СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Строительство нового города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован как на уроках истории,так и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Строительство нового города"»

Заочная экскурсия «Строительство града Петра»



Цели урока: уяснить прогрессивное значение овладения Россией землями по течению реки Невы между Ладожским озером и Финским заливом; продолжать формирование умений учащихся находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий; способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися культурных памятников; формированию у школьников бережного отношения к

ним; развитию чувства гордости за родной край.


Внутрипредметные связи:

1701-1714 гг. – война за испанское наследство в Европе.


План урока: 1. Исторические условия строительства города. Объекты экскурсии: Петропавловская крепость; Кронверк; Адмиралтейство.

2. Первые постройки по берегам Невы: домик Петра I; Летний дворец; Дворец Меншикова.

3. Заключение. Подведение итогов экскурсии.


Важнейшие даты: 1700-1721 гг. – Северная война; 1702 г. – взятие крепости Нотенбург;1 мая 1703 г. – взятие крепости Ниеншанц; 16 мая 1703 г. – основание Санкт-Петербурга.



Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.- 1760-х гг.»; слайды с фотографиями памятников петровского времени и схемами; мультимедийный проектор.


Примечание: данный мероприятие можно провести в виде учебной экскурсии по г. Санкт-Петербург, или заочного

урока -путешествия













Ход мероприятия


О, самый призрачный и странный

Из всех российских городов!

И - майской ночью в белом дыме,

И – в завыванье зимних пург-

Ты- всех прекрасней, - несравнимый

Блистательный Санкт-Петербург!


Вначале урока целесообразно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите причины Северной войны.

  2. В каких условиях началась война?

  3. Как протекал её первый этап?

  4. Почему русские войска потерпели поражение под Нарвой?

  5. Какие новые задачи встали перед страной в связи с поражением под Нарвой?

  6. Какое значение имели победы русской армии на побережье Финского залива?

Вывод: благодаря преобразованиям, проведенным в стране и полководческому таланту Петра I, Россия сумела вернуть исконно русские земли и закрепиться на них.


Историческая справка: Русские заселили приморские земли от реки Наровы до Ладожского и Онежского озер в VIII веке. В устье Невы, по островам её дельты стояли русские посёлки. Это была Ижорская земля, её русское население занималось земледелием, скотоводством, обрабатывало железо. С давних пор здесь был развит и судовой промысел. Название некоторых островов сохранилось до сих пор: Васильевский, Крестовский, Каменный, Берёзовый и т. д. По Столбовскому мирному договору (1617 г.) со шведами Россия потеряла эти земли. В ходе Северной войны они были возвращены. Россия получила выход в Балтийское море.


Учитель: 1 мая 1703 года русские войска под командованием Б. П. Шереметьева взяли шведскую крепость Ниеншанц. Это было крупной победой России. Пётр I стремился закрепить этот успех. И «по взятии Канец (Ниеншанц) отправить воинский совет, тот ли шанец крепить или иное место искать (понеже оный мал, далеко от моря и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать нового места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место - остров, который назывался Луст-Эланд (Весёлый остров), где в 16 день мая (1703 г.) крепость заложена и именована Санкт-Петербурх ».


(слайд 1 «Схема расположения Петропавловской крепости и Адмиралтейства»)

Рассматривая данную схему, делаем вывод, что Весёлый или Заячий остров занимает доминирующее положение и контролирует оба рукава Невы.


Первый ученик: Остров невелик: 750 м в длину и 360 м в ширину. Крепость занимала всю территорию острова. Орудия крепости могли держать под огнём неприятельские корабли в случае их попытки войти в Неву. 16 мая 1703 года началась закладка крепости, которая положила начало городу, ставшему столицей Российской империи.


(слайд 2 «Петропавловская крепость»)


Первый ученик: В июне на острове основали собор в честь святых Петра и Павла. Стены крепости были насыпаны из земли. Бастионы (военное полевое укрепление пятиугольной формы ) выступали из общей линии крепостных стен и увеличивали площадь обстрела. Они носили имена сподвижников Петра I- Трубецкого, Меншикова, Зотова, Головкина, Нарышкина. Один из бастионов назывался Государев. Три бастиона обращены к Неве, а три на север. На них было установлено 120 пушек. Затем земляные валы были заменены каменными стенами, а высота бастионов достигла 12 метров. В крепости имелось двое ворот: одни вели в Кронверк (оборонительное сооружение), другие - на Городской остров, с которым крепость была соединена подъёмным мостом. На территории крепости сооружены дома, казармы, погреба: каменные и пороховые склады. Каменное строительство крепости продолжалось много лет.


(слайд 3 «Схема расположения Кронверка»)


Второй ученик: Обороне города служили и другие сооружения. Охранять устье Невы должен был Кронверк, занявший территорию Берёзового острова на узкой протоке. Его строительство началось весной 1707 г. Возвели земляные валы и установили 78 орудий, направленных на север, юг и запад. Гарнизон размещался в казармах-блиндажах. Кронверк и крепость стали единым оборонительным сооружением.


(слайд 4 «Адмиралтейство и Адмиралтейская верфь»)


Но город имел и другую крепость – Адмиралтейство (Адмиралтейство – место постройки и оборудования морских судов), которая была одновременно и крепостью, и верфью. Окружённая с двух сторон укреплениями, она была открыта со стороны Невы. Крепость обнесена земляным валом, имела бастионы и куртины (прямые стены). Большие ворота украшены высоким шпилем, а через ров перекинут мост. Внутри Адмиралтейского двора находились склады корабельных припасов. Постепенно земляные валы заменялись каменными стенами. Адмиралтейство стало колыбелью русского флота. Там было построено почти половину всего русского флота.

Вывод: построенные крепости и укрепления прочно закрыли устье Невы для шведских кораблей. Все попытки шведов овладеть этой землёй терпели неудачу.

(слайд 5 «Домик Петра»)


Третий ученик: Сразу после закладки Петропавловской крепости царь приказал построить неподалёку на Берёзовом острове дом. Он уцелел до наших дней. Дом не имеет фундамента. Построен он по привычным русским образцам- на две светлицы, соединённые между собой сенями. Стены снаружи окрасили масляной краской и раскрасили под кирпич. Окна прорубили широкие, трехстворчатые, на голландский манер. Крышу сделали высокую, тесовую и на коньке укрепили украшения: мортиру и две пылающие бомбы. Дом не имел ни печей, ни дымоходов: царь жил в нём только летом.

(слайд 6 «Летний сад и Летний дворец»)

В 1711 г. на левом берегу Невы зазеленел Летний сад с фонтанами, вода для которых подавалась из небольшой речки, получившей название Фонтанки. Появился и Летний дворец царя, а чуть позднее выстроили крытый черепицей Зимний дворец.

(слайд 7 «Зимний дворец Петра I»)


Учитель: Город строился и заселялся. Из Москвы и других крупных центров России насильственно переселялись люди, имеющие капитал. Заселение происходило по сословному и профессиональному принципу. Всё это отразилось в названиях улиц: Большая и Малая Дворянские улицы, Архиереевская, Ружейная, Рыбацкая, Кузнецкая. Неподалёку от «Домика Петра» на Васильевском острове появилось одно из первых каменных строений города: Меншиковский дворец. Дворец и сегодня красив, а в те далёкие времена он поражал современников своими размерами и роскошью.

(слайд 8 «Меншиковский дворец»)


Застройка города велась по строго определённому плану и художественному принципу. Над созданием его архитектурных ансамблей трудились знаменитые архитекторы и зодчие: Д. Трезини, Маттарнови, Ж. Леблон, М. Земцов, П. Еропкин.

В 1712 году город Санкт-Петербург стал политическим и административным центром страны.


Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «Основание Петербурга».


Литература



1. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. - 8-е изд. - СПб.: КОРОНА принт,2003.


2. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. – СПб.: изд. Паритет,2000.


3. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М., Захваткина И. З. Страницы жизни нашего края (с древнейших времён до современности). Учебное пособие для учащихся основной школы. СПб.: СпецЛит, 2001.

4. Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для 8 класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!