СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "Дети узники концлагерей"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Дети узники концлагерей"»

Дети – узники концлагерей

Музыка, поёт 1 кл.


1уч. 22 июня 1941 года

2 уч. 9 мая 1945 года

3 уч. Две странички календаря

4 уч. Два дня жизни планеты Земля

5 уч. Два дня истории Человечества

6 уч. А между ними…

1418 дней и ночей полыхали бои…

7 уч. 1418 дней и ночей советский народ вёл освободительную войну

8 уч. Долог и труден был путь к победе!

1уч.

Победа!

Славный сорок пятый!

Друзья, оглянитесь назад –

Из сорок первого ребята

Сегодня с нами говорят.


 Дети войны – мальчики и девочки - их жизнь могла и должна быть другой наполненной беззаботным, веселым временем.

Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, лишения. Мы предлагаем совместный проект «Дети- узники концлагерей


Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из действующих был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами. И погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч…

Концентрацио́нный ла́герь (сокращённо концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания.

«Лагеря смерти», «фабрики смерти», единственно правильной целью которых, было методичное убийство европейских евреев, а в дальнейшем и других «неполноценных» народов.

Эти лагеря были созданы на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях.


Около 4 млн. русских, более 3 млн. евреев и до 200 тыс. цыган погибло в лагерях уничтожения, прежде всего в газовых камерах.


Выходит девочка с распущенными волосами, в белой одежде и маленький мальчик. Вокруг дети со свечами, символизирующие погибших в этой войне.

1 уч
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.


Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.


От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.


Идетства не было отдельно,
А было вместе — детство и война.


Словно призраки, бледны,
Мы крепились — не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали.


Танец – Дети войны


Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха.


Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу.

Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки.

В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях.


Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.


Среди защитников Родины были и дети.


Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. .


4 года войны. Фронт. Тыл. 27 миллионов погибших.

А еще были концентрационные фашистские лагеря.

В них фашисты издевались не только над взрослыми, но и над детьми. Их мучили, пытали, ставили опыты, сжигали в печах

Музыка . Люди мира

Из надписей на лагерных могилах:
    Толя Амозов 1937 – 1942,
        Нелли Васильевна Апрохина,
           8.3. 1938 – 28.8. 1942.
Тебя я встретил невзначай
И улыбнулся грустно.
Березы тонкая свеча
Вверху горела тускло,
И, словно искры от огня,
Листва, кружась, летела.
Два шага было до тебя – 
Ты в платье легком белом.
Среди ветвей, как маков цвет,
Пылала вся в закате…
Но призрак скрылся. Цифры лет
Над холмиком распяты.
Как скудно вымерен твой срок!
Ведь я не знаю, Неля:
Успела ль ты хотя б разок
Качнуться на качелях?
Цветы неловко теребя, 
        Стою я над могилой.
        Ах Неля, не вернуть тебя 
        Уж никакою силой.

Более 5 миллионов  детей стали узниками концлагерей, гетто разбросанных по всей оккупированной Европе.

Они несли свой крест – ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры – детства.

Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей. 

Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. 

Выживал лишь один из десяти.

Они узнали не только ужас рабского труда, но и унижение, оскорбление человеческого достоинства. 

Первые дети попали в лагерь уже в июне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями, среди них - двух- и трехлетние С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей.

Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детейих отправляли в другие лагеря, где сжигали в газовых камерах

Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправляли в печи крематориев.


Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.

Танец «Дети войны» - отрывок

Дети кладут игрушки и ставят вазочку с конфетами.

Доныне в памяти тот год,

Военной гари стойкий запах,

Когда в неволю, словно, скот

Враги везли детей на запад.

При скудном мизерном пайке

Едва держались души в теле.

Из нас в далеком далеке

Людское вытравить хотели.

Всего было угнано в Германию 5 млн. 269 тыс. 513 человек.

Свидетельство очевидца:
В Германию ехали в товарных поездах-телятниках, в вагоны загоняли столько людей, что даже сидя нельзя было вытянуть ноги, а от духоты люди теряли сознание.  Многие умирали, не доехав до пункта назначения.

На вокзале стоял плач матерей, дети из вагонов звали своих мам


Те несколько суток до германской границы узники ехали в ужасающих условиях.  Кормили их одни раз в день: давали по кусочку хлеба и питье.  Иногда кормили брюквенным супом с червями.


Товарные составы с узниками часто попадали под бомбежку.  В вагонах были раненые, которым не оказывали никакой помощи, и убитые. 

 Свидетельство очевидца:: « стоял страшный стон и плач. Всем хотелось есть и вдохнуть хотя бы глоток свежего воздуха».

Находились смельчаки, пытавшиеся сбежать, но так как вагоны были под охраной, их тут же возвращали: на станции полицаи с собаками обходили вагоны.

На границе с Германией всех стригли наголо, фотографировали, предварительно присвоив номера, и брали отпечатки пальцев. 

После везли вглубь страны; на станциях людей  группами выводили из вагонов и продавали.  Это фактически была продажа рабов. 

Покупатели ощупывали узников с ног до головы, выбирая тех, что покрепче. 

 Свидетельство очевидца:: «С меня даже платок  сняли, смотрели на вшивость. Так покупатель выбирал себе рабыню, платил 10-15 марок и увозил в свое поместье».

  
Тех немногих, которых отобрали, увозили работать  на немцев.  Подростки смотрели за детьми, работали в поле на лошадях, ухаживали за скотом…

Рабочий день начинался часов в шесть утра и заканчивался около полуночи. 

Вот цитата из сохранившегося письма пятнадцатилетней Кати Сусаниной: «Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней.  Так приказал барон».


После распределения или покупки дети попадали в лагеря. 

Лагеря, как правило, находились в нескольких километрах от заводов, куда узников гоняли на работу. 

В лагере опять фотографировали и присваивали номер, заменявший имя. Называли узников по номерам, и во всех документах стояли номера.  Так заставляли отказываться от имен; оставалось лишь пустое «396», «61827», «36456»… Нумеровали всех, даже грудных младенцев. 

 Свидетельство очевидца: «В предбаннике каждый должен был пройти болезненную процедуру выкалывания номера на руке. Когда повели в баню и тушь начала размываться, я закричала: «Ой, мама, смоются циферки и мне снова сделают больно!» Не смылись. Так и остались до сих пор». 

 
Людей одевали в полосатые робы (на все времена года), вместо обуви давали выдолбленные деревянные колодки.

 На одежду нашивался знак «OST», означающий, что узник – человек с востока, достойный только унижения и презрения. 
После приезда в лагерь детей разлучали с матерьми; тех, кто противился, били плетьми.

Узники жили в холодных бараках, куда иногда помещалось до 2000 человек.

Люди лежали на двух- или трехъярусных деревянных нарах, зачастую вдвоем на одних. 

Тут были все болезни, свирепствующие в условиях системы жестокой эксплуатации, голода и истязаний.  Понятно, что без наличия лекарств и врачебного обслуживания тысячи узников медленно и мучительно умирали.

Вши, клопы кишели между досками нар, от укусов чесалось все тело.  Фашисты очень боялись болезней и вшей и поэтому требовали чистоты тела. Многие узники с ужасом вспоминали о так называемых «банях», где их «прожаривали» нередко до потери сознания. 

Кормили узников один или два раза в день, и то пищей это назвать нельзя.  Вечером был суп из брюквы, утром кипяток и 150 граммов хлеба для детей и 250 – для взрослых. 

Это – в лучшем случае; в некоторых лагерях выделяли только по 50 грамм хлеба на человека.  Хлеб имел в своем составе какие-то добавки и готовился плохо.  Многие вспоминают, что в хлеб добавляли костную муку и даже древесные опилки. 

Изголодавшиеся дети принимали сладковатый запах, доносившийся из крематориев, за запах пекущегося хлеба. 

Дети работали в лагерях нередко по 12 часов в сутки.  Тех, что постарше, сгоняли на строительство водонапорных башен и других подобных сооружений. 

Дети помладше работали на заводах, а совсем малыши были часто просто предоставлены сами себе. 

«Иногда детей из концлагеря на повозках возили в госпиталь.  Там купали, переодевали, в течение 7-10 дней усиленно кормили, потом брали кровь для немецких солдат. 

После этого детей клеймили: клеймо в виде двух соединенных колец ставили на правой лопатке.  Затем ребят снова отправляли в концлагерь; они спали на соломе, кишевшей паразитами.  Насекомые разъедали рану, она долго кровоточила и не заживала…» 

Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились.

Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими.

Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.

Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она счи- тала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком.

Игрушки детям были запрещены.

Но как мало нужно ребенку для игры! Его игрушками были пуговицы, камешки, пустые спичечные коробки, цветные ниточки, катушки из-под ниток. Оструганный кусок дерева был особенно дорог.

Но все игрушки нужно было прятать, ребенок мог играть лишь тайком, иначе надзирательница отбирала даже эти примитивные игрушки.

В своих играх дети подражают миру взрослых. Сегодня они играют в «дочки- матери», в «детский сад», в «школу».

Дети войны тоже играли, но в их играх было то, что они видели в окружавшем их страшном мире взрослых: селекция для газовых камер или стояние на аппеле, смерть.

Как только их предупреждали, что идет надзирательница, они прятали игрушки в карманы и убегали в свой угол.

Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников, конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры, сшивали тетради.

Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели представления о самых простых вещах. При обучении нужно было пр являть большое терпение.

По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредка попадали в лагерь, объясняли им, что такое трамвай, город, горы или море.

Рассказ о праздновании дней рождения в семье звучал для них как сказка.

Они не знали, как выглядит обычный дом, комната или кухня.

Они не знали иной посуды, кроме коричневых жестяных мисок, а ярко разрисованной чашке дивились бы как чуду.

Дети не знали животных. В лагерях они, правда, знакомились с кровожадными собаками. Большая лошадь, которая вывозила очистки и потому часто стояла перед кухней, казалась им огромным чудовищем.

Вшей и крыс они боялись. Птиц, пролетавших над лагерем, провожали внимательным взглядом.

Дети не знали и фруктов. Они вертели в ручонках круглые розоватые плоды, не зная, что с ними делать. Наконец угощавшая разрезала яблоки и сунула каждому по кусочку в рот. Они осторожно стали жевать, потом их глазёнки засияли от необычного лакомства.

Из цветов они видели только несколько анютиных глазок

.Особенно страдали дети более старшего возраста, которые еще помнили прежнюю жизнь на родине.

Понятно, что в таких условиях об образовании не могло быть и речи.
«Принципиальная линия для нас абсолютно ясна: этому народу (советскому) не надо давать культуру.
Вполне достаточно, во-первых, чтобы дети в школах запоминали дорожные знаки; во-вторых, чтобы они выучили таблицу умножения, но только до 25; в-третьих, чтобы они научились подписывать свою фамилию. Больше им ничего не надо», - сказал Гитлер.

Лагерю в Сисаке принадлежит особое место среди всех лагерей, так как в нем нашли приют новорожденные, грудные и малолетние дети.

Здесь жесточайшим пыткам подвергались матери и их дети - самые невинные создания на свете.

Детский дом, существовавший в Яске еще до войны, использовался до июня 1942 года в качестве концентрационного лагеря. Затем он был расширен и превращен в специальный лагерь для детей.

Здесь детей подвергали самым изощренным пыткам.

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый раз опять, -

Кляня, ругаясь без причины.

И детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что – обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы,

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает, мне постыла.

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучили детей.

Освенцим. 

Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера.

Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.

Из официального отчета лагерного командования:

« ... В течение июля 1944 года убивали в день по 12 тыс. заключенных, а так как крематорий не мог пропустить такое количество трупов, то они сбрасывались в глубокие ямы и засыпались негашеной известью...»


Свидетельство очевидца:

«Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей.


Эсэсовец Зепп Гейтрейдер был специалистом по убиванию младенцев, которых сам хватал за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор. По показанию свидетелей, умерщвление в камерах продолжалось 15 минут...»

 Свидетельство очевидца:

«Часто ночью мы просыпались от страшных криков, это происходило когда экономили газ в газовых камерах и живых детей бросали в топки крематорных печей».


Вот некоторые цитаты из книги известной польской исследовательницы Хелены Кубки «Дети и молодежь в концлагере Освенцим»: «Особо трагична была судьба детей и молодежи в концлагере смерти Освенцим. Детей отбирали у матерей и умерщвляли их на глазах самыми коварными методами – удар по голове, сброс в горящую яму. Этот садизм сопровождался ужасными криками еще живых родителей. Трудно, невозможно установить число погибших детей.

Из допроса коменданта лагеря на Нюрнбергском процессе:

«Обвинитель: Видели ли вы в лагере беременных женщин? И что с ними происходило?
Свидетель: Да… После того, как они производили на свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, из них выкачивали кровь, для переливания солдатам на фронте или использовали для опытов.»

В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории и другие учреждения, но существовали они не для лечения, а для истребления людей. Немецкие профессора и врачи производили в них массовые эксперименты над совершенно здоровыми мужчинами, женщинами и детьми.

Из воспоминаний нашего писателя Вячеслава Быкова


Как сейчас он помнит голос красивой светловолосой немки Эльзы, которая ежедневно забирала у него кровь. На маленькой детской ручонке разрезали вену и вставляли трубку, другой её конец уходил в мощную руку взрослого мужчины. В качестве доноров немцы использовали только детей до 12 лет, у которых кровь «чистая», не испорченная, как они считали, генетикой и болезнями.

«Кулачком, киндер! Работай кулачком!» – командовала по–русски немка Ельза. Дети пищали, морщились от этих процедур, но знали – если дать немцам, чего они хотят, то есть шанс остаться в живых.


Больше всего мы боялись конфет и «туалета», – рассказывает Вячеслав Быков. – Если кому–то протягивали конфетку, то мы знали: это конец. Дело в том, что там был цианид. А «туалетом» называлась огромная огороженная яма, которая дышала смертью – подходя к ней, дети проваливались и уже не выбирались наружу


Дети «уходили» быстро, их попросту «выпивали» и выбрасывали, как использованные медицинские перчатки. Быстрее всех умирали те, кто был донором кожи: после смертельных операций они не могли прожить и неделю. Их кожа в основном шла для немецких офицеров, которые горели в танках.


Фабрика смерти» Аушвиц (Освенцим) все больше и больше обрастала страшной славой. Именно концлагерь Освенцим обрел дурную славу места, где проводили опыты над людьми ЙозефМенгеле .

Значительную часть работы Менгеле составляли опыты над заключёнными, включая анатомирование живых младенцев; кастрация мальчиков и мужчин без использования анестетиков; подвергал женщин ударам тока высокого напряжения с целью тестирования их выносливости


За 21 месяц своей работы в Освенциме заработал репутацию одного из самых опасных нацистов, получил кличку «Ангел Смерти». Лично встречал поезда узников, приезжавших в лагерь, и сам решал, кому из них предстоит работать в лагере, кто пойдёт на его опыты, а кто сразу же отправится в газовую камеру.


Особый интерес доктора Менгеле вызывали близнецы. В 1943 году Менгеле выбирал близнецов из общего количества прибывавших в лагерь и поселял их в специальных бараках. К ним часто приходил милый улыбчивый доктор со стальным взглядом: угощал конфетами, катал на машине по лагерю.

Очень важно было проверить реакции организма на те или иные раздражители. Для этого брался один из близнецов: ему вводился какой-нибудь опасный вирус, и доктор наблюдал: что же будет дальше?

Все результаты опять-таки записывались и сравнивались с результатами другого близнеца. 

Если ребенок очень сильно заболевал и находился на грани смерти, то он был уже не интересен: его, еще живого, либо вскрывали, либо отправляли в газовую камеру.


Близнецам переливали кровь друг друга, пересаживали внутренние органы (часто от пары других близнецов), вводили в глаза красящие сегменты (чтобы проверить, могут ли карие еврейские глаза стать голубыми арийскими). 


Многие эксперименты проводились без наркоза. Дети кричали, молили о пощаде, но ничто не могло остановить того, кто возомнил себя Творцом.Доктор Менгеле мечтал своими открытиями перевернуть мир (в частности мир генетики)


Так Ангел Смерти решил создать сиамских близнецов, сшив между собой цыганскую двойню. Дети перенесли ужасные муки, началось заражение крови. Родители не могли за этим наблюдать и удушили подопытных ночью, дабы облегчить страдания

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.

6 уч.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?

7уч.
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?


Однако по общей численности транспорта, количеству вагонов в составах можно подсчитать, что только в Освенциме погибло 1,3–1,5 миллиона детей, по большей части еврейских, цыганских, привезенных из Польши

Ведущий: Из-за отдельного содержания детей и издевательствами над ними получил печальную известность и лагерь Са́ласпилс. Он не был лагерем уничтожения, как Майданек или Освенцим, но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали там мучительной смертью. Са́ласпилс располагался на территории Латвии и существовал с октября 1941 года до конца лета 1944 года. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. «В 17 км от Риги находился концентрационный лагерь Саласпилс. В нём уничтожили 100 тыс. человек, в том числе 7 тыс. детей. Их свозили сюда в основном зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную экспедицию в партизанских районах Белоруссии. У всех у них – и у годовалых и у десятилетних - регулярно брали кровь. Пять ящиков с ампулами детской крови поставлял ежедневно армии лагерь. К весне дети – те, что не погибли, - были так изнурены, что никакой реальной ценности больше не представляли.

По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 тыс. человек, около 3 тысяч детей в возрасте до 5 лет. Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность жизни несчастных детей в Саласпилсе и истинные причины их массовой гибели.


"...Когда дети загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для них начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев. Дети, начиная с грудного возраста, содержались фашистами отдельно и строго изолировано от взрослых. В бараке они находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривали 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели малышей. Беспрерывную детскую смертность вызывали и эксперименты, которые проводили эсесовские врачи. Для них дети были подопытным материалом. Убийцы в белых халатах делали им инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, заставляли принимать вовнутрь разные средства, брали кровь. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу."

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью так называемых «фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.

(СЛАЙД)

ВЫСТУПАЮЩИЙ ( Маша Шаршова)

Лагерь был обнесён колючей проволокой в два ряда и имел площадь 40 гектаров. Узники помещались по 350—800 человек в бараках, рассчитанных на 200—250 человек. Существовали детские бараки, один барак для маленьких детей (включая грудных), «санитарный» барак (где немецкие врачи умерщвляли больных). Суточный рацион состоял из 150—300 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов. Рабочий день длился до 14 и более часов.

(СЛАЙД)

Саласпилс — это система лагерей. Самыми первыми его узниками были граждане Австрии, Чехословакии, Польши, Франции и других оккупированных гитлеровской Германией стран, антифашисты из самой Германии.

(СЛАЙД)

   Лагерь смерти. Здесь когда-то топал

   До блеска начищенный сапог,

   И нередко хлыст свинцовый хлопал.

   Падали детишки вдоль дорог.

   Лишь фашизм придумать мог такое:

   Кровь детей солдатам в жилы лить,

   Малышей кормить гнилой бурдою,

   Голодом и газами морить...

  

(СЛАЙД)  

   Самым мерзким злодеянием по отношению к истреблявшимся в концентрационных лагерях детям было выкачивание детской крови. При питании, состоявшем из 100 граммов хлеба и полутора литров жидкости наподобие супа в день, худые и болезненные дети каннибальским образом использовались, как источники крови для нужд немецких госпиталей. Фашисты организовали в лагере "Саласпилс" фабрику детской крови.

(СЛАЙД)

   Вот рассказ одной из узниц лагеря 10-летней Наташи Лемешонок:

  "Через несколько дней солдаты всех группами выводили из барака и вели через двор в больницу. Там нас выстроили в очередь. Мы не знали, что с нами будут делать. Потом пришел немецкий доктор, большой и сердитый, и другой немец, я не видела, что они делали впереди, но какая-то девочка вдруг стала плакать и кричать, а доктор топал ногами. Мне было очень страшно... подошла моя очередь... доктор воткнул мне в руку иглу и, когда набрал полную стеклянную трубку, отпустил меня и стал брать кровь у моей сестренки Ани... Через день, нас снова повели к врачу и опять брали кровь. Скоро Аня умерла в бараке. У нас все руки были в уколах. Мы все болели, кружилась голова, каждый день умирали мальчики и девочки".

(СЛАЙД)

   Следствием было установлено, что за период с конца 1942-го по 1944 г. через Саласпилсский лагерь прошло до 12 тыс. детей. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови. Исходя из установленного судебно-медицинской экспертизой количества бравшейся крови от одного ребенка (500 граммов), было подсчитано, что только в Саласпилсе немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тыс. литров крови.

(СЛАЙД)

   На основании материалов расследования, свидетельских показаний и данных эксгумации детских трупов из мест их захоронения установлено, что за три года существования Саласпилсского лагеря в нем мученической смертью погибли не менее 7 тыс. детей, частью сожженных, а частью захороненных на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.

(СЛАЙД)

Поляны, в страшные года

Вы для кого цвели?

Ведь ни смеяться, ни играть

Их души не могли. 

Решеткой небо за окном,

Ключ щелкнул у дверей.

Закрыли детство на замок, -

Нет чувства, тяжелей!

Ручонкам детским не сорвать,

Не тронуть лепестков,

Не видно бабочек полет

Сквозь щели потолков.

 Как звуки крыльев о стекло,

Их номера звенят.

По этим самым номерам

Детей впускают в ад. 

Кому нужны здесь имена?

Их нет, как нет – забудь!

Не пробежать, не поиграть

В плену барачных пут.

 Здесь выстрел затыкает плач

И лепет детских губ.

Фашист, как деспот, как палач

Всех в страхе держит тут,

Чтоб беззащитных малышей

Распять и выпить кровь,

И с наслаждением лакать,

И жаждать вновь и вновь…

 


Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети.

Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание. Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она счи- тала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отноше- ния были не менее сердечные, чем между род- ными матерью и ребенком. И если ребенка по- сылали на смерть в газовую камеру, то отчая- ние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей под- держивало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ре- бенка - лишали смысла жизни. Все женщины блока чувствовали себя ответственными за детей. Днем, когда родные и ла- герные матери были на работе, за детьми присматривали дежурные. А дети охотно пом

 В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем,… Что есть у матерей дороже их детей?

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем.

Вдруг опускает автомат.

Он, словно скован взглядом синим.

И, кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи –

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, эта дума

В мозгу отравлено зажглась.

И всюду взгляд ее светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

- Чулочки тоже, дядя, снять?



 Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.

Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.

 Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.

 22 декабря 1942 года газом были уничтожены 54 ребёнка детского санатория.

Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды,
Шагнула нам знакомая навстречу
И показала чёрный след беды…

Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.

 Уничтожено 214 детей в городе Ейск.

 В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.

11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудные и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.

Звучит стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, 
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Что кровь детей глотают жадно, 
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром гряну. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!” – 
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?” 
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
“Не бойся, мальчик мой. 
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”.
И он закрыл глаза. И заалела кровь, 
Но испытала, ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

 В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца?

А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Не кричат не рождённые дети.


Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных.
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слёзы тяжёлые стали.
Нужно жить хоть минуту до смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.

Помните! 
Через года,
через века помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
заклинаю вас, помните!
Не плачьте, 
в голе сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти погибших в концлагерях,
будьте достойны!
Вечно достойны!

Минута молчания.

11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу.

. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей.

За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

6 уч. - В 1937 году, 71 год назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 71 год назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. 71 год назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.

7 уч. - Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17. Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер.



Песня «Бабий яр» (АЛИНА)

Аушвиц (Освенцим) Число жертв: от 1.1 до 1.6 миллиона человек

Маутхаузен Число жертв: не меньше. 95,000

Бухенвальд Число жертв: не меньше. 56,000

Dachau (Дахау) Число жертв:  31,591

Flossenbrg (Флоссенбург)Число жертв:  30,000

Majdanek (Майданек)Число жертв:  78,000

NeuengammeЧисло жертв:  55,000Ravensbrck (Равенсбрюк)Число жертв:  не меньше. 90,000

Sachsenhausen (Заксенхаузен)Число жертв: 100,000

StutthofЧисло жертв: 65,000

Бабий ЯрЧисло жертв:  от 70 000 до 200 000 человек

(СЛАЙД)



С. Михалков. Детский ботинок

Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге – три тысячи двести девятый,

Обувь детская, ношена, правый ботинок, с заплатой

. Кто чинил его, где? В Мелитополе, в Кракове, в Вене?

Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый

Под порядковый номер три тысячи двести девятый?

Неужели другой не нашлось в целом мире дороги

Кроме той, по которой пришли эти детские ноги

В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду убитых считали?..

Час расплаты пришел! Палачей и убийц на колени!

Суд народов идет по кровавым следам преступлений …

Среди тысяч улик – этот правый ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой…


(слайд 35) В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей. 2-й ведущий: Невозможно простому человеку,



В результате осуществления на оккупированных территориях по отношению к детям гено- цида в живых не оказалось целого поколения, которому надлежало стать будущим страны. Про- изошел разрыв в «демографической цепи». Этим, по мнению ученых, объясняются многие слож- ности послевоенного развития. Надо, чтобы новые поколения знали о героизме своих ровесников, шагнувших из детства в бессмертие, вечно оставшихся подростками. Чтобы их биографии стали для подрастающих поколений не только легендой, но и высоким образцом любви к своему Отече- ству, достойным восхищения и подражания. За честь Отчизны они отдали свои юные жизни. Эти герои ходили теми же улицами, по которым прогуливаются нынешние школьники, учились в тех же школьных классах. Самое заветное желание узников «лагерей смерти», чтобы они были последним поколени- ем, у которого война отняла детство и здоровье. С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фа- шистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Единицы, кто смог выжить! Многим жертвам плена, оставшимся в живых, Германия выплачивает компенсацию, но уже никто не сможет вернуть этим людям их детство и уже никто не вернёт загубленные детские ду-ши. Быть практически одиноким и, несмотря на это, суметь выжить в тяжёлых условиях оккупа- ционного режима, бороться с трудностями, наверное, смог бы не каждый ребёнок. Великая Отечественная война унесла миллионы человеческих жизней. Как сделать так, чтобы это больше не повторилось? Это, пожалуй, одна из важнейших проблем нашего времени, которую мы все должны решать и никогда не забывать уроков истори

8 уч."Я родом из детства" говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так должен вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.

1 уч.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

2 уч.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа — годовщина Великой Победы. Пусть каждый из вас в этот день постарается поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня — Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни.

3 уч.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!



Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье желтую звезду?
Вот такое украшенье надо бы щенку на шею, 
Я его сейчас же приведу.
Ах, куда уводят наших,
Может там совсем не страшно?
Может там игрушки и еда?
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя
Что на завтра нас возьмут туда!
Посмотри какая прелесть, 
Вот оркестр играет фреликс,
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне мама, 
Кто тут вырыл эту ему
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь?
Их язык похож на идиш,
Ну почему все пьяные с утра?
Может быть в войну играют, 
Раз хлопушками стреляют
Мама, это вовсе не игра!
Мама, отчего ты плачешь?
Мама отчего ты пла...

Литературно-музыкальная композиция

«Узникам фашистских концлагерей посвящается!»


(танец со свечами песня "Священная война")


Ведущий: 22 июня 1941 года памятно нам как один из самых трагических дней в истории нашей страны. В этот день фашистская Германия напала на нашу Родину. Над страной нависла смертельная опасность. За 1418 дней войны пострадало огромное количество людей.


Память, память,

Ты порой тревожно

Бьешь по нервам, бешено скользя,

Позабыть такое невозможно,

Потому, что забывать нельзя!


Ведущий: Любая война – это кровь и слёзы, горе и страдания, смерть и исковерканные судьбы. А ещё – это ужасы ада, которые пришлось испытать на себе людям, попавшим в плен.

Ведущий: Плен – неизбежное следствие любой войны, трагедия многих миллионов людей, подвергаемых физическим и нравственным унижениям и насилиям. Сегодня мы приоткроем одну из страшных страниц Второй Мировой войны и поговорим об узниках фашистских концентрационных лагерей.


Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!


Слайд 6

Ведущий: Для содержания военнопленных руководство Германии построило целую сеть таких лагерей. Они создавались как на территории самой Германии, так и на захваченных фашистами землях других государств.

Лагеря смерти создавались с прямой целью уничтожения людей. В немецких канцеляриях в строжайшем секрете вырабатывался чудовищный план истребления и свыше 30 млн. славян. И уже в первые месяцы войны фашисты приступили к физическому уничтожению славянских народов.

Слайд 7

Ведущий: В специальных лагерях смерти ликвидация узников шла непрерывным и ускоренным темпом. Такие лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в них обреченные на смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был построен отлаженный конвейер, уничтожавший до нескольких тысяч человек в сутки. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей


Вот здесь был лагерь смерти возведён:

Колючий нескончаемый забор.

В бараках серых - мучеников стон.

Сквозь ночь – в глаза – прожектор бьёт в упор…


Ведущий: Освенцим –лагерь на территории Польши,предназначенный специально для массового уничтожения людей. Этот лагерь имел и немецкое название – Аушвиц. Новые заключённые ежедневно прибывали на поездах в Аушвиц со всей оккупированной Европы. Прибывших делили на четыре группы.

Первая группа, составлявшая примерно ¾ всех привезённых, отправлялась в газовые камеры. В эту группу входили все, признанные непригодными к работе, прежде всего, дети, старики, женщины.

Вторая группа заключённых отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний. С 1940 года по 1945 годы в комплексе Аушвица были приписаны к фабрикам около 405 тысяч заключённых. Из них более 340 тысяч скончались от болезней и избиений.

Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты.


Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбирались для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов.


Ведущий: Труд узников использовался на различных предприятиях. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Среднее число трупов, сожжённых за 24 часа составляло — 3 000 человек. В нём же проводились различные опыты для изыскания средств биологического уничтожения людей. Для осуществления этой цели создавались специальные больницы, хирургические блоки, лаборатории. В Освенциме было истреблено свыше 4 млн. человек 27 национальностей.

Ведущий: Основу питания заключенных составляли гнилые овощи. Узники страдали от диареи и нехватки калорий. В среднем, люди протягивали на таком питании около трех месяцев. Нижнего белья и носков узники не носили. Заключенным разрешалось пользоваться туалетом два раза в сутки. На использование туалета предоставлялось не более тридцати секунд и не более тридцати секунд на гигиенические процедуры. Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. узников, которых не успели увезти. В память о жертвах лагеря в 1947 году Польша создала музей на территории Освенцима.


"Сомнение"

Сердце бьется какой-то тревогой,

Будто хочет о чем-то сказать,

Чтоб развеять те мысли, что могут

Завтра утром меня расстрелять.

Жить ведь хочется! Молодость, где ты?

Возвратишься ль к невольнику, жизнь?

Не могу отыскать я ответа,

Давит голову жуткая мысль.

И ее побороть я не в силах.

Нет, надежда моя умерла,

И мечта о свободе любимой

Сладким сном в голове пронеслась...


Ведущий: Бухенвальд Немецко- фашистский лагерь. Создан в 1937 году в находился в самой Германии окрестностях города Веймара. В переводе с немецкого языка слово Бухенвальд означает «буковый лес». Но это было одно из самых страшных мест. Со всех сторон лагерь был окружён каменной стеной в 3 метра высотой и 1 метр шириной и опутан колючей проволокой, по которой проходил ток в 550 вольт. По углам стен стояли вышки с пулемётным расчётом. В лагере находилось 67 бараков, рассчитанных на 160 – 171 чел., но в них размещались тысячи. Существуют многочисленные документы, доказывающие нечеловеческую жестокость фашистов над узниками в концентрационном лагере. По уничтожению людей в Бухенвальде была создана целая система. Большую колонну пленных могли пропустить через бункер в виде туннеля, откуда ни один из них уже не возвращался: все были расстреляны. В хитром домике, напоминающем медицинский пункт, людей встречал врач. Военнопленные раздевались, шли под ростомер. Когда планка его опускалась до головы, раздавался выстрел. Есть много свидетельств о том, что немецкие врачи совершали над военнопленными запрещённые опыты, испытывали новые препараты, не усыпляя, делали различные операции, выкачивали кровь для нужд фронта. Страшно издевался над пленными комендант лагеря, «садист в чёрных перчатках» Герхард Мартин Зоммер. Комендант лично убил 170 чел. Он забивал людей до смерти, впрыскивал им яд, привязывал к горячим печам, отправлял умирать от голода и жажды. Жестокостью отличалась и его супруга Ильза Кох. Главным занятием её было коллекционирование. А в свою коллекцию она собирала ничто иное, как лоскуты человеческой кожи с затейливыми татуировками. Чтобы угодить комендантше, врачи - эсесовцы при осмотре особо обращали своё внимание на кожу пленных. Сотни лоскутов татуированной кожи собрала Ильза, сотни людей из-за этой её страсти были расстреляны и сожжены. Из отдельных кусков для фрау Кох делали абажуры и сумочки. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками Бухенвальда. Около 10 тысяч заключенных было казнено, в том числе почти 8,5 тысяч советских военнопленных. Всего в Бухенвальде замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей. 11 апреля 1945 года  в условиях разгрома немецко-фашистских войск во Второй мировой войне узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей.


(ролик песня Бухенвальский набат)

Ведущий: Майданек - концлагерь вблизи польского города Люблин. Его называли «фабрикой смерти». Сюда из всех стран оккупированной Европы привозили обречённых на смерть людей. Лагерь раскинулся на территории 25 кв. км. Здесь всё было приспособлено для массового убийства граждан: газовые камеры, крематории, рвы для расстрелов, виселицы. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил чёрный дым. Пять печей (их называли «печами дьявола») сжигали в день 1400 трупов. В этом лагере было истреблено около 1, 5 млн. человек. «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать. Нельзя было есть. Нельзя было жить". Немцы желали, чтоб поляк повседневно дышал запахом смерти, - ужас усмиряет строптивые души. Весь Люблин знал о фабрике смерти. Весь город знал, что в Крембецком лесу расстреливают русских военнопленных и заключённых поляков из Люблинского замка. Все видели транспорты обречённых, прибывающих из всех стран Европы сюда, в лагерь. Все знали, какая судьба ждёт их: газовая камера или печь.

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

Кто попал в лапы дьявола, к немцам, -

Побывал, прямо скажем в аду...



Ведущий: Маутхаузен Создан в июле 1938 года в 4  километрах от города Маутхаузен (Австрия) в качестве филиала лагеря Дахау. С марта 1939 года – самостоятельный лагерь. В 1938 – 1945 годах в Маутхаузене находилось около 335 тысяч человек из многих стран; только по сохранившимся записям, в лагере было зверски уничтожено свыше 122 тысяч человек. В Маутхаузене действовала подпольная организация сопротивления, поднявшая 5 мая 1945 года восстание. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.

«…17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей обреченных в Маутхаузен привезли Дмитрия Михайловича Карбышева. Его отобрали в особую группу и подвергли садистской изощренной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой. Узникам велели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади. Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали в баню под горячий душ. Оттуда – обратно на площадь, под нацеленные брандспойты – леденящий душ «шарко» на морозе. И опять уцелевших в баню. А оттуда опять – на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как … по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра- от красного до фиолетового, - метались голые люди…Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь подняться, спастись от острых, как жало, струй ледяной воды, бивших из брандспойтов… Гоготали, ржали эсэсовцы, напором воды сбивая с ног тех, кто ещё пытался встать. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся в каменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное мукой тело… Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! В последней несломленной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле: - Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!. Этот старик, медленно и неумолимо превращавшийся в ледяной памятник был Дмитрий Карбышев! Советский генерал.»


Если придётся расстаться мне с жизнью

В стране нелюбимой, проклятой, чужой

В концлагере диком с порядком звериным,

Если в неволе умру молодой,

И труп мой жестокие немцы подхватят,

чтоб сжечь и развеять мой прах,

И вы, дорогие родные ребята,

К моим не коснётесь устам.

Тогда подымайтесь и гордо и смело,

Ни жизни, ни сил не щадя,

И песню запойте про правое дело,

В бой грозный последний идя.



Ведущий: Из-за отдельного содержания детей и издевательствами над ними получил печальную известность и лагерь Са́ласпилс. Он не был лагерем уничтожения, как Майданек или Освенцим, но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали там мучительной смертью. Са́ласпилс располагался на территории Латвии и существовал с октября 1941 года до конца лета 1944 года. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. «В 17 км от Риги находился концентрационный лагерь Саласпилс. В нём уничтожили 100 тыс. человек, в том числе 7 тыс. детей. Их свозили сюда в основном зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную экспедицию в партизанских районах Белоруссии. У всех у них – и у годовалых и у десятилетних - регулярно брали кровь. Пять ящиков с ампулами детской крови поставлял ежедневно армии лагерь. К весне дети – те, что не погибли, - были так изнурены, что никакой реальной ценности больше не представляли.

По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 тыс. человек, около 3 тысяч детей в возрасте до 5 лет. Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность жизни несчастных детей в Саласпилсе и истинные причины их массовой гибели.


"...Когда дети загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для них начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев. Дети, начиная с грудного возраста, содержались фашистами отдельно и строго изолировано от взрослых. В бараке они находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривали 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели малышей. Беспрерывную детскую смертность вызывали и эксперименты, которые проводили эсесовские врачи. Для них дети были подопытным материалом. Убийцы в белых халатах делали им инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, заставляли принимать вовнутрь разные средства, брали кровь. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу."

Стихотворение Муса Джалиль «Варвары».

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И Тучи спустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдали мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце, скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел, гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал; мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно,

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни и одна любовь

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих

Земля моя, скажи мне, что с тобой!

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ли ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...


Ведущий: От рук палачей 25 августа 1944 года в концлагере Плетцензее погиб и известный татарский поэт Муса Джалиль. Вырываясь из окружения, он, раненый и контуженный, попал в плен, где начались его скитания по разным лагерям. Наконец Джалиля и других военнопленных татарской и башкирской национальности привезли в крепость Демблик. Здесь гитлеровцы хотели сформировать из них «национальные легионы» и направить воевать на восточный фронт против своей же Родины. Муса Джалиль возглавил там одну из подпольных групп и делал всё возможное, чтобы планы фашистов не осуществились. В августе 1943 года поэт – подпольщик был арестован, а год спустя казнён. Но остались его стихи, в которых звучит вера в победу над фашизмом.


Перед судом.


Нас вывели – и казнь настанет скоро.

На пустыре нас выстроил конвой…

И чтоб не быть свидетелем позора,

Внезапно солнце скрылось за горой.

Не от росы влажна трава густая,

То, верно, слёзы скорбные земли.

Расправы лютой видеть не желая,

Леса в туман клубящийся ушли.

Как холодно! Но ощутили ноги

Дыхание земли, что снизу шло;

Земля, как мать, за жизнь мою в тревоге

Дарила мне знакомое тепло.

Земля, не бойся: сердцем я спокоен,

Твоё тепло я чувствую, храню.

Родное имя повторив, как воин,

Я здесь умру за родину свою.

Пусть палачи с кровавыми глазами

Сейчас свои заносят топоры,

Мы знаем: правда всё равно за нами,

Враги лютуют только до поры.

Придёт, придёт день торжества свободы,

Меч правосудья покарает их.

Суровым будет приговор народа,

В него войдёт и мой последний стих



Ведущий: Огромное количество людей пострадало во время Второй мировой войны. Среди жертв были люди самых разных национальностей – это и

русские, и поляки, французы и цыгане, евреи и украинцы и многие другие народы. Но только евреев и цыган убивали за национальную принадлежность. Так в результате целенаправленного и планомерного уничтожения были лишены жизни в Европе свыше 6 млн. евреев. До сих пор численность этого народа не может вернуться к отметке 1939-1940 г.


Ведущий: В фашистах самым поразительным образом уживались зверство и педантическая аккуратность. У них ничего не пропадало. Из человеческого жира варили мыло, остатки костей перемалывали, превращая в удобрения, пепел разбрасывали в поля, человеческие волосы шли в промышленность. Ведущий: События и факты истории лагерей смерти являются лишь фоном для понимания того - где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны, уносящая великий дар, данный живым -жизнь.

Ведущий: Война, уносящая жизни не от болезни, а по приказу другого человека. Война, которая позволила создать печи не для обогрева от холода, а для уничтожения человека, большого или маленького, старого или молодого, здорового или немощного.

Ведущий: Освобождение узникам принесли советские солдаты. И на месте многих концлагерей созданы мемориалы памяти, чтобы никто в мире не смел забывать ужасов второй мировой войны.


Падут под ударом врагов легионы,

Моя возродится страна.

Ребята! Тогда подведите итоги

Страданий и наших побед,

К безвестным героям не будьте так строги,-

Ведь многим пришлось умереть.

Вы память святую о них сохраните,

Запомните их имена

И в песне погибших борцов вспомяните,

Когда запоёт вся страна.


( танец песня "Журавли" )

Метроном минута молчания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!