СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Строки, опалённые войной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Можно провести для 5-6 классов.  Даны стихотворения и песни,краткая история их написания.

Просмотр содержимого документа
«"Строки, опалённые войной"»



МБОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка

Самойловского района Саратовской области»












Внеклассное мероприятие

по литературе

«Строки, опалённые войной»




Выполнила:

Грицынина О.Е., учитель

русского языка и литературы














2023 год


Строки, опалённые войной

(Внеклассное мероприятие для 5-7 классов)


Цели мероприятия:

  1. Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

  2. Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

Цели и задачи:

- сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе.

Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны

Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями

Оборудование: фонограммы песен о Великой Отечественной войне; презентация – мультимедиа, проектор.

Ход мероприятия


1-й ведущий:

22 июня 1944 год. Война…Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первых дней они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами.

2-й ведущий:

Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Константина Симонова, народная мудрость Александра Твардовского, фронтовые стихи Семена Гудзенко, Мусы Джалиля, Юлии Друниной вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.

1-й ведущий:

Тема войны звучит в творчестве едва ли не каждого русского поэта XX века. Трагедия войны объединила народ, пробудила интерес к истории, национальной традиции.

Бороться с врагом призывали поэтесса Серебряного века Анна Ахматова и крестьянский сын Александр Твардовский.

2-й ведущий:

Остро чувствовали ответственность за судьбу страны писатели и поэты: 941 из них ушёл на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран- в военном госпитале.

Стихи первых недель войны – грозная речь, открытая публицистика, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

1-й ведущий:

Лирика умеет говорить всеми голосами человеческого сердца. Она вселяет в людей надежду и ненависть к врагу.

Испокон веков шла бок о бок с человеком песня: праздновала свадьбы и рождения, объяснялась в любви, мёрзла у костров в дальнем похлде, не сдавалась на милость врагу, защищала землю русскую и русскую честь. Первыми песнями Великой Отечественной войны были «Священная война», «Песня смелых», «До свиданья, города и хаты». В них соединились горечь и гордость, героика и лирика.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом,- «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

(Звучит песня «Священная война»)

2-й ведущий: О войне писали поэты старшего поколения:

  • Анна Ахматова (1889-1966)

  • Илья Сельвинский (1899-1968)

  • Арсений Тарковский (1907-1989)

  • Александр Твардовский (1910-1971)

  • Ольга Берггольц (1910-1975)

  • Константин Симонов (1915-1979)

1-й ЧТЕЦ:

Анна Ахматова:

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

23 февраля 1942

1-й ведущий:

" Ты помнишь, Алёша, дороги Cмоленщины ...» Стихотворение адресовано другу и товарищу по литературной судьбе Алексею Александровичу Суркову.

2-й ЧТЕЦ:

Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,


Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,


Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.


«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» — говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941

1-й ведущий:

«Жди меня, и я вернусь».

Весь опыт русской поэзии убеждает, что бесконечно много можно сказать о человеке, о мире, в котором он живет, о его отношении к этому миру, говоря о любви. И Симонов в одном небольшом лирическом стихотворении «Жди меня» сумел передать особенности времени, типичное в чувствах и настроениях миллионов людей.

2-й ведущий:

Стихотворение «Жди меня» было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. В этом стихотворении поэт Константин Симонов сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда и тем помочь им в самую трудную пору войны. Но удалось ему это вовсе не потому, что он старался угадать, что сейчас нужнее всего людям, что сейчас может им лучше всего помочь. Ничего подобного Симонов не задумывал. Он написал то, что было жизненно необходимо ему самому. Выразил то, что было в эту минуту важнее всего для него самого. И только поэтому, именно поэтому эти стихи, написанные одним человеком, обращенные к одной единственной женщине на свете, стали всеобщими, стали необходимыми людям, миллионам людей и в самое тяжелое для них время.

1-й ведущий:

Стихотворение пронизано глубоким лиризмом. Обращённое автором к конкретной женщине- актрисе Валентине Серовой, оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым. Вот почему поэт заклинает дорогую для него женщину ждать его, несмотря ни на что и обещает ей вернуться «всем смертям назло».

Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями .

3 –й ЧТЕЦ

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

2-й ведущий:

Поэты-фронтовики принесли в литературу пронзительную искренность, умение просто и честно говорить о самых страшных вещах и самых сокровенных мыслях, отказ от изображения парадной стороны войны и утверждение самых высоких идеалов: верность другу и Родине, чувство причастности ко всему, что совершается в мире, и ответственности за весь мир.

1-й ведущий:

Только поэт, сам прошедший войну, мог сказать с той же мерой искренности, как Юлия Друнина:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

2-й ведущий:

Юлия Друнина родилась в Москве в учительской семье. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал ее отец. В 11 лет начала писать стихи. Любила читать.

Когда началась Великая Отечественная война, ей было 16 лет, и из военкомата, куда она пришла записываться в добровольцы, её прогнали. А ей так хотелось попасть на фронт: в радистки, в санинструкторы, в авиацию, в стрелковые батальоны.

4-й ЧТЕЦ

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!


С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...


Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

2-й ведущий:

Это стихотворение Юлия Друнина напишет уже после войны. А в начале войны она стала работать санитаркой, набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Одновременно окончила курсы медсестер. В августе Юлю мобилизовали рыть окопы в линиях обороны Москвы. Там она оказалась в пехотном полку, которому была нужна санитарка.

Я ушла из детства в грязную теплушку.

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год.

1-й ведущий:

Полк попал в окружение и тринадцать суток выходил к своим. "Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью - пробиться! Случались и минуты отчаяния, безразличия, отупения, но чаще для этого просто не было времени - все душевные и физические силы были сконцентрированы на какой-нибудь одной конкретной задаче: незаметно проскочить шоссе, по которому то и дело проносились немецкие машины, или, вжавшись в землю, молиться, чтобы фашист, забредший по нужде в кусты, не обнаружил тебя, или пробежать несколько метров до спасительного оврага, пока товарищи прикрывают твой отход. А надо всем - панический ужас, ужас перед пленом. У меня, девушки, он был острее, чем у

мужчин. Наверное, этот ужас здорово помогал мне, потому что был сильнее страха смерти".

2-й ведущий:

При выходе из окружения на глазах Юлии разорвало миной в клочья комбата - первую пылкую любовь девушки в солдатских погонах. Вскоре ее саму тяжело ранило: осколок от снаряда вошел в шею и застрял в нескольких миллиметрах от сонной артерии. Санинструктора в беспамятстве привезли в госпиталь. Она была ужасно худа и похожа на мальчика.

5-й ЧТЕЦ

На носилках, около сарая,

На краю отбитого села,

Санитарка шепчет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...


И бойцы вокруг нее толпятся

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать - это восемнадцать,

Но ко всем неумолима смерть...


Через много лет в глазах любимой,

Что в его глаза устремлены,

Отблеск зарев, колыханье дыма

Вдруг увидит ветеран войны.


Вздрогнет он и отойдет к окошку,

Закурить пытаясь на ходу.

Подожди его, жена, немножко -

В сорок первом он сейчас году.


Там, где возле черного сарая,

На краю отбитого села,

Девочка лепечет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

1-й ведущий:

После госпиталя была направлена курсантом в Школу младших авиаспециалистов, после которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. В звании "старшина медицинской службы" воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике, чувствуя, что выполняет свой главный долг. В стихотворении "Ты должна!" она написала об этом:

6-й ЧТЕЦ:

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна.

Хоть вернешься едва ли,

Хоть "Не смей!"

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трех шагах от окопа

Горят.

Ты должна.

Ведь нельзя притворяться

Перед собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

"Сестрица!"

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит...

2-й ведущий:

Конечно же девушкам было намного тяжелее на войне, чем мужчинам. А ещё тяжелее было терять подруг и друзей.

Юлия Друнина , как бы ей не было тяжело, поддерживала однополчан своими стихотворениями. У неё есть несколько стихотворений , посвященных погибшим друзьям. Одно из них посвящено Зинаиде Самсоновой- «Зинка»:

7-й ЧТЕЦ:

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.


- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.


У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.


Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.


Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.


С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.


Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.


Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит


Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.


Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.


У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.


И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

8-й ЧТЕЦ:

Ты вернёшься. Юлия Друнина.
Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих…

Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня...

Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд.
Поклялась тогда я дружбой нашей:
Если только возвращусь назад,


Если это совершится чудо,
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней –


Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.


1-й ведущий:

Но Юлия, как и многие другие, дошла, победила вопреки всем трудностям и тяготам войны:

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

2-й ведущий:

А ведь многие поэты не вернулись с войны. На фронтах Великой Отечественной погибли Павел Коган (1918-1942), Николай Майоров (1919-1942), Михаил Кульчицкий (1919-1943) и другие. И даже перед смертью они думали не о себе, а о том, как бы умереть с достоинством, помогая своим товарищам.

9-й ЧТЕЦ

Павел Шубин. Полмига.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только

До той вон канавы

Полмига,

Полшага прожить;


Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.


Мне б только

Вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод…

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!


…Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

1-й ведущий:

«Имена на поверке»- так называется сборник, в котором собраны стихотворения 24-х молодых поэтов, ушедших на войну и не вернувшихся.. Одни упали в снег или выжженную полынь, не выпуская из рук автомата, другие сгорели в самолете, умерли в фашистских застенках, кого- то расстреляли во время оккупации…

10-й ЧТЕЦ Николай Майоров. Мы. ( отрывок)

…Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте…

************

11-й ЧТЕЦ: Николай Майоров.

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Не коснувшись опоздавшей славы,

Для которой песни я пою.

Ширь России, дали Украины,

Умирая, вспомню... И опять –

Женщину, которую у тына

Так и не посмел поцеловать.

Звучит отрывок песни на стихи Семена Гудзенко «НАС НЕ НАДО ЖАЛЕТЬ, ВЕДЬ И МЫ НИКОГО Б НЕ ЖАЛЕЛИ…»

***********

2-й ведущий:

Однажды на фронте к Евгению Долматовскому подошёл молодой лейтенант и рассказал свою историю: перед отправкой на передовую он встретил девушку, но встреча была столь коротка, что он не успел узнать даже её имени. Молодой человек попросил поэта написать об этом в надежде, что девушка услышит и отзовётся. Стихи были написаны, Марк Григорьевич Фрадкин положил их на музыку. Девушка услышала песню, однако было уже поздно: в одном из боёв лейтенант погиб….

Звучит песня «Случайный вальс» (Ночь коротка…)

1-й ведущий:

Вернувшимся с фронта предстояло пережить ещё одно испытание. Почти каждую семью коснулось горе, потеря близких людей. Михаил Васильевич Исаковский в своем стихотворении рассказывает о солдате, который пережил войну, но вернувшись домой, узнал что его семья погибла, а дом сожгли фашисты.

12-й ЧТЕЦ

Михаил Исаковский

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел... "

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам... "

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

"Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил... "

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт

2-й ведущий:

Не менее страшным, что мог увидеть на войне взрослый человек: солдат, журналист, поэт – было то, что происходило с детьми. Дети не только становились сиротами. Они погибали, страдали в плену и оккупации, самоотверженно трудились в тылу, сражались с врагом в партизанских отрядах, были сыновьями и дочерьми полка в действующей армии. Часто дети и подростки становились героями произведений о войне.

13-й ЧТЕЦ

Константин Симонов

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.


Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.


Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.


Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...


Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.


Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.


За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.


14-й ЧТЕЦ

Алексей Сурков. «Однажды ночью».

Вся ночь пролетела, как страшный бред.

Расстрел, назначили рано.

А было ему шестнадцать лет,

Разведчику-партизану.

В сенях умирал заколотый дед.

Сестренке ломали руки.

А он все твердил упрямое «Нет!» —

И стоном не выдал муки.

Вдоль сонной деревни его вели

В пустое мертвое поле.

Морозные комья стылой земли

Босые ступни кололи.

Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,

И в поле вдруг стало тесно.

А он подобрался весь и запел

Свою любимую песню.

На залп он качнулся лицом вперед

И рухнул в холодный пепел.

Ты понимаешь — такой народ

Нельзя заковать в цепи.

1-й ведущий:

И те, кто был во время войны ребенком, и те, кто родился после войны, не нуждаются в уточнении слова. Произнося слово «война», мы имеем в виду Великую Отечественную.

Иные дети войны стали поэтами, и неудивительно, что война оставалась одной из главных тем их творчества.

О войне писали и поэты послевоенного поколения:

Р. Рождественский (1932-1994)

А. Передреев (1934-1989)

Ю. Кузнецов (1941) и многие другие.

15-й ЧТЕЦ

ВОСПОМИНАНИЕ О СТАРШЕМ БРАТЕ . АНАТОЛИЙ ПЕРЕДРЕЕВ

То ли сон о старшем брате,

То ли память детских лет:

Рук широкое объятье.

Портупея. Пистолет.

Помню все на цвет, на запах,

Помню, главное, на слух:

«Дан приказ ему на запад…»

Песня слышалась вокруг.

С этой песней на неделю

Прибыл он под отчий кров…

С этой песней скрипнул дверью,

Слышу скрип его шагов.

Скрип шагов живого брата,

Уходящего от нас, -

Дан приказ ему на запад,

Дан приказ,

Приказ,

Приказ.

…Он успел из-подо Львова,

Первым принявшим грозу,

Написать, послать два слова:

«Был в бою, стоим в лесу…»

Не узнать мне, что с ним сталось

Во втором его бою,

Может, после не осталось

Даже леса в том краю…

Не воротится назад он.

Слишком столько долгих лет

Дан приказ ему на запад…

Портупея… Пистолет…

2-й ведущий:

О войне написаны песни на стихи многих поэтов:

В. Лебедев-Кумач (1898-1949)

М. Исаковский (1900-1973)

А. Фатьянов (1919-1959)

В. Высоцкий (1938-1980) и других.

1-й ведущий:

Особая тема – поэзия и музыка. Песни о войне известны, наверное, больше, чем стихи. Некоторые песни звучали во время войны, объединяли и поддерживали людей на фронтах и в тылу, в плену и в оккупации. С первых дней войны символом народного сопротивления врагу стала «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Народной песней стала «Катюша» на стихи М. Исаковского. Одной из самых пронзительных песен о войне стало стихотворение К. Симонова «Жди меня». Широко известны песни на задушевные стихи А. Фатьянова, А. Суркова. Многие люди послевоенного поколения представляют войну по песням В. Высоцкого.

Звучит песня В.Высоцкого «Братские могилы»

1-й ведущий:

В 1966 году Александр Твардовский писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…


2-й ведущий:

Возможно, именно эти слова, написанные после войны, лучше всего передают те чувства, которые вызывает у наших соотечественников это сочетание слов –

Великая Отечественная война…

Пока он жив и почести достоин,

Пока крепит отечество своё.

Но будет день- уйдёт последний воин

Далёкой той войны в небытиё.

Вы юные, позиций не сдавайте,

Для вас он рвал захватчиков кольцо…

Смотрите и навек запоминайте

Живого Победителя лицо.

Юрий Мельников

Зучит песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова Композитор : Ян Френкель  



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!