СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

(Сценарий) Белые Ангелы России. Незаметный подвиг милосердия Елизаветы Федоровны и Доктора Лизы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С просмотра притчи, с размышлений о добре и зле, о зависти и милосердии началась диалоговая площадка Рождественских встреч в МБОУ «СШ №22». Тема Рождественских встреч «Молодёжь: свобода и ответственность». Обучающиеся  9А класса зачитали творческие работы, в которых они  высказали свои размышления о свободе  и ответственности. На диалоговой площадке, помимо выступлений учащихся, были прослушаны выступления православных поэтов: Нина Ивановна Колобаева, Любовь Тимофеевна Стеклова, Нина Васильевна Лавренова. Заканчивалась диалоговая площадка созданием синквейнов по теме мероприятия. В создании пятистиший приняли участие не только дети, но и гости. Их мнение было особенно важным для ребят. Проведённое мероприятие можно охарактеризовать как работу, формирующую  способность к самостоятельному решению, развивающую  самосознание подростков, умение  найти своё место в жизни.

Просмотр содержимого документа
«(Сценарий) Белые Ангелы России. Незаметный подвиг милосердия Елизаветы Федоровны и Доктора Лизы.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22

ГОРОДА СМОЛЕНСКА



Рождественские чтения

Молодёжь: свобода и ответственность

Цель: обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.



Свобода – это ответственность. Вот почему ее так боятся

Б. Шоу



Вед. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о свободе и о той ответственности, к которой наша свобода обязывает. Понятие свобода предполагает ситуацию выбора для человека … Что делать? Как поступить в той или иной ситуации? И поэтому нашу диалоговую площадку мы начнём строками поэта Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…»



Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.



Вед. Сейчас мы приглашаем к выступлению Михальченкову Анастасию и Латушкину Веронику, обучающихся 8 класса, которые расскажут о судьбе двух женщин. Свобода и ответственность были главными ориентирами в их жизни.


В1.Добрые поступки - источник жизни. Милосердие в России всегда считалось выше закона. Но сегодня кажется, что в современном мире традиции милосердия, созданные и выстраданные многими поколениями людей, почти потеряны, забыты. Так ли это в современном обществе, регламентирующем, что каждый сам за себя? Какова ответственность человека перед окружающими людьми? Есть ли место милосердию в нашей жизни?


В2.Милосердие на Руси всегда воспринималось как понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении – деятельное участие в жизни другого (не ущемляя при этом его нравственного достоинства).


В1.Милосердие - это не просто жалостливость, это действенное сочувствие, которое выражается через конкретную помощь людям.


В2.Милосердие – это норма поведения, и именно потому наша культура всегда так остро воспринимала любые преступления, нравственные и физические, потому что они виделись чудовищными искажениями тех Евангельских идеалов, на которых была построена жизнь наших предков: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден»

В.1 А теперь обратимся к истории.

В1. Осень, 1864 год Дармштадт, в семье великого герцога Гессен - Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории рождается вторая дочь Елизавета Гессен – Дармштадская. Будущая русская княгиня, которая примет православие и получит при крещении новое имя - Елизавета Фёдоровна. Она станет женой Великого Князя Сергея Александровича Романова и будет полноправным членом царской семьи дома Романовых. Ей предназначена тяжёлая судьба, большие испытания, потери… и великие деяния. Её деятельность даст плоды на многие десятилетия вперёд, а память о ней будет храниться века. Потомки уважают, ценят и с трепетом относятся к её личности. Молятся когда трудно, прося помощи, и она обязательно помогает страждущим и нуждающимся, как и при жизни.

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же красивая душа!

Так говорил о Елизавете Федоровне Романовой поэт.

Но произошла трагедия - Сергей Александрович погиб от взрыва совершенного террористом. Это было страшное горе! Но, несмотря на это, она набралась сил и «простила террориста, умоляла Бога и царя о его прощении».


Я помню страшный день кровавый
И террориста, что взорвал
Не только жизнь мою и славу, 
Но и любовь мою забрал!
И я, не проронив слезинки,
Останки собирать пошла!
На третий день после убийства
В тюрьму к губителю пришла.
И там, не требуя возмездия,
Молилась о его душе,
Чтоб Бог простил ему убийство,
Как силы дал прощенья мне!


Вот такой была ее жизнь! Но она не опускала голову, дарила всем добро и радость, хотя в душе ее была глубокая рана, которая не могла зажить.

После ухода её мужа в мир иной, она возглавила Императорское Православное Палестинское Общество. С этого момента её жизнь наполнилась смыслом большего значения, она поняла насколько важно помогать простым православным не только на территории России и за её границами. Часть своих драгоценностей она отдала в казну, остальную часть она потратила на строительство обители милосердия в Москве.

На Большой Ордынке она выкупила усадьбу с садом, оборудовала её под целый комплекс, в который входили: церковь, госпиталь, столовая, аптека, амбулатория для больных, школа для девочек, комнаты для священников и библиотека. Так была основана в 1909 году знаменитая Марфо-Мариинская обитель.

Работали там сестры милосердия, монахини, и наравне с ними работала и сама основательница Марфо- Мариинской обители - Елизавета Федоровна. Это был отдельный удивительный мир, который она создала сама. Вся жизнь в этой обители опиралась на православие, милосердие и благотворительность, тут с 6 часов утра и до 9 вечера кипела жизнь. Все работы послушниц, начинались с молитвы, и с Богом они делали абсолютно все свои деяния, и поэтому у них все получалось. Уже при жизни Елизавету Федоровну называли Белым ангелом России.

После прихода большевиков к власти Елизавета Романова отказалась покидать Россию. Она продолжала активную работу в обители. 7 мая 1918года Елизавета была арестована по распоряжению большевиков. Впоследствии она была выслана в Пермь, затем перевезена в Екатеринбург, потом в Алапаевск.

В июле 1918 г. все узники, которые находились в Алапаевске, были расстреляны и сброшены еще живым (кроме Сергея Михайловича) шахту Новая Селимская, в 18 километрах от Алапаевска.


В2. А теперь мы хотим перенестись в наше время и рассказать об удивительной женщине, жизнь которой также оборвалась трагически.


Елизавету Петровну Глинку – врача, общественного деятеля, правозашитника – гораздо чаще называли просто «Доктор Лиза». Свою жизнь она посвятила спасению других. Елизавета Глинка основала благотворительный фонд, оказывающий паллиативную помощь, то есть помощь безнадёжно больным.

В 2014 году её фонд активно участвовал в гуманитарной миссии на востоке Украины. Доктор Лиза вывезла с территории военных действий более ста ребятишек, определила их на лечение в российские больницы.

Медицинскую помощь гражданскому населению Елизавет Глинка организовывала и в Сирии. Доктор Лиза трагически погибла при крушении самолёта, когда везла в эту страну очередную партию медикаментов.

Фонд «Справедливая помощь» Елизаветы Петровны и по сей день продолжает начатое её дело: раздаёт бесплатное питание бездомным и устраивает пункты обогрева, предоставляет малоимущим медицинское обслуживание, проводит акции, направленные на сбор средств для пострадавших от природных катаклизмов.

Доктор Лиза стала для многих ангелом Милосердия. Её благотворительная и общественная деятельность отмечена рядом премий. Елизавета Глинка посмертно награждена медалью «За чистоту помыслов и благородство дел» с формулировкой «За бесценный вклад в торжество Добра и Мира на земле».


В1.Милосердие – это норма поведения, и именно потому наша культура всегда так остро воспринимала любые преступления, нравственные и физические, потому что они виделись чудовищными искажениями тех Евангельских идеалов, на которых была построена жизнь наших предков: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден»


В2. Дела и жизнь княгиня Елизаветы и Доктора Лизы учат нас видеть новые горизонты в своей жизни, намечать новые вехи в своём развитии. Главное не сбиться с истинного пути, не уйти с дороги Добра и Веры, свободного выбора и личной ответственности.


В1.Мы должны осознать, что милосердие – это не просто чувство внутри нас. Это мощная сила, способная вершить благие дела. И если понять её, принять всем сердцем, осмыслить и научить других, как это сделали княгиня Елизавета Фёдоровна и Доктор Лиза, то мир изменится. Навсегда изменится к лучшему. Для верующего человека милосердие – это главная добродетель.


Две разных женщины,

Два разных времени,

Но так похожи судьбы их,

Как будто Дух Святой намеренно

Соединил порывы их.


Добро, участье, милосердье

Они открыли для людей,

Чтоб не ожесточалось сердце

И были б в Вере мы сильней.


Выступления на диалоговой площадке обучающихся 9 класса Булыниной Дарьи, Либер Евангелины, Шустовой Екатерины со своими размышлениями о свободе современной молодёжи и ответственности. Приложение 1.

Выступления православных писателей ?,,,,,

Вед. Наше современное общество неоднородно и разнообразно. Вы, ребята, вырастаете и перед Вами открыты большие горизонты. Пусть путеводной звездой, альфой и омегой в Вашей жизни на земле станут Доброта, Любовь и Ответственность. Будьте свободными в своих поступках, мечтах и проживите свою жизнь достойно. Для обобщения и завершения нашего диалога я предлагаю поделиться на группы и каждой группе составить синквейн, в этой работе вы сможете выразить свой эмоциональный отклик на наш диалог.

Создание синквейнов на тему «Свобода и ответственность».

Зачитывание синквейнов.

































Приложение 1.

Рождественские чтения

Молодёжь: свобода и ответственность

Работу выполнила

ученица 9 класса А

МБОУ «СШ №22»

Шустова Екатерина

руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Нескреба Оксана Анатольевна


Эссе


Свобода и ответственность в выборе жизненного пути

Каждому человеку в своей жизни приходится делать выбор неоднократно. Часто этот выбор носит морально-этический аспект, это ещё называют нравственным выбором. В этом случае человек колеблется между хорошим и плохим, честным и бесчестным. Но надо всегда помнить, что нет абсолютного добра или зла. Выбор своей будущей профессии – это также один из важнейших выборов, так как о него зависит вся наша дальнейшая жизнь. Как не ошибиться при принятии такого важного решения? Ведь здесь молодому человеку предоставляется свобода. А свобода выбора накладывает на тебя ответственность. Хочу доказать свои слова одним примером.

Доктор Лиза – это имя знают многие из средств массовой информации. А что могут рассказать о ней её пациенты? Кого-то она накормила и обогрела. Кому-то помогла собрать деньги на сложнейшую информацию для ребёнка. А чьих-то детей она вывозила из зоны боевых действий, из Донбасса и Сирии. Что движет сердцем, которое может сопереживать, сочувствовать? Наверное, радость от того, что добра в нашем мире стало чуточку больше. Доктор Лиза рано поняла, кем она хочет быть, хотя свою благотворительную деятельность начала немного позже. Созданный ею фонд «Справедливая помощь» является продолжением сознательного выбора Доктора Лизы в юности. Она не побоялась взять на себя ответственность за жизнь и судьбу других людей. Это был её свободный выбор. Но первое время общество критиковало, обвиняло Елизавету Глинку в том, что из-за её помощи людей без определённого места жительства становится больше. У неё на такое всегда был ответ: «Кроме меня никто им не поможет, они тоже люди». Честная, искренняя Доктор Лиза была свободна в выборе своего жизненного пути. Закончить свои размышления я хотела бы строками из стихотворения Екатерины Щетининой:

Свобода – внутренняя звонница,

Стучит рифмованным дождём,

Свобода – светлая бессонница,

Где ты обязан быть вождём.

И если нарастает бедственность,

И выпрямляться должен путь,

Твоя свободная ответственность

Опять не даст тебе заснуть.















Приложение 1

Рождественские чтения

Молодёжь: свобода и ответственность

Работу выполнила

ученица 9 класса А

МБОУ «СШ №22»

Булынина Дарья

руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Нескреба Оксана Анатольевна


Эссе


Как я понимаю слова «свобода» и «ответственность»


Свобода и ответственность как красиво звучат эти слова! Совсем как в песне: «Я свободен»... Но от чего и для чего мне эта свобода? Какую ответственность она на меня возлагает? 
В 15-16 лет так хочется быть знаменитой. Знаменитость, помимо узнаваемости и успеха — это большая ответственность. Прославиться можно по-разному. Известность можно использовать как во благо, так и во вред. Благо, если твоя слава приносит пользу людям. Например, волонтёрская деятельность. Стать волонтером может каждый. Это свободный выбор добрых и отзывчивых людей, которые готовы помогать не только себе, но и другим малознакомым людям, братьям нашим меньшим или природе. Добровольчество — это большая ответственность за тех, кому мы помогаем и как. Почему мы? Потому что в этом году и я пополнила ряды волонтеров. Хоть это произошло относительно недавно, но я и мои товарищи уже провели акцию «Корзина добра». Мы собирали канцелярские товары для детей, нуждающихся в этом. Наш школьный отряд сагитировал каждый класс от самого младшего, первого, до самого старшего, одиннадцатого, на безвозмездное пожертвование школьных принадлежностей. Мне радостно, что у меня появились новые друзья из первого и третьего классов, это уж точно. Мне приятно видеть радость и гордость в глазах малышей, которые приняли участие в акции. Но кроме этого, на мои плечи легла ответственность перед ребятами, которые сдали канцтовары, и перед детьми, для которых мы их собирали. Но я не боюсь этой ответственности, потому что перед тем, как сделать выбор в пользу добровольческой помощи, я хорошо подумала. 
Почему же огромное множество людей становятся добровольцами и берут на себя такую ответственность? Наверное, во-первых, потому что это круто и приятно видеть счастье и благодарность в глазах тех, кому ты оказал помощь. А во-вторых, взять на себя ответственность за свои поступки и за других людей ― это значит повзрослеть. Помните, что какой бы выбор Вы не совершили, всегда за него нужно будет отвечать.






















Приложение 1

Рождественские чтения

Молодёжь: свобода и ответственность

работу выполнила

ученица 9 класса А

МБОУ «СШ №22»

Либер Евангелина

руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Нескреба Оксана Анатольевна


Эссе


Моё сердце принадлежит православию


Елизавета Фёдоровна – принцесса Дармштадская, старшая сестра Александры Фёдоровны, внучка английской королевы Виктории. Она с детства воспитывалась в традициях старой Англии. Во время обряда венчания с великим князем – Сергеем Александровичем, её женихом, познавать русскую православную культуру стало огромным. Старинные храмы Москвы, патриархальный быт, церкви, монастыри заворожили её. Но главной причиной перехода княгини в православие стал глубокий внутренний смысл православной веры. Проводить духовную работу над собой и искренне верить в Бога – это был свободный и сознательный выбор Елизаветы Фёдоровны. Она желал отдать все свои силы Христу и ближним, и поэтому стала ездить в больницы, стала помогать беспомощным, больным и бедным. Не забывала она и про солдат, нуждающихся в медикаментах, хорошем питании. После ухода мужа Елизавет Фёдоровна не снимала траур. Много молилась и постилась. Она добровольно возложила на себя новые ответственности, обязанности. Княгиня, по её словам, делает выбор в пользу великого мира обездоленных и страждущих. Уходит с головой в работу. В Москве появляется Марфо-Мариинская обитель. Для каждого она сумеет найти нужное и верное слово. Жизнь в обители кипела. Княгиня и её сёстры лечили, обучали, помогали всем нуждающимся. Но обстоятельства сложились трагически. После Февральской революции Елизавету Фёдоровну арестовали.

Жизнь княгини – яркий пример беззаветной веры в Бога, всепобеждающей силы любви божьей, преданности православию, жертвенности. Она отдала свою жизнь и приняла мученическую смерть. И это был её свободный выбор, выбор той ответственности , которую княгиня Елизавет возложила на себя.

























































































Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.




Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.




Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.





Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.












СИНКВЕЙН «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

1 строка (имя существительное или местоимение)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 строка (определение темы: прилагательные или причастия)

__________________________________________________________________________

3строка (три глагола, показывающие развитие действия в рамках этой темы)

__________________________________________________________________________

4 строка (фраза из 4-5 слов, показывающая отношение автора к теме)

__________________________________________________________________________

5 строка (завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой часть речи)

__________________________________________________________________________





_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!