросы: Какой след оставила в душе информация, которую вы сегодня услышали? Чему вы сегодня научились и как вам это может пригодиться в жизни? Совместно с сотрудником ГУ МЧС поощряют учащихся. | Учащиеся высказывают свое отношение к поведенному мероприятию, к тому, какой след оставила в душе к практической значимости мероприятия и навыков, полученных в ходе совместной работы. | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и поведения | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей |
7 | Заключительный этап. Предлагает подарить всем присутствующим бумажных голубков мира с пожеланиями мирного неба над головой и исполнить песню «Дети Земли – мир без войны». Предлагает дать интервью представителям СМИ: съемочной бригаде регионального телеканала ОРТ и журналисту детского издания Главного Управления МЧС по Калужской области и Калужского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» «Островок безопасности» Благодарит всех участников мероприятия за сотрудничество. | Совместно со школьной вокальной группой «Краски» исполняют песню «Дети Земли – мир без войны». Дают интервью (Газета и статья прилагаются) | формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, и взрослыми в процессе общественно полезной, учебно-познавательной и творческой видов деятельности; | умение сотрудничать и работать в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей |
ПРИЛОЖЕНИЯ
(Объем информации определяется учителем в соответствии с временными рамками мероприятия)
Приложение 1.
В Советском Союзе терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай - это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года. Но в то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются. Россия всерьез столкнулась с терроризмом во время "перестройки". В 1990 году произошло шесть угонов самолетов, было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В настоящее время широко практикуется террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Теперь жертвами терактов становятся рядовые граждане - случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное - наиболее беззащитная часть населения - дети. Поэтому каждый человек - взрослый и ребенок - должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.
Приложение 2
- Буденновск 14-19 июня 1995 год. Группа террористов захватила более 1600 заложников в больнице города. Погибли 129 человек
- Кизляр (Дагестан) 9 января - 15 января 1996 год. Группа боевиков захватила около 2000 человек в больнице и роддоме города. В результате боевых действий погибло 105 человек
- Каспийск (Дагестан) 16 ноября1996 год. Взрыв в девятиэтажном жилом доме для семей офицеров и прапорщиков Каспийского пограничного отряда. 67 погибших
- 27 июня 1997 год - взрыв в скором поезде Москва - Петербург. В результате теракта 5 человек погибли
- Москва1 января 1998 год. Взрыв на станции метро "Третьяковская". 3 человека ранено
- Волгодонск 16 сентября 1999год. Рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому шоссе сработало взрывное устройство, заложенное в грузовике ГАЗ-53. Погибли 19 человек.
- В сентябре 1999 года произошли взрывы жилых домов в Москве. На улице Гурьянова погибли 106 человек, более 300 – ранены. На Каширском шоссе – 124 человека – погибли, ранены – более 200 человек.
- Москва 8 августа 2000 года. Вечером, в подземном переходе на станции метро "Пушкинская", сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек.
- Минеральные Воды (Ставропольский край) 24 марта 2001 год. Взрыв у входа на Центральный рынок города. Взрывное устройство было заложено в легковом автомобиле ВАЗ-2103. В результате теракта погиб 21 человек
- Каспийск 9 мая 2002 год. Во время парада в честь Дня Победы сработало взрывное устройство. Погибли 32 человека.
- Террористический акт в Театральном центре на Дубровке, известный под названием “Норд-Ост” продолжался с 23 по 26 октября 2002 года. Группа вооруженных террористов несколько суток удерживала 916 человек в здании Дома Культуры “Московский подшипник”. Согласно официальной статистике погибли 130 заложников.
- Москва 5 июля 2003 год. На аэродроме "Тушино", во время проведения рок-фестиваля, взорвали себя две террористки - смертницы. Погибли 14 человек.
- Ессентуки 5 декабря 2003 год. Во втором вагоне электрички, курсировавшей между Кисловодском и Минеральными водами, взорвался смертник. Погибли 47 человек
- Взрывы в московском метро. В феврале 2004 года по вине террориста-смертника погибло 40 человек и 250 получили ранения. В марте 2010 года два взрыва унесли жизни 41 человека, было ранено 88 человек.
- 24 августа 2004 год. Одновременно на борту двух самолетов взорвали себя террористки - смертницы. В Тульской области разбился рейс Москва - Волгоград, в Ростовской - рейс Москва - Сочи. Погибли 90 человек.
- Москва 31 августа 2004 год. Взрыв у станции метро "Рижская". Погибли 10 человек
29 слайд Москва 21 августа 2006 год. Взрыв на Черкизовском рынке. В результате взрыва погибли 14 человек
30 слайд Тольятти 31 октября 2007 года. Восемь человек погибло в результате теракта, где был взорван пассажирский автобус МАЗ-103 маршрута №2
31 слайд 27 ноября 2009 года. 28 человек погибло в результате подрыва пассажирского поезда "Невский экспресс"
32 слайд 29 марта 2010 год. Теракт в московском метро: два взрыва на станциях "Лубянка" и "Парк культуры". Погибло 40 человек
33 слайд Кизляр (Дагестан) 31 марта 2010 года Кизляр (Дагестан). В 8:40 по московскому времени произошёл взрыв, после того как на месте происшествия собрались свидетели и представители силовых ведомств, произошёл второй взрыв. В результате взрывов погибли 12 человек
34 слайд Москва 24 января 2011год. В 16часов 32 минуты в зале прилетов международных линий аэропорта Домодево прогремел мощный взрыв. Погибло 37 человек.
Приложение 3
- 1 сентября. 8.30 – в средней школе №1 Беслана началась торжественная линейка, посвящённая началу учебного года. Группа боевиков на двух автомобилях подъехала к школе, где только что закончилась торжественная линейка. Дети с родителями заходили в здание. Боевики стали загонять людей в здание школы. Лишь некоторым сразу удаётся убежать.
-10.50 – вокруг школы выставляется оцепление из бойцов Внутренних Войск, милиции и спецназа. К кольцу оцепления собираются родственники и жители города.
- В здании находится 1128 заложников. Большинство – дети. Их удерживает 32 террориста. Среди них – женщины-шахидки.
- Почти все заложники были согнаны в спортзал, который боевики заминировали несколькими цепями взрывчатки. Самая большая бомба была подвешена к баскетбольной сетке.
-11.15 – боевики разбивают окна школы. Специалисты считают, что это делается для того, чтобы невозможно было использовать газ.
-11.25 – террористы выдвигают первое требование: выпустить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию.
- В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой.
- 13.20 – новое требование террористов: вывод всех российских войск из Чечни. В первый день было убито около 20 заложников.
- 2 сентября. Террористы согласились впустить в здание школы экс-президента Республики Ингушетия Руслана Аушева. Ему удалось убедить захватчиков отпустить женщин и маленьких детей. Освобождены трое женщин с грудными детьми и чуть позже ещё 26 человек – женщин и детей. Ведутся переговоры с боевиками. Намерения штурмовать школу нет.
-3 сентября. 12.55 – сотрудники Министерства Чрезвычайных Ситуаций начинают эвакуацию тел заложников, убитых в первый день.
13.05 – в школе прогремели два мощных взрыва, началась стрельба. Причина взрыва официально не названа. Террористы запаниковали. Из школы выбегает первая группа заложников – около 30 человек.
13.19 – третий взрыв. Перестрелка усиливается. Военные эвакуируют людей под открытым огнём.
13.30 – в школе обрушилась часть крыши. Начался пожар, в результате которого погибло большинство заложников.
13. 52 – в здание входит спецназ, продолжается бой. Боевики пытаются выбраться и скрыться. Некоторым это удалось.
- Все остальные действия направлены на то, чтобы потушить пожар, поймать боевиков (из 32 террористов перед судом предстал только один), освободить оставшихся заложников.
- Убегающим детям террористы стреляли в спину. Первыми на помощь детям бросились военные.
- В результате теракта погиб 331 заложник, из которых 186 – дети. Более 560 человек, помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Семья Тотиевых потеряла в теракте сразу шестерых детей. Убит 31 террорист. Один был приговорён к пожизненному заключению. 17 сентября 2004 года Шамиль Басаев публично взял на себя ответственность за теракт в Беслан. Год спустя на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника “Древо скорби”.
Приложение 4
Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма - вся мировая религия ислам. Это не так. Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад ("священная война"), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А женщины - самоубийцы, которые становятся "живыми бомбами" - обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле. В результате напряженной работы спецслужб террористы в основной своей массе несут ответственность за совершенные преступления.
Приложение 5
Реквием. Беслан Они, как и я, и любили, и ждали, О чем-то мечтали, к чему-то стремились, О ком-то молились, кого-то искали, Но все их мечты так нелепо разбились... Взорвавшие детские души в Беслане, Какую вы веру прославить решили, Усыпав взревевшую землю крестами Над теми детьми, что почти и не жили? Нет веры такой, что способна позволить Стрелять убегающим ангелам в спины! И часть моей собственной скорби и боли Раздавлена где-то на школьных руинах… Простите, погибшие дети Беслана, Что мы воскресить вас из праха не в силах, Но каждый из вас – это новая рана На теле земли, утонувшей в могилах, И каждый из вас – это новая строчка… В сердцах и стихах вы навеки нетленны! Не выживший сын и погибшая дочка, Да будьте вы вечно благославенны Аллахом! Иеговой! Брахмой и Буддой! И Господом Богом! и всеми святыми! Поверьте, живые о вас не забудут – Вы были любимы, любимы и ныне. Вы в ветре, случайно листву шевельнувшем… И хоть мы уже ничего е исправим, Но мы, что, увы, не спасли ваши души, - Мы в собственных душах вам памятник ставим! © Ольга Шибаева, 02.10.2010. Номер публикации: 10050-2849/021010 | Беслан Жестокий век, забыты честь и совесть, где подлость правит в мире с давних пор. Кровавой меткой жизни страшной повесть застыла в камне - осетинских гор.
Глаза детей останутся навечно укором для страны сентябрьским днём. Глаза детей, чьё детство, чью беспечность накрыло адским, яростным огнём.
Их голоса звенят... звенят набатом, под взрывы бомб и слёзы матерей... спортзал Беслана, ставший детям адом от злого умысла непрошеных гостей.
И содрогнулся мир: ещё не зная всей правды ужаса военного лица, когда Беслан перечеркнув кривая, заставила умолкнуть детские сердца.
В молчании скорбим Осетия с тобою. Твоя беда – беда для всей страны. Как уберечь, закрыть детей собою, в часы безнравственной и тем страшней войны? © Валя Соловьёва, 2010 Свидетельство о публикации №110082202363 |
Приложение 6
Выступление начальника отдела тыла подполковника внутренней службы МЧС России по Калужской области Александра Викторовича Митина содержит информацию:
- о действии на территории РФ Федерального Закона, принятого Государственной думой 26 февраля 2006 года «О противодействии терроризму»;
- об отношении к вопросам террористической угрозы президента и правительства РФ;
- об элитных отрядах "Альфа", "Витязь", "Вымпел", "Каскад" ("Русь", "Росич", "Скиф", "Омега" и др.) по своим боевым качествам превосходящих все зарубежные аналоги, основной целью отрядов которых является борьба с террористами и экстремистами на воде, на суше или в воздухе;
- о подвиге спецназовцев в Беслане;
- о координированных действиях сотрудников всех спецслужб в Калуге и области, о мерах предотвращения террористических актов;
- о значении бдительности и грамотного оповещения спецслужб в случае угрозы;
правилах поведения в случае возникновения террористической угрозы или совершенного террористического акта;
- об ответственности перед Законом РФ за ложные сообщения о терактах
Приложение 7
КОМАНДНОЕ ЗАДАНИЕ
Составить, опираясь на изученный материал и информацию, содержащуюся в документе, устную памятку о правилах поведения в каждом конкретном случае или в случае возможности террористической угрозы для младших школьников.
Подготовить плакат на темы «РОССИЯ ПРОТИВ ТЕРРОРА», «ДЕНЬ СОЛИДАРНОСТИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ» с указанием выбранной темы.
Смоделировать ситуацию телефонного обращения к экстренным службам спасения в случае предполагаемой террористической угрозы.
Информационный материал для работы в группах.
Правила поведения при террористическом акте
Если Вы обнаружили подозрительный предмет:
Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), подозрительные предметы (оставленный пакет, коробку), не подходите близко к ним, немедленно сообщите о находке по следующему экстренному телефону: 02
До приезда сотрудников милиции, или других служб, постарайтесь организовать охрану, оцепление этого предмета, не допускайте к нему людей, не позволяйте им прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.
Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства. Немедленно сообщите водителю, машинисту, любому работнику милиции. Не открывайте, не трогайте руками опасный предмет, предупредите находящихся рядом людей об опасности. Заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и на незнакомые предметы. Как правило, взрывные устройства закладываются в здании в подвалах, мусоропроводах, лифтах, под лестницами.
Если произошел взрыв:
Не поддавайтесь панике, постарайтесь адекватно оценить ту ситуацию, в которой Вы оказались. Если Вы находитесь в помещении, осмотритесь вокруг и определите для себя самый короткий и безопасный путь к выходу из здания. В случае необходимой эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости и начните продвигаться к выходу (не трогайте поврежденные конструкции и провода). Не пользуйтесь огнем из-за возможного наличия газов. При задымлении защитите органы дыхания смоченным полотенцем, или другой тканью. Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрым покрывалом, плащом, куском плотной ткани. Двери в помещения открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха. Бежать нельзя - это еще больше раздует пламя. Окажите посильную помощь при эвакуации соседям, в первую очередь детям, старикам и женщинам.
Если произошел взрыв и вас завалило обломками стен:
Дышите глубоко и ровно, голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если Вы находитесь глубоко от поверхности земли (завала), перемещайте влево - вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, брелок и т.п.) для обнаружения Вас металлодетектором. Не зажигайте огонь (спички, свечи и тп.) - берегите кислород. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируясь по движению воздуха, поступающего снаружи. С помощью подручных средств (доски, кирпич) укрепите потолок от обрушения и дожидайтесь помощи.
Действия при угрозе террористического акта
В современном мире необходимо уметь ориентироваться и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, а также научиться обеспечивать условия, способствующие расследованию преступлений. И учителя, и дети, и их родители должны хорошо представлять свое поведение в экстремальных ситуациях, психологически быть готовыми к самозащите.
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством
В последнее время нередки случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы находят в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах.
Как себя вести в таких случаях? Какие действия предпринять?
*Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в данном месте, не оставляйте этот факт без внимания.
*Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
*Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
*Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.
Во всех перечисленных случаях:
- Не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
-Зафиксируйте время его обнаружения;
-Постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
-Обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы.
Как вести себя при получении информации об эвакуации
Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаружения взрывного устройства и ликвидации последствий террористического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии и т. п.
Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.
Если вы находитесь в квартире, действуйте следующим образом:
возьмите личные документы, деньги, ценности;
отключите электричество, воду и газ;
окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжелобольных людей;
обязательно закройте входную дверь на замок - это защитит квартиру от возможного проникновения мародеров.
Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно.
Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
Поведение в толпе
Избегайте больших скоплений людей. Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
Если оказались в толпе, позвольте ей "нести" вас, но попытайтесь из нее выбраться.
Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.
Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.
Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.
Не держите руки в карманах.
Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.
Безопасность обучающихся
Безопасность учащихся - одно из важнейших условий нахождения ребенка в образовательном учреждении.
Профилактика опасных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах
Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадке (около двери) нет посторонних, в противном случае переждите.
Никогда не заходите в лифт с незнакомцами, а также в подъезд или на лестничную площадку, если там находятся подозрительные люди.
Если на вас напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку "Вызов диспетчера", но не кричите, особенно в тех случаях, когда не уверены, что поблизости есть люди, способные помочь.
Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, играют в азартные игры и т.п.
*Никогда не садитесь в машину с незнакомыми людьми.
*Не выносите на улицу дорогие вещи, если около дома нет старших.
Не носите с собой ценности, деньги (без особой на то необходимости).
*Не находитесь в подвалах, на чердаках и крышах.
*Гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему дому, находиться в знакомой компании. Последнее условие обязательно, если вы уходите далеко от дома, особенно в чужой район, на дискотеку, рынок, в магазин, на концерт и т.п. При этом желательно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь.
Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство самозащиты, иногда - спасение.
Если вы попали в западню (нападающих больше, они явно сильнее, поблизости нет никого, кто мог бы прийти на помощь) - лучше отдайте деньги или вещь, которую от вас требуют. Помните, что ваша жизнь и здоровье дороже всего.
Если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше света (ночью) и т.д.
Никогда не играйте в азартные игры, особенно на деньги.
В целях профилактики похищений старайтесь:
не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу и обратно с места досуга;
чаще менять маршруты своего движения в школу, магазин, к друзьям и т. д.;
никогда не заговаривать с незнакомыми, а тем более чем-то подозрительными людьми;
не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомыми людьми;
всегда ставить в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, где и как долго собираетесь быть, когда и каким путем будете возвращаться (если есть возможность, сообщите номер телефона, иные координаты, по которым вас можно найти).