Под русскую народную «У нас нонче субботея» дети шагают в группу
на чаепитие.
Сценарий фольклорного праздника «Весенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста
1. Цель: воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Задачи: - знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
-дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр,
хороводов;
-доставить детям радость.
3.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах; прослушивание народной музыки, пение песен, беседы о наступающей весне. Разучивание плясок, потешек, небылиц, пословиц, народных игр, хороводов.
4. Оборудование и материалы: костюмы, яркие платочки для девочек.
Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещетки, бубны, свистульки, треугольник. Берестяной кузовок, картинки с иллюстрациями,, карусель.
Ход занятия:
На середину зала выходит муз. руководитель в русском нар. костюме.
Хозяйка: Что за славный денек, на бугре солнцепек.
Собирайся, народ, у ворот!
Петь, шутить, хороводы водить,
Весну красную веселить.
Заходят девочки, исполняют хоровод.
Русский народный хоровод «.Вот уж зимушка проходит»
Садятся на скамейку.
Девочка: Проходи, честной народ, не пыли дорожка.
Добры молодцы идут погулять немножко.
Под русскую народную «Во кузнице» заходят мальчики. В руках –
ложки(игра на ложках).
Мальчик: Если есть в лесу цветы - будет и поляночка.
Если есть у нас девчата - будет и гуляночка.
Мальчик: А ну, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван!
Встанем, братцы-ка рядком и частушки пропоем!
Муз.рук: Собрались все и веселье пошло. Кто кого перепоет?
♫ Частушки.
Мальчики: Девочки-беляночки, где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися!
Мальчик: На окошке два цветочка,
Голубой да аленький.
Мы парнишки – удальцы,
Хоть и ростом маленьки.
2 Девочки: Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Девочки: Ставим ножку на носок,
А потом на пятку,
Мальчики: Ну, а мы сейчас пойдем
Танцевать в присядку!
Вместе: Хороши наши частушки,
И напев у них простой.
На сегодня петь кончаем –
Ставим точку с запятой.
Муз.рук: Сегодня наши посиделки посвящены весне.
). И к вам пришли девицы-красавицы как весенние цветочки, чтобы с песнями-веснянками весну закликать, зиму провожать.
Закличка «Ой весна красна»
1 девочка: Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати.
2 девочка: Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог!
3 девочка :Все дрова у нас пожгла. С крыш солому унесла.
4 девочка: Надоела ты нам и наскучила, Наши рученьки приморозила.
5 девочка: Нам, зима, ты надоела, И весь хлеб у нас поела.
6 девочка: Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря.
7 девочка: Всё теплей и теплей! Поднимайся, пар, с полей!
8 девочка: Снежная тай, пелена! Приходи скорей, весна!
Входит Весна. (девочка)
Здравствуйте!! Так хорошо вы меня звали, что я не могла пройти мимо.
Ребятишки старались поговорить с весной как с добрым и щедрым другом.
1 девочка. Весна-красна, где ты бывала?
Весна:
В лесу зимовала, огород городила, Капусту садила, цветы заводила.
2 девочка. Весна-красна, на чём пришла?
Весна:
На сохе, на бороне, на жердочке, на бороздочке. На ржаном колоске, на пшеничном пирожке.
3 девочка. Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна:
Соху, борону и кобылку ворону, Солнца клочок и соломки пучок. Хлебушка краюшку и водицы кружку. Грачи летят, на всю Русь трубят: «Чу-чу, чу-чу, мы несём весну!»
Хоровод «Весенний»(фонограмма)
Весна: Спасибо вам! Хорошо вы меня встречаете и для вас игру припасла
Дети становятся парами
Весна поет: Хорошо вы меня встречаете и я для вас игру припасла « Идет матушка весна» (дети становятся парпами),поют
Идёт матушка весна,
Отворяйте ворота!
: Первым март пришёл,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель –
Отворяй пошире дверь.
А потом пришёл и май –
Сколько хочешь ты гуляй!(весна проходит в « ворота».после оокнчания песня весна останвливается перед парой и дотрагивается(салит),
Дети бегут к стульчику и берут погремушку,кто взял первый ,тот стучит в погремушку, а дети пляшут. Второй игрок берется за руку с « весной» Игра повторяется
Муз.рук: Ребята, а кто знает пословицы о весне или её приметах
Дети называют: Март – утро весны.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
Апрель с водой – май с травой.
Май холодный – год хлебородный.
Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай.
Хозяйка: А сейчас я вам, ребятки,
Загадаю всем загадки.
Кто смышленый погляжу.
Собираю я загадки
В кузовок берестяной,
Что лежит, в нем вы узнаете,
Коль загадки отгадаете.
1. В лесу тук-тук,
В избе ляп-ляп.
В руках дзинь-дзинь,
По полу топ-топ. (Балалайка)
2. В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
3. Музыкальным инструментом
Кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после
Для друзей своих сыграть. (Ложки)
4. Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки. Испекла нам бабушка сладкие…. (Оладушки)
♫ Песня «Оладушки»( исполняют девочки, пение сопровождается игрой на ложках)
Дети садятся на стульчики.
♫ Под веселую музыку появляется Скоморох Ваня.
Скоморох: Позвольте представиться! Я – Скоморох Ванька!
По всему свету гуляю, все на свете знаю!
Пришел я к вам позабавить вас, да повеселить,
Праздник вместе с вами встретить!
Говорят, что для души все причуды хороши!
Вот послушайте, что я вам сейчас расскажу:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Он схватил дубинку, разрубил топор,
И по нашей кошке пробежал забор.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Между небом и землей поросенок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
Муз.рук: Ребята, это что нам сейчас прочитал Ваня-Скоморох?
Дети: Небылицы!
Муз.рук: Правильно! А наши ребята тоже знают потешки – веселые
насмешки! Хочешь послушать?
Скоморох: С удовольствием!
Дети:
1. Чепуха, чепуха, это просто враки!
Сено косят на печи молотками раки!
2. Два жадных медвежонка сидели на суку,
Один держал кастрюлю, другой месил муку.
Раз: ку-ку! Два: ку-ку! Оба шлепнулись в муку.
Оказались не в муке, а у бабки в твороге.
3. Сел сверчок в уголок, таракан - на шесток.
Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи – как попрыгали с печи!
Да давай подпевать, да давай танцевать!
Муз.рук: Эй, ребята, в бубны бейте!
Вы ладошки не жалейте!
Поиграйте на гармошке,
Постучите нам на ложках,
Сыграйте, спойте от души,
Чтобы ноги в пляс пошли!
«Песня «Ой, вставала я ранешенько» (аккомпанемент -детский оркестр)
Скоморох: Собирайся детвора
Ждет вас русская игра!
♫ Игра «Золотые ворота»
Скоморох: Ух, и позабавили вы меня на славу!
А теперь я хочу посмотреть, какие вы плясуны.
Давайте устроим веселый перепляс!
Девочка: Обойди весь белый свет,
Лучше русской пляски нет,
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
♫ Русский танец «Чудо-балалайка»
Скоморох: Вижу, хорошие вы плясуны. Делу время – потехе час.
Поиграем мы сейчас! И сегодня для вас открывается солнечная карусель!
♫ Игра «Карусель».
Дети образуют круг, держась за ленты, концы которой связаны. Они берутся за ленты правой рукой и идут по кругу сначала медленно, потом все
быстрее, а под конец бегут. Дети бегу под веселую музыку
После окончания музыки один ребенок ходит вокруг ,дети приговаривают
«Заря-заряница, солнцева сестрица, по небу ходила, лучи обронила
Лучи золотые, ленты голубые, раз два три, не воронь, а беги как огонь!!
(игра повторяется)
Движение карусели постепенно замедляется. Дети опускают ленты на землю и расходятся.
Скоморох: Ой, да молодцы! Ой, да удальцы!
Как мне нравится веселье, за все это – угощенье!
Выносит печенье на подносе.
Вот печенье принимайте, сладким чаем запивайте!
Самовар уже поспел! Пейте, лейте не жалейте!
И вприкуску и в накладку, чтобы вкусно, чтобы сладко!!!!