СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структурные компоненты процесса музыкального образования в начальной общеобразовательной школе (памятка учителя музыки)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке представлен методический инструментарий учителя музыки, предназначенный для грамотного планирования целей, содержания и результатов освоения рабочей программы по предмету в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Структурные компоненты процесса музыкального образования в начальной общеобразовательной школе (памятка учителя музыки)»

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(памятка учителя музыки)



Цель общего музыкального образования: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.


Ключевые педагогические задачи:

  • музыкальное воспитание (формирование эмоционального отношения к музыке),

  • музыкальное обучение (формирование сознательного отношения к музыке),

  • музыкальное развитие (формирование деятельно-практического отношения к музыке).


Задачи на уровне начального общего музыкального образования:

  • формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве;

  • формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;

  • формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;

  • развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;

  • овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;

  • изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;

  • воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;

  • расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.


Их реализация в начальной общеобразовательной школе осуществляется по следующим направлениям:

  • становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

  • развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

  • формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.


Основное содержание общего музыкального образования: личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

Содержание учебного предмета в начальной школе структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями):

инвариантные:

модуль № 1 «Народная музыка России»;

модуль № 2 «Классическая музыка»;

модуль № З «Музыка в жизни человека»

вариативные:

модуль № 4 «Музыка народов мира»;

модуль № 5 «Духовная музыка»;

модуль № 6 «Музыка театра и кино»;

модуль №7 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 8 «Музыкальная грамота»


Планируемые результаты освоения программы по музыке на уровне начального общего образования (см. Федеральную рабочую программу НОО по учебному предмету «Музыка»: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/):

Личностные результаты в области гражданско-патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, научного познания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания.

Метапредметные результаты: универсальные познавательные учебные действия (логические, исследовательские, умения работать с информацией), коммуникативные учебные действия (невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, совместная деятельность/сотрудничество), универсальные регулятивные учебные действия (самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, умение принимать себя и других, смысловые установки (внутренняя позиция личности) и жизненные навыки личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).

Предметные результаты: способность к музыкальной деятельности, потребность в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивное ценностное отношение к музыке как важному элементу своей жизни.


Принципы музыкального воспитания, обучения и развития:

Общедидактические

Музыкально-педагогические

Системно-деятельностный подход

Опора на природу и закономерности развития ребенка

Развивающее обучение

Воспитывающий характер обучения

Систематичность

Доступность

Наглядность

Достоверность

Единство обучения, воспитания и развития

Последовательность

Сознательность

Взаимосвязь цели, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания

Обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями

Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся

Постоянство требований и систематическое повторение действий

Комплексность

Целостность

Непрерывность

Преемственность

Вариативность и др.

Признание самоценности музыкального искусства

Изучение музыки как живого образного искусства

Признание художественно-образного мышления как основы восприятия музыки

Тематическое построение программы

Единство эмоционального и сознательного

Единство художественного и технического

Единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы

Тождество и контраст

Образность

Ассоциативность

Диалогичность и сотворчество

Ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям

Связь музыки и жизни

Уподобление учебной деятельности художественно-творческому процессу

Изучение музыкального искусства в опоре на единство народной, академической, духовной и современной музыки

Опора на интонационный, жанровый и стилевой подходы в изучении музыки

Раскрытие эстетической ценности искусства

Ориентация на высокохудожественные образцы музыкального искусства

Опора на отечественную музыкальную культуру

Триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя

Креативность

Эмоциональная насыщенность

Свобода выбора и др.


Формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, индивидуальные, дифференцированные.


Формы контроля: текущий, промежуточный.


Методы обучения и воспитания:

Общедидактические

Музыкально-педагогические

Словесные (объяснительные)

Наглядные (иллюстративные)

Деятельно-практические

Сравнения и анализа

Проблемного обучения

Частично-поисковые, эвристические

Исследовательские

Логические

Репродуктивные

Творческие

Ассоциативные

Видео-методы

Методы работы с книгой

Игровые

Методы стимулирования деятельности

Создание ситуации успеха

Создание эффекта удивления

Эвристические

Здоровьесберегаюшие и др.

Приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства

Наглядно-слуховые методы

Наблюдение за музыкой

Сопереживание

Эмоциональная драматургия

Перспектива и ретроспектива

Размышление о музыке

Содержательный анализ инструментальных произведений

Сравнение

Идентификация

Развитие стилеразличения

Создание композиций

Создание художественного контекста (интегративный)

Уподобление характеру звучания музыки

Музыкальное собеседование (заочный диалог с автором музыки)

Переинтонирование (перекодирование на языки других видов искусства)

Музыкальное обобщение

Установление взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе

Сочинение сочиненного

Моделирование художественно-творческого процесса

Арттерапевтические


Возможные дидактические этапы урока:

  • организационный момент

  • актуализация темы

  • изложение темы

  • мотивация обучающихся

  • проблематизация

  • диагностика и контроль за достижением планируемых результатов

  • изучение нового материала

  • проработка материала

  • повторение и закрепление ранее освоенного материала

  • творческое моделирование и сотворческая деятельность

  • проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • самостоятельная работа обучающихся

  • рефлексия

  • обобщение

  • контроль усвоения предметного содержания на основе самооценки

  • коррекционная работа

  • динамическая пауза

  • арттерапевтическая деятельность и др.


Виды художественно-творческой деятельности:

  • восприятие (слушание) музыки

  • пение

  • музыкально-ритмическая деятельность, боди-ритмика

  • пластическое интонирование (тактирование, свободное дирижирование, пантомимизация)

  • танцевальное движение под музыку

  • инструментальное музицирование

  • драматизация музыки (инсценировка, театрализация, ролевое исполнение)

  • импровизация, сочинение музыки

  • музыкально-игровая деятельность

  • развитие музыкальной грамотности (музыкально-теоретическая и музыкально-историческая деятельность)

  • полифункциональная аналитическая деятельность (размышление о музыке)

  • контекстная (изобразительная, литературная) деятельность

  • проектно-исследовательская деятельность

  • музыкальное экспериментирование, творческая мастерская


Средства обучения:

Дидактические: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия нотного материала, фонохрестоматия, справочные материалы, схемы, таблицы, алгоритмы, раздаточные материалы, распечатки текстов, шаблоны, цветовые карточки, карты настроений и др.

Технические: музыкальный инструментарий, аудиотехнника, видеооборудование, компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, планшеты и др.

Программное обеспечение: цифровые образовательные ресурсы, обучающие программы, караоке, программы диагностики и контроля и др.

Контрольно-измерительные материалы: кроссворды, ребусы, викторины, анкеты, опросники, диагностические карты, контрольные задания, тесты и др.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!