ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
Сценарий игровой программы
в рамках реализации проекта
«Кологод - путешествие за солнцем»
Двор народных игр
игры и забавы зимнего периода «Мороз»
Автор-составитель:
педагог ДО
Письменская И.Б.
г. Новый Уренгой, 2021г.
Цель: создание условий для формирования национального самосознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей младшего школьного возраста через знакомство с русскими народными играми.
Задачи:
дать представление о национальных играх народов России зимнего периода;
разучить русские народные игры и забавы зимнего периода «Штурм крепости», «Варежка», «Снежная башня», «Мороз», «Зимний котел»;
способствовать развитию морально-волевых и физических качеств обучающихся, памяти, смекалки, креативности;
воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительные основы для патриотических чувств;
способствовать развитию познавательного интереса.
Дата проведения: 23-29.01.2021
Время проведения: 10.00ч.- 12.00 ч., 12.30 ч.-14.30 ч., 15.00 ч.- 17.00 ч.
Место проведения: музыкальная гостиная МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, фонограммы русских народных песен, яркая варежка, бутафорские снежки, пластмассовый кубик – «льдинка», гимнастические палки по количеству участников.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята!
Приветствуем вас во Дворе народной игры.
Ведущий 2: Вот мы снова с вами встречаемся на образовательном сезоне проекта «Кологод – путешествие за солнцем». Поднимите руки, кто был осенью у нас?
Ну, а кто впервые участвует в мероприятиях нашего проекта, хотим сказать, что игровая культура России, когда-то была одной из самых богатых в мире. Традиции, обычаи, игры всегда передавались из поколения в поколение. И только от нас с вами зависит, будут ли следующие поколения сохранять и преумножать это наследие. Наша задача научить вас играть, передать весь наш опыт в этом направлении, а ваша задача играть и делиться этим богатством с другими.
Сейчас на дворе зима. Чудесное время года! Поэтому и игры мы разучим русские народные, в которые дети на Руси играли зимой.
Ведущий 1: Зимы на Руси всегда раньше были очень снежными и холодными. Конечно, даже в холода дети и молодёжь не могли усидеть дома и придумывали разнообразные забавы. Как же здорово поваляться в сугробах, построить снежную бабу, поиграть в снежки! Такое раздолье! Русские народные зимние подвижные игры отличаются тем, что в качестве «инвентаря» в них используется снег и лед. Зимние игры и забавы почти всегда немного «буйные». Возможно потому, что российские морозы побуждали быстро двигаться, не стоять на месте – а то замерзнешь.
Ведущий 2: Давайте вместе заглянем в прошлое и посмотрим на то, как развлекались дети в былые времена, когда не было высокотехнологичных гаджетов и компьютеров. Когда дети радовались белому снегу и ясному солнцу.
Кто не хочет скучать –
Все бегите к нам играть!
От души мы порезвимся,
Вместе все повеселимся!
Подвижная игра «Варежка».
Все ребята становятся в круг, держась за руки. С помощью считалки выбираются двое водящих: первый становится в круг, второй — за его границей. У первого водящего в ручках находится варежка. Он должен бросать её второму водящему, чтобы тот её поймал. Однако остальные игроки мешают это сделать - поднимают руки, отбивают ими рукавичку обратно в круг.
Водящие перекидывают друг другу варежку до тех пор, пока кто-то из детей её не поймает или ею не выбьют первого водящего. Тогда ребенок, который поймал варежку становится в круг, тот кто бросал варежку на его место. А ведущий, которому бросали варежку, за границу круга.
В течение 2-3 минут проходит подвижная игра «Варежка».
Ведущий 1: ребята, молодцы, поиграли от души! Присаживайтесь.
А вы знаете какие-нибудь зимние русские народные игры? (ответы детей).
Ведущий 2: «Два мороза», «Льдинка, «Коровка», «Каблучок», «Царь горы», думаю всех названий и не перечислить.
А сейчас поиграем в игру «Снежная башня». Когда прошел мокрый рыхлый снег, из которого ребята и строят небольшую башенку – не больше 70 см. Потом готовят «оружие» – снежки. Их понадобится не меньше 100 штук. И охрану от нападающих – ледянки. Дети делятся пополам: на «защитников» и «захватчиков» башни. «Защитники» окружаю башню, а «захватчики» отходят на 10 шагов от нее, держа оружие в руках. Можно использовать и вот такой нехитрый стишок:
Мороз Красный нос
Холод-стужу принес,
На дороге начудил,
Башню снежную слепил.
Кто встал в кружок –
Бросай снежок!
После чего «захватчики» кидают снежки в башню, пытаясь ее сломать. «Защитники» же отбиваются ледянками. Потом команды меняются ролью. Игра продолжается до тех пор, пока башня не падет. Победа присуждается той команде, которая эту башню и разрушит.
Ведущий 1: ребята, молодцы, поиграли от души, подрумянились щеки и носы! Собираем снежки в корзину и присаживаемся.
Ведущий 2; Мы же сейчас разучим игру «Мороз». Послушайте, пожалуйста, правила.
Это игра-хоровод с элементами салок.
Водящего – «Мороза» – выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает «Мороз».
Ребята водят хоровод и читают стихотворение:
Идет Зимушка-Зима,
У ней белая коса.
С ней идут три тетки –
Белые поддевки:
Метель, Вьюга да Пурга.
У тех теток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит – тот замерз!
На слово «замёрз» дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить). Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу». Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом».
Ведущий 1:
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора.
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Участники играю 3-4 раза в подвижную игру «Мороз».
Ведущий 2: Присаживайтесь и отдохните. А я пока расскажу правила еще одной игры. Игра очень похожа на хоккей, называется «Льдинка».
В старину в нее играли загнутыми на концах палками, сейчас же можно использовать клюшки и шайбу.
Перед игрой нужно начертить две окружности так, чтобы малая окружность (70 сантиметров) находилась внутри большой (5-6 метров). В центр маленькой окружности нужно сложить 10 льдинок. Считалкой нужно выбрать ведущего, который занимает место внутри большого круга и не может его покидать.
Остальным игрокам нужно выбить льдинки за пределы большой окружности, а водящий должен их осалить. Первый же осаленный и становится новым ведущим. Игра продолжается до тех пор, пока последняя льдинка не покинет пределы большого круга.
Ведущий 1:
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Вместо клюшек мы используем обычные гимнастические палки. Расскажите сами правила безопасности игры с палками. (Ответы детей).
Ведущий 2: Раз, два, три, игру начни!
Подвижная игра «Льдинка»
Ведущий 2: Палки убираем в чехол. Присаживайтесь!
А хотите еще поиграть?
Ну, тогда детвора,
Будет новая игра!
Ещё одна интересная подвижная игра «Царь ледяной горы».
Правила таковы. Играют в «Царя» чаще всего мальчики, так как эта игра силовая и активная. Играют в нее все против всех. Для начала выбирался высокий сугроб. В данный момент сугробом у нас будет гимнастический коврик или мат. А каждый игрок должен был забраться на саму вершину «сугроба» и не дать другим себя скинуть оттуда.
В этой игре можно и даже нужно пихаться, бороться, толкаться и сталкивать соперников с «сугроба» вниз. Царем становится тот, кто продержится на вершине дольше всех. Для усложнения вместо сугроба лепили огромный шар из снега, который поливали водой, а играть начинали уже на следующий день. Сложность же заключалась в том, чтобы забраться на такой скользкий шар, даже когда тебя и не толкают.
Ведущий 1:
Собирайся, народ,
Кто со мной играть идет?
Подвижная игра «Царь ледяной горы»
Ведущий 2: Ребята, понравились вам игры? Нам очень интересно узнать, какая же больше игра понравилась. Я буду называть название игры, а вы хлопать в ладоши. И чем интереснее игра для вас, тем громче должны быть аплодисменты.
Игровой момент «Оценка игры».
Ведущий 1: Судя по аплодисментам все игры вам очень понравились. И мы рады этому!
Ведущий 2: Русские народные игры очень многогранные, разноплановые. Но все они позволяют ребенку развивать разные физические и морально-волевые качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, координацию движений, выдержку, силу воли, ответственность, быстроту реакции и другие. Многие игры развивают умения, которые пригодятся вам во взрослой жизни.
Ведущий 1: Нам же остается только пожелать: играйте сами, играйте с друзьями, играйте везде и будьте в играх на высоте!
Ведущий 2: Спасибо всем! До новых встреч весной!
Список литературы:
Науменко Г.В. Народные праздники. - Москва,1999 г.
Науменко Г. Н. Фольклорная азбука. - Учебное пособие, М.: 1996.
Релли Н. Русские обряды и традиции. - С-Петербург, 2002 г.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. - Москва, Эксмо 2007.
http://www.azbyka/ru/deti/ narodnyie-igryi
http://www.saguny.ru/zimnie-russkie-narodnyie-igryi/
https://babytwins.ru/russkie-narodnye-igry-zimnie/