СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура программы на Паскале

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны основные разделы программы на языке Паскаль. Приведен пример простейшей программы.

Просмотр содержимого документа
«Структура программы на Паскале»

Структура программы на Паскале Арифметические Функции F (x) операции PROGRAM ; ИМЯ ПРОГРАММЫ список однотипных переменных : ТИП VAR ; + ABS (x) |x| сложение BEGIN END ОПЕРАТОРЫ . SQR (x) x 2 - вычитание   x SQRT (x) ; ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM * умножение  e x EXP (x) : список однотипных переменных INTEGER ; VAR / деление ; : REAL список однотипных переменных LN (x) Ln x BEGIN Sin x SIN (x) div деление нацело ( ) список ввода ; READ COS (x) Cos x mod Остаток от деления ( READLN список ввода ) ; переменная : = ; Приоритеты выполнения операций арифметическое выражение  ) WRITE ; список вывода ( F(x) ( ) div + * ( ) WRITELN список вывода / - mod . END  Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке ? 1

Структура программы на Паскале

Арифметические

Функции F (x)

операции

PROGRAM

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

список однотипных переменных

:

ТИП

VAR

;

+

ABS (x)

|x|

сложение

BEGIN

END

ОПЕРАТОРЫ

.

SQR (x)

x 2

-

вычитание

x

SQRT (x)

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

*

умножение

e x

EXP (x)

:

список однотипных переменных

INTEGER

;

VAR

/

деление

;

:

REAL

список однотипных переменных

LN (x)

Ln x

BEGIN

Sin x

SIN (x)

div

деление

нацело

(

)

список ввода

;

READ

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

(

READLN

список ввода

)

;

переменная

: =

;

Приоритеты выполнения операций

арифметическое выражение

)

WRITE

;

список вывода

(

F(x)

( )

div

+

*

(

)

WRITELN

список вывода

/

-

mod

.

END

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке

?

1

Справка

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПЕРССЫЛОК

  • Режим последовательного изучения учебного материала организован с помощью кнопок прокрутки
  • Режим справочника: в процессе перемещения курсора мыши по информационной области слайда приближение к объекту (гиперссылке) обеспечивается всплывающей подсказкой
  • щелчок левой кнопкой мыши по выбранному учебному элементу вызывает учебную информацию в текстовом поле в нижней части экрана, при этом гипертекстовый объект выделяется графическими средствами (желтым фоном). После щелчка по выделенному объекту происходит возврат на первый (ключевой) слайд в любом слайде возможен свободный переход на любую учебную информацию, расположенную на других слайдах, если выбрать соответствующую гиперссылку
  • щелчок левой кнопкой мыши по выбранному учебному элементу вызывает учебную информацию в текстовом поле в нижней части экрана, при этом гипертекстовый объект выделяется графическими средствами (желтым фоном). После щелчка по выделенному объекту происходит возврат на первый (ключевой) слайд
  • в любом слайде возможен свободный переход на любую учебную информацию, расположенную на других слайдах, если выбрать соответствующую гиперссылку

Структура программы на Паскале Функции F (x) Арифметические операции PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ; ТИП список однотипных переменных VAR ; : + сложение |x| ABS (x) END BEGIN ОПЕРАТОРЫ . x 2 SQR (x) - вычитание   x SQRT (x) PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ; * умножение  e x EXP (x) ; VAR INTEGER список однотипных переменных : / деление : список однотипных переменных REAL ; LN (x) Ln x BEGIN SIN (x) div Sin x деление нацело ; ( список ввода ) READ COS (x) Cos x mod Остаток от деления READLN ( список ввода ) ; арифметическое выражение : = ; Приоритеты выполнения операций переменная  WRITE ; список вывода ) ( ( ) F(x) * + div WRITELN ( ) список вывода / - mod . END Структура программы на языке Паскаль:  Заголовок программы PROGRAM PRIMER ;  Раздел описания переменных VAR x, y, z, F :  INTEGER  ;  Раздел операторов BEGIN READ  ( x, y, z )  ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.  Заголовок программы PROGRAM PRIMER ;  Раздел описания переменных VAR x, y, z, F :  INTEGER  ;  Раздел операторов BEGIN READ  ( x, y, z )  ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END. 2 3

Структура программы на Паскале

Функции F (x)

Арифметические

операции

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

ТИП

список однотипных переменных

VAR

;

:

+

сложение

|x|

ABS (x)

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

.

x 2

SQR (x)

-

вычитание

x

SQRT (x)

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

*

умножение

e x

EXP (x)

;

VAR

INTEGER

список однотипных переменных

:

/

деление

:

список однотипных переменных

REAL

;

LN (x)

Ln x

BEGIN

SIN (x)

div

Sin x

деление

нацело

;

(

список ввода

)

READ

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

READLN

(

список ввода

)

;

арифметическое выражение

: =

;

Приоритеты выполнения операций

переменная

WRITE

;

список вывода

)

(

( )

F(x)

*

+

div

WRITELN

(

)

список вывода

/

-

mod

.

END

Структура программы на языке Паскаль:

  • Заголовок программы PROGRAM PRIMER ; Раздел описания переменных VAR x, y, z, F : INTEGER ; Раздел операторов BEGIN READ ( x, y, z ) ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.
  • Заголовок программы PROGRAM PRIMER ;
  • Раздел описания переменных VAR x, y, z, F : INTEGER ;
  • Раздел операторов BEGIN READ ( x, y, z ) ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.

2

3

Структура программы на Паскале Функции F (x) Арифметические операции ; PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ VAR ; ТИП : список однотипных переменных ABS (x) |x| сложение + BEGIN ОПЕРАТОРЫ . END x 2 SQR (x) - вычитание   x SQRT (x) ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM ; * умножение EXP (x)  e x список однотипных переменных : VAR ; INTEGER / деление список однотипных переменных REAL ; : Ln x LN (x) BEGIN Sin x SIN (x) div деление нацело READ список ввода ( ) ; COS (x) Cos x mod Остаток от деления READLN ( список ввода ) ; ; переменная арифметическое выражение Приоритеты выполнения операций : =  ( ) список вывода ; WRITE F(x) ( ) * + div список вывода ) ( WRITELN / - mod END .  Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( REAL ) и целый ( INTEGER ). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква. 3 4

Структура программы на Паскале

Функции F (x)

Арифметические

операции

;

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

VAR

;

ТИП

:

список однотипных переменных

ABS (x)

|x|

сложение

+

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

.

END

x 2

SQR (x)

-

вычитание

x

SQRT (x)

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

;

*

умножение

EXP (x)

e x

список однотипных переменных

:

VAR

;

INTEGER

/

деление

список однотипных переменных

REAL

;

:

Ln x

LN (x)

BEGIN

Sin x

SIN (x)

div

деление

нацело

READ

список ввода

(

)

;

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

READLN

(

список ввода

)

;

;

переменная

арифметическое выражение

Приоритеты выполнения операций

: =

(

)

список вывода

;

WRITE

F(x)

( )

*

+

div

список вывода

)

(

WRITELN

/

-

mod

END

.

Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( REAL ) и целый ( INTEGER ). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква.

3

4

Структура программы на Паскале Арифметические Функции F (x) операции PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ; список однотипных переменных ТИП : VAR ; сложение ABS (x) |x| + . ОПЕРАТОРЫ BEGIN END SQR (x) x 2 - вычитание   x SQRT (x) ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM * умножение EXP (x)  e x INTEGER : ; список однотипных переменных VAR / деление ; : список однотипных переменных REAL Ln x LN (x) BEGIN Sin x div SIN (x) деление нацело ( READ ; список ввода ) Cos x COS (x) mod Остаток от деления ; ) список ввода ( READLN арифметическое выражение : = ; Приоритеты выполнения операций переменная  ; список вывода ) WRITE ( F(x) ( ) + * div WRITELN ( ) список вывода - / mod END .  Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка. 4 5

Структура программы на Паскале

Арифметические

Функции F (x)

операции

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

список однотипных переменных

ТИП

:

VAR

;

сложение

ABS (x)

|x|

+

.

ОПЕРАТОРЫ

BEGIN

END

SQR (x)

x 2

-

вычитание

x

SQRT (x)

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

*

умножение

EXP (x)

e x

INTEGER

:

;

список однотипных переменных

VAR

/

деление

;

:

список однотипных переменных

REAL

Ln x

LN (x)

BEGIN

Sin x

div

SIN (x)

деление

нацело

(

READ

;

список ввода

)

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

;

)

список ввода

(

READLN

арифметическое выражение

: =

;

Приоритеты выполнения операций

переменная

;

список вывода

)

WRITE

(

F(x)

( )

+

*

div

WRITELN

(

)

список вывода

-

/

mod

END

.

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка.

4

5

Структура программы на Паскале Арифметические Функции F (x) операции ; ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM ; список однотипных переменных ТИП : VAR + сложение |x| ABS (x) ОПЕРАТОРЫ BEGIN . END x 2 SQR (x) - вычитание SQRT (x)   x PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ; * умножение EXP (x)  e x VAR ; список однотипных переменных INTEGER : / деление : список однотипных переменных REAL ; Ln x LN (x) BEGIN Sin x div SIN (x) деление нацело READ ; список ввода ) ( Cos x COS (x) mod Остаток от деления ; ) список ввода READLN ( арифметическое выражение переменная : = Приоритеты выполнения операций ;  список вывода ) ( ; WRITE ( ) F(x) div + * WRITELN ( ) список вывода - mod / END .  Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране. В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER). 5 6

Структура программы на Паскале

Арифметические

Функции F (x)

операции

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

;

список однотипных переменных

ТИП

:

VAR

+

сложение

|x|

ABS (x)

ОПЕРАТОРЫ

BEGIN

.

END

x 2

SQR (x)

-

вычитание

SQRT (x)

x

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

*

умножение

EXP (x)

e x

VAR

;

список однотипных переменных

INTEGER

:

/

деление

:

список однотипных переменных

REAL

;

Ln x

LN (x)

BEGIN

Sin x

div

SIN (x)

деление

нацело

READ

;

список ввода

)

(

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

;

)

список ввода

READLN

(

арифметическое выражение

переменная

: =

Приоритеты выполнения операций

;

список вывода

)

(

;

WRITE

( )

F(x)

div

+

*

WRITELN

(

)

список вывода

-

mod

/

END

.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ).

Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается

в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя,

который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке,

отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране.

В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER).

5

6

Структура программы на Паскале Арифметические Функции F (x) операции PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ ; ; список однотипных переменных ТИП : VAR ABS (x) |x| + сложение END BEGIN ОПЕРАТОРЫ . SQR (x) x 2 - вычитание SQRT (x)   x ; PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ * умножение EXP (x)  e x INTEGER VAR ; : список однотипных переменных / деление ; REAL список однотипных переменных : Ln x LN (x) BEGIN Sin x SIN (x) div деление нацело ( READ список ввода ; ) Cos x COS (x) mod Остаток от деления список ввода ; ) ( READLN : = переменная ; Приоритеты выполнения операций арифметическое выражение  ; ( WRITE список вывода ) F(x) ( ) * div + WRITELN ( ) список вывода / - mod END .  Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ :=  читается как «присвоить».  Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример:  A  := SQR (x) + SIN (y) / (12*z + 5)  Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина.  6 7

Структура программы на Паскале

Арифметические

Функции F (x)

операции

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

;

список однотипных переменных

ТИП

:

VAR

ABS (x)

|x|

+

сложение

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

.

SQR (x)

x 2

-

вычитание

SQRT (x)

x

;

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

*

умножение

EXP (x)

e x

INTEGER

VAR

;

:

список однотипных переменных

/

деление

;

REAL

список однотипных переменных

:

Ln x

LN (x)

BEGIN

Sin x

SIN (x)

div

деление

нацело

(

READ

список ввода

;

)

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

список ввода

;

)

(

READLN

: =

переменная

;

Приоритеты выполнения операций

арифметическое выражение

;

(

WRITE

список вывода

)

F(x)

( )

*

div

+

WRITELN

(

)

список вывода

/

-

mod

END

.

Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить».

Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример: A := SQR (x) + SIN (y) / (12*z + 5)

Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина.

6

7

Структура программы на Паскале

Арифметические

Функции F (x)

операции

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

VAR

список однотипных переменных

;

:

ТИП

|x|

+

ABS (x)

сложение

.

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

SQR (x)

x 2

-

вычитание

SQRT (x)

x

PROGRAM

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

*

умножение

EXP (x)

e x

VAR

:

INTEGER

список однотипных переменных

;

/

деление

;

:

список однотипных переменных

REAL

Ln x

LN (x)

BEGIN

div

Sin x

SIN (x)

деление

нацело

список ввода

)

;

READ

(

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

список ввода

)

READLN

;

(

переменная

: =

Приоритеты выполнения операций

арифметическое выражение

;

список вывода

)

(

;

WRITE

F(x)

( )

+

*

div

список вывода

WRITELN

(

)

/

-

mod

END

.

Правила записи арифметических выражений

  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку
  • Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
  • Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
  • Используются только круглые скобки
  • Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам

7

8

Структура программы на Паскале Арифметические Функции F (x) операции PROGRAM ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; VAR : ТИП список однотипных переменных сложение ABS (x) + |x| ОПЕРАТОРЫ BEGIN . END SQR (x) x 2 - вычитание   x SQRT (x) ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM * умножение EXP (x)  e x VAR : INTEGER список однотипных переменных ; / деление REAL список однотипных переменных : ; LN (x) Ln x BEGIN Sin x SIN (x) div деление нацело READ ( ) ; список ввода Cos x COS (x) mod Остаток от деления READLN ; ) ( список ввода Приоритеты выполнения операций ; : = переменная арифметическое выражение  ; список вывода ) WRITE ( ( ) F(x) * + div WRITELN ( ) список вывода mod - / . END  Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит. 8 9

Структура программы на Паскале

Арифметические

Функции F (x)

операции

PROGRAM

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

VAR

:

ТИП

список однотипных переменных

сложение

ABS (x)

+

|x|

ОПЕРАТОРЫ

BEGIN

.

END

SQR (x)

x 2

-

вычитание

x

SQRT (x)

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

*

умножение

EXP (x)

e x

VAR

:

INTEGER

список однотипных переменных

;

/

деление

REAL

список однотипных переменных

:

;

LN (x)

Ln x

BEGIN

Sin x

SIN (x)

div

деление

нацело

READ

(

)

;

список ввода

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

READLN

;

)

(

список ввода

Приоритеты выполнения операций

;

: =

переменная

арифметическое выражение

;

список вывода

)

WRITE

(

( )

F(x)

*

+

div

WRITELN

(

)

список вывода

mod

-

/

.

END

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит.

8

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!