СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "День рождения Пермского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка сценария классного часа, посвященного 10-летию образования Пермского края

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "День рождения Пермского края"»

















Классный час




«День рождения Пермского края»

















Разработала

учитель математики МАОУ СОШ № 18

Кулиш И.С.





Кунгур 2015

Классный час разработан для учащихся 7 класса



Цель: Обобщить знания об истории, природных богатствах, боевых и трудовых традициях населения Пермского края и малой родины города Кунгур

Задачи:
1. Воспитывать чувство гражданственности, как основного показателя успешной социализации подростков.
2. Воспитывать чувство патриотизма.

Ход мероприятия:

1.

Вступительное слово.

Сегодня у нас с вами особенный классный час. Он будет посвящен Дню рождения Пермского края и нашей малой родине городу Кунгур. Вспомним историю создания Пермского края, его атрибуты, поговорим о природе края, о его людях, которые преумножают его славные боевые и трудовые традиции. А в заключение виртуально пройдемся по знакомым с детства и любимым местам нашей малой родины.

2.

Что вы знаете о Пермском крае? Когда он был образован? (рассказ учащегося)

-Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Этому событию предшествовал референдум, который был проведен 7 декабря 2003 года. В ходе референдума 83 % населения обеих территорий высказались за объединение. Край образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г.


Каковы границы территории Пермского края? (рассказ учащегося).

-Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала на стыке двух частей света – Европы и Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы – крупнейшего притока реки Волги.
Пермский край граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере - с республикой Коми, на западе – с Кировской областью и Удмуртией, на юге – с Башкирией, на востоке – со Свердловской областью.



Есть ли у Пермского края герб и флаг? Как они выглядят?(рассказ учащегося , обсуждение флага и герба)

-Герб Пермского края представляет собой изображение серебряного медведя, идущего справа налево, помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на концах крестом. Щит увенчан пермской княжеской короной XV века.



История

Изображение медведя впервые появляется на «Печати Пермской» — элемента Большой Государственной Печати Ивана IV (1577). Этот символ подразумевал вхождение в состав Русского государства древнепермского Великопермского княжества, находившегося в XIV—XVI вв. в северной части нынешнего Пермского края со столицей в Чердыни. Позднее символ фигурирует в Титулярнике, или «Большой Государственной книге» (1672) среди других 33 земельных гербов — идущий медведь, на спину которого поставлена книга «Евангелие» с крестом на ней. Медведь помещён между елей, что подчёркивает его происхождение из таёжного края.



Флаг Пермского края

является официальным государственным символом Пермского края как субъекта Российской Федерации.
Флаг утверждён 3 октября 2007 года Законом Пермского края № 124-ПК «О флаге Пермского края», принятым Законодательным Собранием Пермского края 20 сентября 2007 года, и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 3719.

  1. красный, синий и белый цвета одновременно повторяют цветовую гамму флага Российской Федерации;

  2. белый — символ чистоты, добра. Во флаге он отражает мирный быт и чистоту помыслов жителей области;

  3. синий (лазурь) — символ красоты, мягкости и теплоты человеческих отношений и символизирует обширные водные просторы Камы, многочисленных рек и озёр области;

  4. красный — символ храбрости, мужества и неустрашимости жителей края.

3.

Рассказ о природе и полезных    ископаемых Пермского края

Есть на карте России место одно,
Сердцу моему дорого оно,
Уральская земля, неотразимые просторы,
Реки, леса, поля и горы.


4.

Славные боевые традиции Пермского края (рассказ учащегося)

-Нелегкая доля выпала России, сколько она пережила: и войны и разруху.

В 1941- 1945 годах Пермский край направил своих лучших сынов и дочерей на защиту рубежей страны от грозного врага. 1943 год вошел особой страницей в историю Урала. Трудящиеся «опорного края державы» сформировали ударный  подарок фронту – Уральский добровольческий танковый корпус. Государство не затратило на его формирование ни одной копейки. Все. Что необходимо было для корпуса (от пуговиц до танков Т-34), было сделано трудящимися сверх плана или приобретено на их сбережения. А в годы войны все это было на пределе человеческих сил и возможностей. Это был поистине массовый трудовой героизм Урала.

Нас отчизна к оружию призвала
Защищать жизнь, свободу и честь.
И пошли добровольцы Урала
В грозный корпус, неся врагу смерть

И в нашем городе есть памятник Уральскому  добровольческому корпусу. Это всем известный танк Т-34 . Он расположился на площади Победы

5.

Главное богатство Пермского края – это его люди.

В Пермском крае разные народы: русские и татары, коми-пермяки и коми-язьвинцы, удмурты, немцы и люди других национальностей. Это «братских народов союз вековой». Они впитывают в себя традиции и обряды друг друга, взаимообагащаясь и мужая. Они

Вместе с отчизной шагали вперед:
Трудились, сражались с врагами,
Делили и радость, и горечь невзгод
Они обещают:
Пермский  край Россию не подведет,
Будем работать, будем служить,
Будем детей наших растить,
Будем строить на века,
Ведь - это наша родная земля!

Знаменитые люди Пермской земли

Некоторые известные люди, родившиеся, учившиеся или работавшие в Перми, Пермском крае:

  1. Ельцин, Борис Николаевич (1931-2007) — Первый президент России. В детстве жил в Березниках;

  2. Пастернак, Борис Иссакович (1890—1960) — писатель, написавший роман "Живаго" получивший за него нобелевскую премию;

  3. Воронихин, Андрей Никифорович (1759—1814) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира;

  4. Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович (1852—1912) — русский прозаик;

  5. Трутнев, Юрий Петрович (д.р. 1956) — министр природных ресурсов и экологии России;

  6. Славянов, Николай Гаврилович (1854—1897) — изобретатель электрической дуговой сварки металлов;

И на этом список не заканчивается. Это лишь некоторые фамилии знаменитых людей Пермской земли.


5.

А сейчас давайте поговорим и о нашем городе, ведь Кунгур-это город Пермского края.


Вот и он, Кунгур, старинный,

                 Словно богатырь былинный,

                 Возвышался на холме

                 И всегда готов к войне.

                 Три реки, что протекали

                 Через город, охраняли

                 От нашествия врагов,

                 От восстаний и бунтов,

                 Помогая всем бороться

                 От набегов инородцев.

 Учитель: При въезде в город мы любуемся его панорамой. Здесь же стоит скульптурная композиция, разработанная художником В. Каданцевым и архитектором А. Весниным. Это старый мастер, который держит в одной руке рог изобилия, а в другой-сталагмит-символ Ледяной пещеры, гордость кунгуряков. На скульптуре изображена голова медведя-символ Пермского края и три волны. Это три реки, что огибают город: Сылва, Ирень, Шаква.

Вопрос: Что в переводе означают реки Сылва, Ирень, Шаква?

Сылва-слово коми-пермяцкое, переводится как «талая вода» («сыл»-талая, «ва»-вода)

Шаква-«грибная вода» ( «шак»-гриб, «ва»-вода)

Ирень-«жёсткая вода» (т.к. река протекает в тех местах, где много гипсовых отложений, поэтому вода жёсткая.)

Названия многих уральских городов берут своё начало от рек, возле которых они располагаются. К примеру, г. Лысьва-от речки Лысыва («хвойная вода»)

-Как вы думаете, отчего произошло название нашего города?

От речки Кунгурки. Историк пермского края Шишонко объяснил название города так, в переводе с татарского слова «кун», «кунак»-ночевать и «гара»-пещера, т.е. ночлег в пещере, а Кунгара впоследствии изменил на Кунгур. Правы и те исследователи, которые переводят Кунгур, как тёмный, смуглый, так как вода в реке тёмная и на вкус неприятная.

-Вглядитесь внимательно в скульптурную композицию. Что за цифры изображены на ней?

Недалеко от впадения Кунгурки в Ирень в 1648 году возник первый город (ныне с. Троицкое) Однако в 1662 году отряды восставших башкир подвергли разорению население Кунгурского уезда, насчитывающего к тому времени 1878 человек, напали на город и сожгли его. Оставшиеся в живых кунгуряки били челом царю о разрешении построить острог, т.к. они… от татар и башкир селитца не смеют, потому что у них острогу и ружья на Кунгуре нет». От великого государя Алексея Михайловича Романова пришла грамота, где было написано: «Велено на Кунгуре, отыскав место, где крепь, и к крепи устроить острожек…»

В 1663 году на высоком месте, господствующем над равниной у слияния рек Сылвы и Ирени, в 17 верстах от первого поселения, в с. Мысовском было положено второе основание города.

У каждого города есть свой символ. Нашему городу тоже был дан свой герб. В голубом поле рог изобилия с сыплющимися из него колосьями разного хлеба.

Активное участие в жизни нашего города принимали купцы. Их подразделяли на гильдии. Узнаем по словарю Ожегова, что такое «гильдия». Чем различались купцы этих гильдий узнаем у краеведа.

Из копилки краеведа

К 1 гильдии зачислялись купцы с оборотом оптовой торговли свыше 300 тысяч рублей в год. Они могли производить торговлю по всей Российской империи и за её пределами, иметь морские и речные суда, содержать фабрики и заводы.

Ко 2 гильдии причислялись купцы с оборотом торговли от 50 до 300 тысяч рублей в год. Им разрешалось вести розничную торговлю по территории России, иметь речные суда, содержать ремесленные заведения и фабрики.

Купцы 3 гильдии занимались мелочным торгом. Оборот их торговли составлял от 10 до 50 тысяч рублей.

Среди купцов 1 гильдии следует назвать Грибушина, Губкина и его наследника Кузнецова. Все они занимались торговлей чаем и сахаром, что в своё время было довольно выгодным делом.

Рассказ о Грибушине

М.И.Грибушин родился в 1832 году в небогатой семье. Но благодаря своему природному уму, способностям и неиссякаемой энергии добился многого.

Начиная торговлю чаем в небольших размерах, он сумел довести её до такого уровня, что имел свои магазины по продаже чая и сахара во многих городах России. Был у него свой магазин в Кунгуре-Малый гостиный двор. Причём, потратив на его строительство 10 тысяч рублей, он пожертвовал его городу с тем условием, что половина дохода с лавок поступала в городскую казну, а другая шла на содержание студентов из беднейших граждан. Вершиной благотворительной деятельности Грибушина стало учреждение сиропитательного дома для бедных мальчиков. Ныне находится школа № 2. За заслуги перед городом и щедрые пожертвования награждён тремя золотыми медалями на Станиславской, Андреевской, Владимирской лентах. В 1885 году присвоили звание «Почётный гражданин города». Умер 9 ноября 1889 года. Похоронен в семейном склепе под алтарём домовой церкви сиропитательного дома.

Особняки города

Память о купечестве Кунгура хранят особняки, являющиеся украшением города и в наши дни.

Одно из самых красивых зданий города, построено в 1870 году, принадлежало Александру Кузнецову. Когда-то второй этаж особняка украшал зимний сад, где были аквариумы и певчие птицы. Возле здания находился пруд, где плавали лебеди. Чтобы вода в пруду не цвела, был прорыт особый канал, который соединял пруд с рекой Сылвой. Пруд и ныне существует в заброшенном виде.

Здания строились на века и каждое имело свой неповторимый архитектурный облик. Разбогатевшие купцы строили свои дома-дворцы, как бы соревнуясь, чей краше, тем прославляли себя и оставляли память городу.

Составление пословиц и поговорок о Родине

О нашей Родине сложено много пословиц и поговорок. Предлагаю их составить.

 

-Нет в мире краше Родины нашей.

-Каждому свой край сладок.

-Где кто родится, там и пригодится.

-Всякому мила своя сторона.

-На чужой стороне Родина милей вдвойне.

-Человек без Родины-что соловей без песни.

 

Кунгурский заповедный край

Кунгур и его окрестности всегда славились заповедными местами. Ледяная, Спасская, Подкаменная и другие горы в окрестностях Кунгура-своеобразный музей природы. Такое растение, как астрагал кунгурский не встречается больше нигде на земном шаре. В 1975 году насчитывалось около 400 особей, в 1995 году не более 100 экземпляров. Причины: пожары, после которых растение долго восстанавливается, зарастание пожарищ вейником, который угнетает растительность и др. Этот вид занесён в Красную книгу. Ветреничка уральская также занесена в Красную книгу, численность сокращается из-за уничтожения местообитаний ( при строительстве водохранилищ).

На любом памятнике природы запрещена хозяйственная деятельность-от распашки сенокоса до сбора лекарственных растений. Но жители, проживающие рядом, слабо реагируют на запреты, не ценят уникальность этого уголка природы.

 

1 ученик:  Бесценна российского леса краса,

                  Зелёное золото - наши леса.

2 ученик:  Дерево, трава, цветок и птица

                   Не всегда умеют защититься.

                   Если будут уничтожены они,

                   На планете мы останемся одни.

 

Учитель: Природа щедро наградила наш край лесными просторами, которые стали надёжным домом для множества зверей и птиц. Деревья были бы ещё красивее, если бы не ломали ветки, не лазили по деревьям.

1 ученик: Что мы сажаем, сажая леса?

2 ученик: Мачты и реи держать паруса,

                  Рубку и палубу, рёбра и киль.

                 Странствовать по морю

                  В бурю и штиль.

1 ученик: Что мы сажаем, сажая леса?

3 ученик: Радиомачты, ловить голоса.

                 Стол, за которым ты будешь писать.

                 Ручку, линейку,  пенал и тетрадь.

1 ученик: Что мы сажаем, сажая леса?

4 ученик: Чащу, где бродит барсук и лиса,

                  Чащу, где белка скрывает бельчат,

                  Чащу, где утром вороны кричат.

1 ученик: Что мы сажаем, сажая леса?

5 ученик: Лист, на который ложится роса,

                 Воздух для лёгких, и влагу и тень.

Все:          Всё, что сажаем в сегодняшний день.

 

И закончить наше путешествие по родным местам мне хотелось бы сценкой:

1 ученик:        Крошка сын к отцу пришёл,

                        И спросила кроха:

2 ученик:        - Папа! Патриотом быть

                        Хорошо иль плохо?

1 ученик:         И задумался отец

                         Над вопросом сына:

                         Как сказать, чтобы сложилась

                         Честная картина?

3 ученик:         - Если Родину ты любишь,

                          Как родную маму,-

                          Это очень хорошо,-

                          Я скажу вам прямо.

                         «Если ты не уважаешь дедов-

                          Участников войны,

                          Это плохо!- скажут люди.

                          -Нам такие не нужны!»

                          Если ты читаешь книги о войне,

                         Как встал народ,

                         То учитель в школе скажет:

                          «Настоящий патриот!»

1 ученик:         Мальчик радостный пошёл,

                         И решила кроха:

2 ученик:         «Быть патриотом-хорошо,

                          Не быть им-очень плохо!»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!