Урок-игра «Филологический квест»
Филологический квест - это одна из поисковых игровых форм внеклассной работы. Данный вид работы полезен тем, что развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности познавательного процесса и интеллектуального саморазвития.
В квесте могут участвовать несколько команд. Игра развивает познавательную активность, культуру общения, эрудицию, смекалку. Формирует умение работать в команде. Задания связаны с русским языком и литературой.
Цель: повышение интереса учащихся к предмету; расширение и углубление языковедческих знаний; создание благоприятных условий для выявления знаний и умений участников в нестандартной игровой ситуации. Способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
Учащиеся делятся на две команды, затем команды получают первый конверт. Далее каждое выполненное задание ведет учеников к следующей подсказке; в итоге последнее задание приводит их к призу.
-мотивировать школьников к участию в игре;
-формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в филологическом квесте;
- расширить кругозор учащихся;
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята, знатоки и любители русского языка! Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие в форме Филологического квеста - это одна из поисковых игровых форм внеклассной работы. Данный вид работы полезен тем, что развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. Сегодня в нашем квесте будут участвовать две команды. Задания будут связаны с русским языком и литературой.
И прежде, чем начать нашу игру, мы разделимся на 2 команды.
Каждому из вас, тихо на ушко, скажу слово. Вы его запомните. После того, как я произнесу вслух эти слова, вы выстроитесь по командам.
- «Грамотеи» -выстраивается первая команда.
-«Речеведы»- выстраивается вторая команда.
А сейчас выберите девиз, который будет соответствовать вашему названию команды. ( 1-2 минуты).
Итак, мы начинаем!!!
(приветствие команд)
Я рада вас приветствовать на нашей филологической игре. Русский язык, великий и могучий! Нам с вами повезло! Нам в руки попал самый большой клад, каким только может владеть человек.
Команды получают первый конверт. Далее каждое выполненное задание ведет вас к следующей подсказке; в итоге последнее задание приведёт вас к призу.
Задание 1
Количество звуков в этом слове подскажет вам номер конверта со следующим заданием:
ЖУЖЖАНИЕ
Задание 2
В пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» падчерицу послали в лес за этими чудесными цветами.
Задание 3
Какие слова лишены окончания? Подумайте, какие части речи не имеют окончания, посчитайте их количество и узнайте номер следующего конверта.
Задание 4
Отгадайте все слова кроссворда и узнаете ключевое слово.
Вопросы:
1. Морфема, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
3. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
4. Раздел науки о языке, который изучает части речи.
5. Категория глагола, которая характеризуется наличием постфикса -ся и обозначает «перенос действия на себя».
Задание 5
Сумма всех морфем в слове «ВОДОПРОВОД» - номер следующего конверта.
Задание 6
По строкам из произведения угадайте автора. Его фамилия приведет вас к следующей подсказке:
«Да, были люди в наше время.
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Задание 7
Количество местоимений данного стихотворного фрагмента подскажет вам номер следующего конверта:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».
Задание 8
Составьте из букв слово. В слове зашифровано число. Сложите все цифры этого числа и получите ответ.
Подсказка:
Задание 9
Этот способ образования слов в русском языке называется «СУБСТАНТИВАЦИЕЙ». Так прилагательное в словосочетании «мороженое мясо» превращается в существительное. Какое это существительное?
Задание 10
Отгадайте загадку. Отгадка приведет вас к призу.
Он серьёзный, даже мрачный.
Спинка строгая пряма,
Но попробуй сесть иначе —
Как конёк, пускай он скачет.
Спинку к сердцу прижимай,
На него верхом сядь смело:
Вот теперь другое дело!
Ответы к заданиям:
Конверт №8;
Подснежники (на стене висит фотография, на ней спрятана цифра - конверт №5);
Конверт №3 (наречие, деепричастие; инфинитив);
Ключевое слово пчела (на стене размещен плакат, на нем спрятана цифра – конверт №6);
Конверт №4;
Портрет писателя М. Ю. Лермонтова содержит подсказку (конверт №2);
Конверт №7;
Конверт №1;
На стене размещена фотография (отгадка – мороженое); на фотографии спрятана цифра – номер следующего конверта 9;
Отгадка – стул; учащиеся находят приз.
Учитель: Итак, побеждает команда__________________________
В ходе игры было видно, что ВСЕ вы старались показать свои знания и умения. Поэтому я хотела бы вручить вам сертификаты участников нашего мероприятия.
- Ребята, скажите, вам понравилась игра?
- Какое впечатление осталось у вас после нашего мероприятия?
Хочется выразить вам слова благодарности, за то, что вы сумели общаться и работать в команде.
. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Приложение
Задание 1
Количество звуков в этом слове подскажет вам номер конверта со следующим заданием:
ЖУЖЖАНИЕ
Задание 2
В пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» падчерицу послали в лес за этими чудесными цветами.
Задание 3
Какие слова лишены окончания? Подумайте, какие части речи не имеют окончания, посчитайте их количество и узнайте номер следующего конверта.
Задание 4
Отгадайте все слова кроссворда и узнаете ключевое слово.
Вопросы:
1. Морфема, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
3. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
4. Раздел науки о языке, который изучает части речи.
5. Категория глагола, которая характеризуется наличием постфикса -ся и обозначает «перенос действия на себя».
Задание 5
Сумма всех морфем в слове «ВОДОПРОВОД» - номер следующего конверта.
Задание 6
По строкам из произведения угадайте автора. Его фамилия приведет вас к следующей подсказке:
«Да, были люди в наше время.
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Задание 7
Количество местоимений данного стихотворного фрагмента подскажет вам номер следующего конверта:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».
Задание 8
Составьте из букв слово. В слове зашифровано число. Сложите все цифры этого числа и получите ответ.
Подсказка:
Задание 9
Этот способ образования слов в русском языке называется «СУБСТАНТИВАЦИЕЙ». Так прилагательное в словосочетании «мороженое мясо» превращается в существительное. Какое это существительное?
Задание 10
Отгадайте загадку. Отгадка приведет вас к призу.
Он серьёзный, даже мрачный.
Спинка строгая пряма,
Но попробуй сесть иначе —
Как конёк, пускай он скачет.
Спинку к сердцу прижимай,
На него верхом сядь смело:
Вот теперь другое дело!