СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий к уроку "Естественные и искусственные биоценозы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий к уроку поможет в планировании урока

Просмотр содержимого документа
«Сценарий к уроку "Естественные и искусственные биоценозы"»

Естественные и искусственные биоценозы

Прогуливаясь по лесу, лугу или вдоль реки, вы, наверняка, замечали, что на одной территории обитает множество живых организмов.

Жители леса, луга, реки составляют соответствующие биоценозы.

Термин «биоценоз» был введен в биологию сравнительно недавно. В 18 веке немецкий зоолог и ботаник Карл Август Мёбиус занимаясь изучением устриц, подробно описал взаимодействия различных организмов, обитающих на побережьях, и ввёл понятие «биоценоз».

В настоящее время в биологии выделяют 2 типа биоценоза: естественный и искусственный. Примером первого типа может послужить лес, луг, озеро, примером второго – сад, огород.

Организмы разных видов имеют непохожие потребности к окружающей среде, поэтому в различных условиях будет неодинаковый видовой состав.

Давайте с вами сравним две среды: пустыню и дубраву. Где будет более разнообразный видовой состав и почему?



Мы видим, что выделяются богатые и бедные видами биоценозы

Как вы думаете, какой биоценоз будет более устойчив к различным вмешательствам (климат, хищники): с большей или меньшей численностью? Почему?

Помимо численности, устойчивость биоценозов обеспечивается ярусностью – неравномерным размещением живых организмов по высоте.



На экране



Изображение луга







Портрет Карл Август Мёбиус











Изображение естественного и искусственного биоценоза









Изображение пустыни и дубравы

Пауза (учащиеся отвечают на вопрос)







Пауза (учащиеся отвечают на вопросы)





Выделяют 2 вида ярусности: пространственную и временную.

Пространственная ярусность определяется основным фактором-количеством света, который, в свою очередь, обуславливает температуру, влажность среды на разных уровнях биоценоза. Пространственная ярусность характерна как для растений, так и для животных. Так, верхние ярусы будут занимать светолюбивые, приспособленные к колебаниям температуры и влажности, растения, нижние – менее требовательные –нуждающиеся.к свету растения. Животные также занимают определенный ярус. Например, есть птицы, вьющие гнезда только на земле, например, тетерев, другие – в кронах деревьев (крупные хищники).

Как уже упоминалось ранее, помимо пространственной, есть еще и временная ярусность. Она во многом зависит от климата, наличия корма, укромных мест для строительства жилья.

В естественных биоценозах длительное время сохраняется видовой состав, все виды связаны общностью питательных веществ, необходимых для поддержания жизни.

Основой биоценоза являются продуценты - организмы, производящие органические вещества из неорганических. Это растения.

Готовые органические вещества используют в пищу гетеротрофы, или консументы В свою очередь, выделяют консументов 1 порядка (растительноядные животные), консументов 2 и других порядков(хищники и паразиты).

Особую группу консументов составляют редуценты – организмы, питающиеся



Схема «Ярусность»:

- пространственная

-временная

Схема ярусов лесного биоценоза и их обитателей































Схема : «Видовое разнообразие биоценоза»:

-продуценты;

-консументы;

-редуценты









остатками отмерших растений и животных. Сейчас для примера мы рассмотрим биоценоз водоёма. Продуцентами являются все виды растений, которые в своём большинстве располагаются в верхней толще воды, хорошо доступной солнечному свету. Микроскопическими водорослями, или фитопланктоном, питается зоопланктон(циклопы, дафнии). Ими питаются рыбы, употребляющие в пищу ракообразных и насекомых, а ими, в свою очередь, питаются хищные рыбы. Непереваренные остатки пищи, выделяемые организмами, а также отмершие организмы опускаются на дно и становятся пищей для редуцентов. Ранее проговаривалось, что продуценты обитают в верхних слоях водоёма. Подумайте и ответьте, где обитают консументы и редуценты.

Что касается развития организмов, оно происходит неодновременно. Сначала развивается фитопланктон, затем зоопланктон, за ним начинается нерест некоторых рыб.

В природе помимо естественных биоценозов существуют и искусственные биоценозы, или агробиоценозы, которые формируются в результате хозяйственной деятельности человека. Приспособление земель к выращиванию сельскохозяйственных культур при помощи обработки почвы, мелиорации, орошения приводит к уничтожению естественных биоценозов.

В агробиоценозах, как и в естественных биоценозах, складывается типичный состав организмов, есть продуценты (возделываемая культура и сорняки), консументы (насекомые, полёвки), и редуценты (бактерии).

Наряду со сходствами есть ряд различий. Так, агробиоценоз не способен самостоятельно длительно существовать.



Изображения обитателей биоценоза водоёма





















Пауза (учащиеся отвечают на вопросы)









Изображение агробиоценозов



















Схема «Особенности агробиоценозов»:

- ограниченный видовой состав обитателей;

Сокращаются связи межу видами, отсутствует временная и пространственная ярусность. Как следствие, наблюдается незначительная устойчивость. Формируется специфический видовой состав с преобладанием растительноядных животных, преимущественно насекомых-вредителей, для которых характерна всеядность и приспособленность к быстрым сменам растительного покрова. Помимо этого, для поддержания существования агробиоценоза необходимо постоянное вмешательство человека: обработка растений от вредителей, борьба с сорняками, что приводит не только к загрязнению окружающей среды, уничтожению полезных насекомых наряду с вредителями, но и к значительным финансовым затратам.



































- неспособность к самообновлению и саморегулированию

- подверженность гибели вследствие активности насекомых-вредителей

- потребность п постоянной деятельности человека по их поддержанию






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!