Сценарий занятия, посвящённого акции «ЧИТАЕМ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ».
Цель акции:
Создание условий для воспитания патриотических чувств у обучающихся на примерах лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне в год 77-летия Победы
Задачи акции:
Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны.
Сохранение исторической памяти и передача её подрастающему поколению.
Формирование гражданской и духовной идентичности обучающихся.
Увеличение аудитории, интересующейся чтением книг о Великой Отечественной войне.
Ход занятия.
- Добрый день, ребята! Сегодня мы участвуем в патриотической акции «Читаем детям о войне». Акция будет проходить в течение всего дня.
Что это за акция?
Появилась она в 2010 году по инициативе Самарской областной детской библиотеки.
Ее девиз: «Помнить можно только о том, что знаешь. Если рассказать детям о войне, им будет, что помнить».
У этой акции есть своя эмблема: вы её можете увидеть на слайде.
5 мая 2022 года все желающие взрослые и дети из многих стран станут участниками громких чтений книг о войне.
И мы приглашаем вас присоединиться к этой акции.
«И ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ НАМ КНИГА ОСТАВЛЯЕТ»
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду -
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки,
Еще кого-то, кого-то нет.
И ставит, ставит обелиски.
9 мая, День Победы – это праздник со слезами на глазах! 77 лет прошло с того памятного дня. Война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов. И более 27 миллионов погибших соотечественников.
27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать …43 года! 27 миллионов. За 1418 дней – это значить погибло 13 человек в минуту. Вот что значить 27 миллионов!
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Воспоминания о Великой Победе не должны исчезнуть из нашей памяти. А поможет нам в этом книга.
Я хочу Вас познакомить с авторами книг, которые писали для детей о войне.
Это Александр Твардовский, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Константин Симонов, Александр Фадеев, Константин Паустовский, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Борис Полевой, Сергей Алексеев и многие, многие другие. И сегодня я вам хочу прочитать рассказ Сергея Алексеева «Орлович-Воронович»
Беседа по прочитанному:
- Кем был на войне солдат Воронович? (Связист.)
- Что однажды случилось? (Фашистские мины порвали телефонные провода.)
- Что необходимо было сделать связисту Вороновичу? (Соединить провода, без связи нельзя было обойтись на войне.)
- Какую преграду встретил на пути Воронович? (4 фашистских танка.)
- Что почувствовал солдат в этот момент? (Холодок, громко стучало сердце.)
- Что происходило внутри, какие мысли приходили к нему? (Вперёд, смелее солдат, смелее! Не трать время.)
- Как вы думаете, было ли страшно солдату? Что помогло Вороновичу в этой ситуации? (Любовь к Родине, своим товарищам, которые остались сзади.)
- Почему товарищи назвали его Орёл? Орлович? (За смелость, геройский поступок)
- Можно ли связиста Вороновича назвать героем? Почему?
и рассказ «Злая фамилия». Автор: Сергей Алексеев
Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.
Время военное. Фамилия броская.
Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:
— Фамилия?
— Трусов.
— Как-как?
— Трусов.
— Д-да... — протянули работники военкомата.
Попал боец в роту.
— Как фамилия?
— Рядовой Трусов.
— Как-как?
— Рядовой Трусов.
— Д-да... — протянул командир.
Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:
— Видать, твой предок в героях не был.
— В обоз при такой фамилии!
Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:
— Козлов! Сизов! Смирнов!
Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.
Выкрикнут:
— Трусов!
Смеются кругом солдаты.
Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.
В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.
— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.
Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.
— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.
Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.
Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.
— Герой! — сказал командир отделения.
Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.
— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!
Улыбнулся Трусов.
За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.
Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.
Первый к солдату теперь вопрос:
— За что награждён, герой?
Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.
Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.
Беседа по рассказу «Злая фамилия»
Главная мысль рассказа "Злая фамилия"
Не фамилия честь солдатская - дела человека красят.
Вот и получается, что судить человека можно лишь по его поступкам, а какая у него фамилия - дело десятое.
Чему учит рассказ "Злая фамилия"
Рассказ учит не судить о людях по их фамилии или внешности. Учит относиться к человеку так, как он заслуживает своими делами. Учит патриотизму и любви к Родине. Учит не щадить врагов и никогда не сдаваться.
Итог занятия: «Героями не рождаются, героями становятся» Александр Васильевич Суворов. - Сегодня мы познакомились с произведениями о Великой Отечественной войне, о героях, о героических подвигах. Весь русский народ: и старшие и младшие защищали нашу Родину от фашистских захватчиков. Родина не забудет своих героев.
- Но подвиги, хорошие поступки совершаются и в мирное время.
- Чтобы многое знать о народе своей страны, мы должны читать книги об историческом прошлом, смотреть фильмы и т.д.
9 мая наша страна отмечает самый важный праздник - День Победы! Наше занятие мне бы хотелось закончить стихотворением Сергея Орлова.
Когда это будет, не знаю,
В краю белоногих берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.
Поднимут старинные марши
И песни, какие споют.
Но мы - то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было 9 мая
С утра в сорок пятом году. (Сергей Орлов)