Интегрированный урок.
Математика + технология
Тема : Плоские и объёмные предметы. Оригами.
Цели:
1. Формировать представления детей о плоских и объёмных геометрических фигурах через практическую исследовательскую деятельность ;обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
2. Совершенствовать вычислительные навыки, умение классифицировать, сравнивать: числа, геометрические фигуры.
3. Развивать внимание, пространственное и конструктивное мышление, математическую речь ; развивать у детей способность к творчеству, прививать навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи; развивать моторику пальцев.
4. Воспитывать творческую активность, чувство взаимопомощи в совместной деятельности; Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Формы и методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Технологии, применяемые на уроке:
1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);
2. Исследовательские и проектные методы в обучении; при выполнении домашнего задания;
3. Технология обучения в сотрудничестве;
4. Технология развивающего обучения.
Оборудование: компьютер, м/м проектор, раздаточный материал, материалы для проектной деятельности: геометрический материал для конструирования.
Мультимедийное сопровождение урока математики -презентация «Плоские и объёмные фигуры»
Планируемый результат урока: сформировать умение распознавать плоские и объёмные фигуры, установить разницу между этими понятиями
Ход урока.
1.Орг .момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие.
А на чём мы будем путешествовать? Хотите узнать?
Тогда расшифруйте слово: 642315
А-1
Е-2
Г-3
Р-4
Т-5
Ф-6
- Фрегат.
Слайд 1.
- Правильно! Сегодня мы отправимся в путешествие на Земском фрегате в путешествие по Математическому океану!
А цель нашего путешествия – сокровища, похищенные пиратами и спрятанные на острове.
Слайд 2.
2. Актуализация прежних знаний.
Посмотрите все на меня!
Сегодня капитаном работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
-А кто на фрегате главный? (капитан)
- А кто помогает капитану? (команда)
- Так вот я буду капитаном, а вы будете моей командой.
- Готовы ? Тогда отправляемся ! В добрый путь!
- Наш Фрегат будет быстрее и успешнее бороздить океан, если мы поднимем парус. Но к сожалению сейчас штиль.
Команда, помогите надуть паруса.
Звучит шум моря.
Дыхательная гимнастика «Ветер».
И.п. – основная стойка.
На счёт «раз» - вдох;
На счёт «два, три, четыре» - продолжительный выдох со словами: «Ветер надувает парус».
- Молодцы! Наш Фрегат отправляется бороздить Океан Знаний!
-У вас на столах есть бортовой журнал, записи в котором должны вестись чётко и аккуратно.
Пальчиковая гимнастика.
Слайд 3.
«Волна»
Светит полная луна
За волной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море...
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать —
Нам давно пора вставать.
Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать
пальцы сразу двух рук.
- Запишите сегодняшнее число .
Минутка чистописания
- Запишите число, в котором два десятка и одна единица.
- Какое это число?
- Дайте характеристику этому числу.
«Математический риф»
Слайд 4.
- Мы продолжаем наше плавание!
-Но что это? Это коралловые рифы, наткнувшись на которые ваш корабль может дать течь и затонуть. Будьте очень внимательны, чтобы этого не произошло.
а) Математический диктант
- Какое число записано на доске ? (21)
- Запишите предыдущее число? (20)
- Чему равна сумма этих чисел ? (41)
- Запишите разность этих чисел? (1)
б) Устный счёт
1. Тимур и его папа удили рыбу. Тимур поймал 7 рыбок, а папа — на 2 рыбки меньше. Сколько рыбок поймал папа? Сколько всего рыбок поймали папа и Тимур?
2. В аквариуме 10 рыбок. Из них 4 сомика, а остальные меченосцы. Сколько меченосцев в аквариуме?
3. Антон, гуляя по берегу, собрал 7 коричневых ракушек. А белых на 10 больше.
Сколько белых ракушек собрал Антон?
Слайд 5.
- Ребята, посмотрите на небо! Чёрные тучи закрыли солнце!
Зарядка для глаз
Солнце с тучами в прятки играло . (Посмотреть глазами)
Солнце тучи большие считало: (глазами влево - вправо)
Чёрные тучи, серые тучи. (вверх-вниз)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучек очень много стало
И солнце наше пропало.
- Нужно тучи разогнать
Нам примеры порешать!
Слайд 6.
Решение выражений.
46+2
46+20
57-4
57-40
12+14
26-13
- Молодцы, с этим заданием вы справились и на небе снова появилось солнышко!
Слайд 7.
- Продолжаем наше путешествие!
3. Сообщение новых знаний
Остров Знаний.
Слайд 8.
- Ребята, мы подплываем с вами к Острову Знаний! Этот остров небольшой. Жители этого острова Фигуры.
- Какое значение имеет слово Фигуры? (Шахматные фигуры, фигура человека, геометрические фигуры)
- Какие фигуры мы изучаем на уроке математики?
Загадки:
Слайд 9.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! Круг. Слайд 10.
Слайд 11.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник. Слайд 12.
Слайд 13.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат. Слайд 14.
Слайд 15.
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар). Слайд 16.
Слайд 17.
Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (конус). Слайд 18.
Слайд 19.
Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна… (пирамида). Слайд 20.
(На доске появляется надпись Геометрические фигуры)
Слайд 21.
- Посмотрите, что изображено на доске?
- Что необычного вы заметили в этих фигурах?
- Все ли фигуры по форме одинаковы?
- На какие группы можно разделить эти фигуры?
- По какому признаку?
- Назовите фигуры каждой группы . Чем еще отличаются эти фигуры?
- Молодцы, с этим заданием справились! А теперь отправляемся дальше!
Пролив Дружбы
Слайд 22.
Вы очень дружная команда. А
Где дружба, там и согласие.
_ Сейчас мы с вами проплываем по Проливу Дружбы.
- А какие пословицы про дружбу вы знаете?
- Как вы думаете, какие фигуры дружат между собой?
*круг и шар
*круг и цилиндр
*куб и квадрат
*куб и параллелепипед
*треугольник и пирамида
*конус и пирамида
Остров Открытий .
Слайд 23.
Исследовательская работа:
- Посмотрите на эти фигуры.
- Разбейте ваши фигуры на 2 группы.
- Какие группы у вас получились?
- Почему?
- Давайте проверим. Попробуем приложить квадрат к плоской поверхности парты.
- Что мы видим? Он целиком лёг на поверхность парты? Вплотную?
- Как назовём фигуру, которые можно целиком расположить на одной плоской поверхности? (Плоские фигуры)
- Возьмём куб.
- Можно ли куб полностью весь прижать к парте?
- Можно ли куб назвать плоской фигурой?
- Почему ?
- Значит , что мы можем сказать о кубе?
(На доске слова плоские и объёмные)
- Давайте раскладывать слова по группам.
* можно целиком расположить на одной плоской поверхности
* занимает определенное пространство
*возвышаются над поверхностью
*длина и ширина
* длина, ширина и высота
4. Формирование умений и навыков.
Пролив Китов
Слайд 24.
- Ребята, мы с вами проплываем по ПРОЛИВУ КИТОВ. А сейчас вам покажу как можно сделать фигуры кита из плоской фигуры квадрат.
- Что такое оригами?
Из какой страны пришло к нам это искусство?
Слайд 25.
Изготовление оригами
- Подумайте, какие объёмные фигуры можно получить из этой плоской фигуры?
Слайд
Складывание фигуры
- Что же у нас получилось?
- И так, что мы еще узнали о геометрических фигурах?
5. Физминутка
Остров Здоровья
Слайд 26.
- Наш Фрегат сейчас подплывает к Острову Здоровья.
- А что значит быть здоровым?
Физминутка
Мы команда хоть куда
Не боимся мы труда
Море нас с собой зовёт
Нас к победе приведёт.
Чтоб настоящим моряком стать
Нужно руки тренировать
Работаем ритмично
Легко и энергично.
Про все на свете мы узнаем
Мяч сильнее нажимаем.
Раз, два, три, четыре , пять
Возвращаемся к учёбе мы опять.
-Замечательно! Отправляемся дальше в путешествие! А сейчас мы с вами приплыли к Земле Задачи.
Земля Задачи
Слайд 27.
Высота книжной полки 35 см. Ширина полки на 10 см меньше высоты.
Найди ширину книжной полки.
(Работа в бортовых журналах)
- Ребята, а сейчас мы проплывам с вами по Весёлому течению.
Давайте с вами поиграем игру. Если я назову плоскую фигуру вы хлопаете, если объёмную – топаете.
Слайд 28.
6. Итог урока
- Дорогие ребята, мы прошли с вами все испытания, вы выдержали их достойно.
Остров Сокровищ
Слайд 29.
- Наше путешествие подошло к концу, мы прибыли к Острову Сокровищ , благодаря дружной и слаженной работе.
- Что нового вы узнали путешествуя по Океану знаний?
- Что больше всего запомнилось и понравилось?
-Оцените свою работу на уроке:
- Если вы полностью довольны уроком, считаете , что вы выложились и отлично всё поняли, поднимите карточку с штурвалом.
- Если вы довольны своей работой на уроке , но можете работать активнее, поднимите карточку со спасательным кругом.
- Если вы ничего не поняли на уроке и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока , поднимите карточку с якорем
7. Домашнее задание
При помощи плоских геометрических фигур выполнить аппликацию « Кораблик ».