Классный час – урок замечательной личности в 10 классе
Первая встреча с Д.С.Лихачевым.
Читая «Письма о добром и прекрасном»
Цели: предоставить старшеклассникам возможность
- познакомиться с жизненными взглядами выдающегося человека современности академика Д.С. Лихачева и его книгой «Письма о добром и прекрасном»;
- получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности;
- задуматься о жизненно важных проблемах;
- определить свое отношение к нравственным ценностям.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся получат возможность критического осмысления собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников, познакомятся с нравственным опытом выдающегося представителя старшего поколения Д.С.Лихачева, получат позитивный эмоциональный опыт, задумаются о собственных жизненных ориентирах.
На доске:
- портрет Д.С. Лихачева;
- дата жизни Д. С. Лихачева;
- 10 заповедей человечности:
- Не убий и не начинай войны.
- Не помысли народ свой врагом других народов.
- Не укради и не присваивай труда брата своего.
- Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
- Уважай мысли и чувства братьев своих.
- Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
- Чти природу как матерь свою и помощницу.
- Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
- Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
- Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным
Д.С.Лихачев
Ход мероприятия:
Оргмомент. Деление на группы
Вступительное слово учителя.
Уважаемые старшеклассники! Сегодня мы познакомимся с человеком, имя
которого известно во всем мире, но, к сожалению, мало известно здесь, у нас, в нашей школе. Вы можете задать вопрос, почему возникла такая необходимость, ведь жили же как-то до этого.
Я предоставляю слово вашей однокласснице, которая ответит на этот вопрос и расскажет о своей работе, составной частью которой станет сегодняшняя встреча.
Выступление учащейся с рассказом об исследовательской работе, о жизни и творчестве Д.С.Лихачева.
Читаем «Письма о добром и прекрасном». Чтение и анализ избранных писем. Работа в группах.
- Книга Лихачева написана в форме писем. Что такое письмо?
Слайд 5.
- В своей книге Д.С. Лихачев посылает читателям 47 писем. Почему автор выбрал форму писем и кому они обращены, мы узнаем, прочитав вступительную статью книги «Письма к молодым читателям».
Чтение вступительной статьи
- Читаем «Письма о добром и прекрасном».
Работа в группах
Для работы выбраны девять писем из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном». На доске – «конверты» с названиями писем. Каждая группа выбирает по 1 письму, в течение 5 минут прочитывают, отвечают на вопросы (на обратной стороне «конверта»), выражают согласие-несогласие с мнением автора. На подготовку ответа – 5 минут.
Выступления групп.
Письмо вашего ровесника. (Слайд 7)
Пишем письма о добром.
Из оставшихся на доске писем выбирается одно. Без предварительного ознакомления с его содержанием, ориентируясь только на его название, учащиеся в группах составляют текст своего письма, адресованного своему поколению, используя прием «письмо по кругу», не повторяясь в содержании. Каждый пишет 1-3 предложения.
- Работаем внутри группы. Первый пишет свою мысль, второй ее продолжает, не повторяясь. Когда письмо возвращается к первому писавшему, работа считается завершенной.
(ученики пишут «письмо по кругу», зачитывают, что у них получилось)
Выступления групп – зачитывают составленные письма.
- А теперь давайте прочитаем письмо Д.С.Лихачева. Чем ваше послание отличается от оригинала и почему? Чего вам не хватило? (опыта, жизненной мудрости)
Проведение «эстафеты мнений»
Рефлексия.
Наше мероприятие подходит к своему логическому завершению. Предлагаю дать ему оценку. Вкратце выразите, пожалуйста, ответ на вопрос,
- стоит ли молодому поколению прислушиваться к старшим и следовать их наставлениям или молодые везде должны идти своим путем?
- полезны ли советы Д.С.Лихачева, или они устарели и утратили свою актуальность?
Заключительный этап.
- Ну, вот и все. Наше мероприятие завершается, и я искренне всех благодарю за душевный труд, ваши мысли, творчество, креативность и неоднозначность. Нам было с вами интересно. Надеемся, что и ваших сердцах эта встреча оставит свой след.
Закончить нашу встречу хотим словами Д.С.Лихачева:
«Самое лучшее, что я хочу сказать молодому поколению, - спешите учиться, спешите получать образование».