СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(памятка учителя музыки)
Цель общего музыкального образования: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Ключевые педагогические задачи:
музыкальное воспитание (формирование эмоционального отношения к музыке),
музыкальное обучение (формирование сознательного отношения к музыке),
музыкальное развитие (формирование деятельно-практического отношения к музыке).
Задачи на уровне начального общего музыкального образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Их реализация в начальной общеобразовательной школе осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Основное содержание общего музыкального образования: личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
Содержание учебного предмета в начальной школе структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № З «Музыка в жизни человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль №7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Планируемые результаты освоения программы по музыке на уровне начального общего образования (см. Федеральную рабочую программу НОО по учебному предмету «Музыка»: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/):
Личностные результаты в области гражданско-патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, научного познания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания.
Метапредметные результаты: универсальные познавательные учебные действия (логические, исследовательские, умения работать с информацией), коммуникативные учебные действия (невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, совместная деятельность/сотрудничество), универсальные регулятивные учебные действия (самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, умение принимать себя и других, смысловые установки (внутренняя позиция личности) и жизненные навыки личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
Предметные результаты: способность к музыкальной деятельности, потребность в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивное ценностное отношение к музыке как важному элементу своей жизни.
Принципы музыкального воспитания, обучения и развития:
Общедидактические | Музыкально-педагогические |
Системно-деятельностный подход Опора на природу и закономерности развития ребенка Развивающее обучение Воспитывающий характер обучения Систематичность Доступность Наглядность Достоверность Единство обучения, воспитания и развития Последовательность Сознательность Взаимосвязь цели, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания Обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся Постоянство требований и систематическое повторение действий Комплексность Целостность Непрерывность Преемственность Вариативность и др. | Признание самоценности музыкального искусства Изучение музыки как живого образного искусства Признание художественно-образного мышления как основы восприятия музыки Тематическое построение программы Единство эмоционального и сознательного Единство художественного и технического Единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы Тождество и контраст Образность Ассоциативность Диалогичность и сотворчество Ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям Связь музыки и жизни Уподобление учебной деятельности художественно-творческому процессу Изучение музыкального искусства в опоре на единство народной, академической, духовной и современной музыки Опора на интонационный, жанровый и стилевой подходы в изучении музыки Раскрытие эстетической ценности искусства Ориентация на высокохудожественные образцы музыкального искусства Опора на отечественную музыкальную культуру Триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя Креативность Эмоциональная насыщенность Свобода выбора и др. |
Формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, индивидуальные, дифференцированные.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Методы обучения и воспитания:
Общедидактические | Музыкально-педагогические |
Словесные (объяснительные) Наглядные (иллюстративные) Деятельно-практические Сравнения и анализа Проблемного обучения Частично-поисковые, эвристические Исследовательские Логические Репродуктивные Творческие Ассоциативные Видео-методы Методы работы с книгой Игровые Методы стимулирования деятельности Создание ситуации успеха Создание эффекта удивления Эвристические Здоровьесберегаюшие и др. | Приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства Наглядно-слуховые методы Наблюдение за музыкой Сопереживание Эмоциональная драматургия Перспектива и ретроспектива Размышление о музыке Содержательный анализ инструментальных произведений Сравнение Идентификация Развитие стилеразличения Создание композиций Создание художественного контекста (интегративный) Уподобление характеру звучания музыки Музыкальное собеседование (заочный диалог с автором музыки) Переинтонирование (перекодирование на языки других видов искусства) Музыкальное обобщение Установление взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе Сочинение сочиненного Моделирование художественно-творческого процесса Арттерапевтические |
Возможные дидактические этапы урока:
организационный момент
актуализация темы
изложение темы
мотивация обучающихся
проблематизация
диагностика и контроль за достижением планируемых результатов
изучение нового материала
проработка материала
повторение и закрепление ранее освоенного материала
творческое моделирование и сотворческая деятельность
проектная деятельность
исследовательская деятельность
самостоятельная работа обучающихся
рефлексия
обобщение
контроль усвоения предметного содержания на основе самооценки
коррекционная работа
динамическая пауза
арттерапевтическая деятельность и др.
Виды художественно-творческой деятельности:
восприятие (слушание) музыки
пение
музыкально-ритмическая деятельность, боди-ритмика
пластическое интонирование (тактирование, свободное дирижирование, пантомимизация)
танцевальное движение под музыку
инструментальное музицирование
драматизация музыки (инсценировка, театрализация, ролевое исполнение)
импровизация, сочинение музыки
музыкально-игровая деятельность
развитие музыкальной грамотности (музыкально-теоретическая и музыкально-историческая деятельность)
полифункциональная аналитическая деятельность (размышление о музыке)
контекстная (изобразительная, литературная) деятельность
проектно-исследовательская деятельность
музыкальное экспериментирование, творческая мастерская
Средства обучения:
Дидактические: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия нотного материала, фонохрестоматия, справочные материалы, схемы, таблицы, алгоритмы, раздаточные материалы, распечатки текстов, шаблоны, цветовые карточки, карты настроений и др.
Технические: музыкальный инструментарий, аудиотехнника, видеооборудование, компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, планшеты и др.
Программное обеспечение: цифровые образовательные ресурсы, обучающие программы, караоке, программы диагностики и контроля и др.
Контрольно-измерительные материалы: кроссворды, ребусы, викторины, анкеты, опросники, диагностические карты, контрольные задания, тесты и др.