Сценарий "День славянской письменности"
Ведущие: ученики (мальчик и девочка).
Часть 1 - Открытие праздника - стих, посвященный Кириллу и Мефодию
Ведущие наизусть рассказывают первое четверостишье:
1. Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
2. Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…
Далее ведущие разворачивают заранее приготовленный свиток с распечатанными словами и зачитывают:
1. "В далекие, далекие года
Такие, что представить даже трудно,
В Солониках (Солуни назывался он тогда)
В семье два брата жили дружно.
Тот, что постарше - был Мефодий,
Помладше брат - был Константин,
Славянами считались все они в народе
И жили долго, до седин…
2. Мефодий стал военным, как отец,
А Константин был образован - чтец,
Учился вместе с ним и малолетний император - Михаил
И Константин с отличием свою учебу завершил.
А в Греции, затем, ученым знаменитым стал
И философию в университете преподавал.
За ним ученых степеней тянулся караван,
Он выучил латынь, арабский, он читал Коран.
Интересовался риторикой, наукой
И не испытывал он муку, когда учил на память он святого Богослова,
Он мог пересказать Писание из слова в слово.
1. В те времена славяне из Моравии
Мечтали получить побольше знаний о православии.
Все потому, что греческий, латынь они не знали
И проповеди в церкви плохо понимали.
Ведь не было письменности у славян своей
И с просьбою к царю обратились ото всех людей.
2. Поэтому царь греков Михаил
Придумать алфавит скорее Константину поручил.
А обещал ему помочь в этом Мефодий,
Который отслужил 14 лет и был уже в народе,
На горе Олимп, среди святых, он принял постриг и жил теперь у них.
1. Два брата попросили помощи у Бога
И в 863 году они создали Алфавит свой понемногу.
Их письмена были просты, красивы и понятны,
Слова Евангелия Константин писал все внятно
И перевел с латыни для славян Писание Святое.
Молитвы и ученье Божье стало всем доступное, простое.
2. А, приняв постриг, Константин в миру Кириллом стал
И алфавит его народ кириллицей прозвал.
Обоих братьев - и Кирилла, и Мефодия
С тех пор все стали звать в народе
Святыми просветителями всех славян
И имена их помнят до сих пор и благословят!"
Часть 2 - Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья Святые, Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
Часть 3 - Знакомство с алфавитом
1. "Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники - ученики Кирилла и Мефодия создали "Азбучную молитву", которая считается первым славянским стихотворением".
Ведущие рассказывают о том, что до сих пор ученые всего мира бьются над точной расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите.
2. Существует много трактовок и предположений, а доступный всем смысл послания, заложенный уже в первых буквах алфавита: "Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…"
Часть 4 - О красоте русского языка
1. "Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й).
2. В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей".
В качестве примера ведущие приводят высказывания:
1. "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".
2. "Славяно - российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком".
А.Ахматова (отрывок из стихотворения "Мужество"):
1. Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
2. И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Часть 5 - Конкурс (на знание русских поговорок)
Ученики стараются вспомнить как можно больше поговорок и пословиц,
посвященных родному языку, азбуке.
Ведущие имеют заранее подготовленный список и читают по очереди
Без русского языка не одолеешь самого опасного врага. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ! Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. Болтливому молчание в тягость. Велик и могуч русский язык. Во многом глаголании несть спасения. Говори с другими поменьше, а с собою побольше! Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами! Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь. | Жало остро, а язык — острей того. За словом в карман не полезет. Из пустого в порожнее переливает. У языка зубы да губы два замка. Когда голова думает, язык отдыхает. Мал язык, да всем телом владеет. Мелет день до вечера, а послушать нечего. Мудра голова — короткий язык. Острый язык змею из гнезда выманит. |
Часть 6 - Юмористическая сценка
На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами,
надев бороды от костюмов Деда мороза.
"Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, презентацию с буквами кириллицы и говорят:
Кирилл: Посмотри сюда, Мефодий - Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе наши буквы помнить будут!
Знать, трудились не напрасно,
Видишь - торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
Видно, празднество большое.
Мефодий: Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?
"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведут между собой диалог (громко):
Мальчик: "Слышь, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с урока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать –
с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"
Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят "старцы":
Кирилл:
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий:
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать!
Часть 7 - Заключительная
Ведущий1: "Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры.
Ведущий2: Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции.
Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем их них слово,
А из слова – будет речь!
***
Говорят, язык богат,
Он богат, бесспорно,
Только часто невпопад
Им хлестают больно.
***
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб грамоте нас научать.
Лев: "Слышь, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с урока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Лиза: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать –
с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"
Лев: "Слышь, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с урока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Лиза: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать –
с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Говорят, язык богат,
Он богат, бесспорно,
Только часто невпопад
Им хлестают больно.