СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий физико-математического мероприятия «И минуло два с лишним века - Россией Ломоносов не забыт!»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается Вашему вниманию сценарий физико-математического мероприятия  «И минуло два с лишним века - Россией Ломоносов не забыт!».

Просмотр содержимого документа
«Сценарий физико-математического мероприятия «И минуло два с лишним века - Россией Ломоносов не забыт!»»

Сценарий проведения мероприятия


Преподаватель: С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

В качестве напутствия командам, хотелось бы прочитать стихотворение, принадлежащее выдающемуся учёному - математику Софье Васильевне Ковалевской.

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решенье своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, и с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Ведущий 1. Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале.

Ведущий 2. Приветствуем всех, кто любит математику и физику, кто учит математике и физике, кто занимается и увлекается математикой и физикой.

Ведущий 1. Позвольте мне представить наше уважаемое жюри.

Ведущий 2. Сегодня мы приглашаем на сцену сборные команды колледжа. Давайте с ними познакомимся поближе. Вашему вниманию представляются визитные карточки команд под девизом: «А вот и мы!»


(визитная карточка «А вот и мы!»


Ведущий 1. Оценки жюри.

Ведущий 2. Но сегодня мероприятие у нас необычное. Оно посвящено великому русскому учёному и сейчас командам предстоит отгадать его фамилию. Итак, конкурс называется «Разгадай кроссворд». Перед вами листы с кроссвордом, у вас есть 5 минут на то чтобы получить слово, выделенное жёлтым цветом.

(конкурс «Разгадай кроссворд»)


Ведущий 1. Совершенно верно, герой нашего мероприятия Михаил Васильевич Ломоносов.

Ведущий 2. А.И. Герцен однажды заметил: «Случившееся стоит писаного - его не вырубишь топором». И верно - его не вырубишь из нашей истории, из нашей памяти, из наших сердец. Именно так продолжают жить люди и со­бытия далекого и близкого прошлого, но какой бы ни была «емкость» нашей памяти, какой бы «вместительностью» ни обладали наши сердца, им не удержать всего. Память всегда избирательна: из сплошного потока со­бытий и людей, в них участвующих, она оставляет глав­ным образом людей «отмеченных Провидением».

В наши дни, когда идет работа по осознанию сво­его места в мире, своих исторических перспектив, сво­их достоинств и недостатков, мы неизбежно обращаемся к прошлому, к опыту великих деятелей отечест­венной истории. Несомненно, мы несем в себе их ду­ховный опыт, их ошибки, разочарования и драмы, в нас живет память о звездных часах исторических пред­шественников, об их идеалах и свершениях. Жизнен­ный подвиг Ломоносова, составивший эпоху в исто­рии духовной жизни нашего народа, на века остался свидетельством его, народа, силы и величия.

Ведущий 1. Необходимо сказать, XVIII век был временем, когда сменялся господствующий в России тип культуры: место средневековой занимала во все возрастающей мере культура Нового времени. Первая половина века характеризуется также становлением национального самосознания, являющегося одним из условий формирования из русской народности русской нации, когда появилась «единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия».


(музыкальная пауза)


Ведущий 1. Наверняка у многих из вас возник вопрос, а почему именно Ломоносов?

Ведущий 2. Ответ на этот вопрос кроется в задании к конкурсу «Сосчитай-ка».

Ведущий 1. Перед вами листы с заданиями. Победит тот, кто быстрее получит конечный результат вычислений. На конкурс отводится 10 мин. Калькулятор использовать нельзя.


(конкурс «Сосчитай-ка»)


Ведущий 2. Итак, результат получен – 300. В 2011 вся страна отмечает трёхсотлетие со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова.

Ведущий 1. Отец Ломоносова (по сказкам) родился в 1861 году, рано лишился родителей. Вынужденный пробивать себе дорогу сам, Василий Дорофеевич не имел возможности ни обучиться грамоте, ни рано обзавестись семьей. Став на Северной Двине известным промышленником, Василий Дорофеевич в возрасте 28 лет женился на сироте, дочери дьякона соседнего Николаевского прихода Елене Ивановне Сивковой. Она была обаятельной, скромной, застенчивой и

очень трудолюбивой женщиной. Его первый учитель - дьякон местной церкви Семен Сабельников признался своему ученику, стоя перед ним на коленях: «Все, Михайло, боле ничему тебя я научить не разумею». Мать умерла, когда

Мише шел девятый год. И детство мальчика прошло в семье мачехи «закоренелой во злобе бабою». С десяти лет отец берет Мишу в море. С промыслов поморы возвращались глубокой осенью. Ломоносов не мог забыть родную мать, отдавшую сыну столько материнского тепла и любви. Каждый раз возвращаясь с промыслов, Михайло посещал могилу матери на погосте, находившемся недалеко от дома.


Ведущий 2. Ну, а мы переходим к следующему конкурсу, который называется «Мозговой штурм».

Ведущий 1. Командам необходимо решить пять уравнений. На первый стул садится участник с карточкой, на которой указан ответ к первому уравнению, на второй стул - ко второму уравнению, а на третий стул с карточкой, на которой указано число, состоящее из ответов к оставшимся трём уравнениям.


(конкурс «Мозговой штурм»)


Ведущий 2. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов.

Ведущий 1. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: "вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора". Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.

Ведущий 2. Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости "науки", знания. "Вратами учёности" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить. Из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом "Грамматику" Смотрицкого и "Арифметику" Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека. Это было 1730 году.


Ведущий 1. Следующий наш конкурс «Чтец». У каждой команды на столе лежит график, на котором изображена зависимость пути велосипедиста от времени.

Ведущий 2. Участникам команд необходимо ответить на три вопроса. Кто быстрее это сделает, тот и победит. На задание отводится пять минут. А капитаны команд удаляются для выполнения другого задания.


(конкурсы «Чтец» и «Калейдоскоп»)


Ведущий 1. Команды получили ответы на задание, но это не просто числа - это важные события в жизни Ломоносова.

Ведущий 2. Славяно-греко-латинская академия, куда он поступает в 19 лет и где благодаря необычайным способностям за год осваивает три класса, не может утолить его жажду к просвещению. Его не прельщает даже сан священника, все его помыслы заняты естественными науками. К счастью, приходит запрос Петербургской Академии наук, и Ломоносов вместе с другими «в науках достойными учениками» направляется из Москвы в Петербург в качестве студента университета. Богословие и риторика остались позади - открылся путь к химии, физике, технике. А вскоре после зачисления в университет Ломоносова в числе трех наиболее достойных студентов командируют в Германию для изучения химии, металлургии, физики, гидравлики и других наук. Нелегкое учение, как в России, так и за границей: над книгами просиживал сутками. Экономия во всем: скудная пища, дерганье перьев у гусей на московских прудах, скромное платье. Непонимание и насмешки современников.

Ведущий 1. В названии нашего сегодняшнего мероприятия не просто так присутствует слово калейдоскоп. Знаете ли вы, что Ломоносов является основателем мозаичного искусства в России. Посмотрите, пожалуйста, на экран.


(демонстрация отрывка из фильма «Ломоносов»)


Ведущий 2. А теперь давайте оценим работы капитанов команд, им было предложено составить «мозаическое полотно» из геометрических фигур.

Ведущий 1. Михаил Васильевич увлекался не только точными науками, но и литературой. В поэзии Ломоносова воедино слиты эрудиция ученого и дар художественной интуиции. Его стихи горячо пропагандируют науку и раскрывают ее роль в развитии страны. Чернышевский так сказал об этом: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для благо его Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только Отечеству». Мы до сих пор пользуемся силлабо-тонической системой стихосложения, которую создал великий ученый. Любимый стихотворный размер М.В.Ломоносова – ямб, потому что именно он подходит больше для торжественно звучащих произведений. А музыка И.С.Баха по своему звучанию соответствует высокому стилю произведений поэта.


(звучит двойной концерт И.С. Баха,

студент читает стихотворение «М. Ломоносов» Н. Рыжова)


Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайла Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошел, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайла Ломоносов

Родившейся под северной звездой.


Ведущий 2. А сейчас посмотрим как умеют сочинять стихи участники команд. Наш следующий конкурс «Стихотворный».

Ведущий 1. Вот рифмы, используя которые вам необходимо сочинить четверостишия:

поэты - секреты,

цифры - ответы,

математика - акробатика,

юбилей – о,кей.


(конкурс «Стихотворный», музыкальная пауза)


Ведущий 2. Участников команд ждёт конкурс «Шифровка». Перед вами листы с заданием и таблицей с шифром.

Ведущий 1. Используя таблицу с шифром, необходимо установить букву, находящуюся на пересечении горизонтали и вертикали и вписать в данную клетку.

Ведущий 2. Расшифровав задание, вы получите высказывание великого русского ученого М.В.Ломоносова о математике. У вас три минуты, время пошло.


(конкурс «Шифровка»)


Ведущий 1. С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии. В 1749 г., в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 г. открытие Московского университета. Еще раньше, в 1753 г., Ломоносову удается устроить фабрику мозаики. В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством. В 1759 г. он занят устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, при чем опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: "куда с учеными людьми?". Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны "для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, военного дела, хода севером"

Ведущий 2. Имя Ломоносова становится известным. Его первым из русских ученых избирают почетным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получает европейское признание. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в "большие" люди, получил чины и признание, стал крупным ученым.

Ведущий 1. Последний конкурс для участников называется «Проценты».

Ведущий 2. Командам предстоит решить три задачи, связанные с нахождением процента. Ответы необходимо записать в одну строку и поставить между ними точки.


(конкурс «Проценты»)


Ведущий 1. В результате получили - 4. 4.1765 –дата смерти М.В.Ломоносова.

Ведущий 2. Последние годы Ломоносова отмечены признанием и почетом современников; сама Екатерина благосклонно жаловала ученого милостями. Сам же Ломоносов, став знаменитым, своим привычкам не изменял: принимал гостей в китайском халате: между земляками - архангельцами и важными вельможами различий не делал. Умер Михаил Васильевич Ломоносов от весенней простуды пятидесяти четырех лет от роду…Слова Ломоносова к другу Штелену: «Я прожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки и России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети Отечества вспомнят обо мне и пожалеют».

Ведущий 1. Пока жюри подсчитывает количество баллов, набранных командами в ходе игры, мы предлагаем конкурс для зрителей «Угадай-ка». Задание следующее: перечислите названия наук, в развитие которых внёс свой вклад М.В. Ломоносов. Тот, кто назовёт наибольшее количество, тот и будет победителем.


(конкурс «Угадай-ка»)


Ведущий 2. М.В. Ломоносов тот человек, с именем которого непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России ХVIII века. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности. М.В. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличавшуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представителями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

Ведущий 1. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. Заговорили о Ломоносове лишь через 90 лет после его смерти и заговорили впервые в Московском университете, когда пришлось вспомнить, что Ломоносов был его основателем… На труды Ломоносова обратили надлежащее внимание лишь в 1900 г., когда исполнилось 150 лет со дня основания первой русской химической лаборатории, которая создана была опять-таки Ломоносовым. В 1865 г., когда исполнилось столетие со дня кончины Ломоносова, в торжественных заседаниях академии и университетов производилась оценка его трудов учеными того времени.


(поэтический венок, посвященный М.В. Ломоносову)



Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

Его пути - ветрам наперерез.

Его стремленья – благо для народа.

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего-то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, да и покоя нет.

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Его надежда и творенье…

И - что уж там!- он создан,

он стоит,

Наш первый,

наш российский,

наш московский!

Теперь и в землю не обидно лечь.

Свершён на свете подвиг человека.

И минуло два с лишним века -

Россией Ломоносов не забыт!

( М.И.Алигер. из поэмы "Ломоносов")


И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя правды и науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный русскому уму,

завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему…

(Ф.И. Тютчев. Ломоносов)


Подбадривал он тех, кто может

науке силы все отдать.

Его словам весьма полезно

И ныне молодым внимать:

" О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны!

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!"


Его слова звучат доныне

Как мудрый молодым завет.

Они важны для нас сегодня,

Хоть минуло немало лет.

И к нам он тоже обращался

Через года,

через века…

Делами, знаньями в науках

Прославим память земляка!

(Из стихотворения студента)



(Подведение итогов. Вручение призов.)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!