СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и работа сердца

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Разработчик: Глушко Наталья Петровна, учитель биологии высшей квалификационной категории Цели урока: образовательные: - познакомить со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями; - дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца; - реализовать возможности гигиенического воспитания. • развивающие: - активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов; - продолжить формировать информационную компетентность, умение делать выводы. • воспитательные: - воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Оборудование: модель торса человека, разборная модель сердца, презентация "Строение и работа сердца", таблица "Ароморфоз у животных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала 

Просмотр содержимого документа
«урок Строение сердца»

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Разработчик: Глушко Наталья Петровна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Цели урока:
образовательные:
- познакомить со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями;
- дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;
- реализовать возможности гигиенического воспитания.
• развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;
- продолжить формировать информационную компетентность, умение делать выводы.
воспитательные:
- воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Оборудование: модель торса человека, разборная модель сердца, презентация "Строение и работа сердца", таблица "Ароморфоз у животных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация знаний.

Ознакомьтесь с фактами:

1. В сутки сердце человека делает 100 тыс. ударов в год почти 40 млн., за 70 лет жизни человека сердце сокращается 25 млрд. раз, без единой остановки.

2. В покое сердце перекачивает 6 литров крови, за день 6-10 т, в течение жизни через сердце пройдет 150-250 тыс. т крови.

3. 3a 50 лет жизни сердце совершает работу, равную по подъему груза в 18 000 т на высоту 227 км.

Сердце - это мышечный орган. По опыту мы знаем, что скелетным мышцам требуется отдых, при длительной работе в них развивается утомление. Как же сердце, выполняя такую большую работу и не останавливаясь ни на минуту, не утомляется?

Что нам необходимо узнать, чтобы мы могли с научной точки зрения объяснить данные факты?

Определение темы и целей урока. Запись темы урока в тетради.

Учащиеся приходят к выводу, что необходимы знания о строении сердца и о принципах его работы.

III. Изучение новой темы.

Звучит тихая музыка, на ее фоне раздается "стук сердца". В класс входит ученик, одет в красное, а в руках у него муляж сердца. Ученик читает стихотворение Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Уменьшается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? (учащиеся высказывают свои предположения).

Учитель. К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину (при этом учитель показывает по презентации перемещение крови по сердцу). Здесь все просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство!

Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит множество тайн и загадок.

Учитель. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о “живом насосе” прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения (при этом учитель показывает портрет В.Гарвея, слайд презентации).

Используя свои знания, полученные при изучении раздела “Животные”, назовите органы кровеносной системы (учащиеся называют сердце и сосуды). А сейчас нам предстоит вспомнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите внимание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов позвоночных животных (таблица “Ароморфоз у животных”).

Учащиеся вспоминают особенности строения сердец рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Учитель. Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет собой сердце человека? (демонстрация модели сердца).

Где располагается сердце? (показ торса человека).

А теперь более подробно познакомимся со строением сердца (показ презентации). Учитель выделяет правую и левую половины сердца, правый желудочек и предсердие, левый желудочек и предсердие, двустворчатый

клапан, трехстворчатый клапан, полулунные клапаны, их расположение и

функции, аорту, верхнюю и нижнюю полые вены.

Учитель. Итак, сердце – удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы мне, если я скажу, что наше сердце половину нашей жизни отдыхает? (выслушиваются мнения учащихся). Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается “жизнь”? Рассмотрим сердечные циклы (показ презентации).

В тетради заполняется таблица “Фазы сердечного цикла”.

Фазы сердечного цикла

Положение клапанов

Направления движения крови

Время, сек.

Сокращение (систола)

предсердий

створчатые:

полулунные:

 

0,1 с.

Сокращение (систола)

желудочков

створчатые:

полулунные:

 

0,3 с.

Общее

расслабление (диастола)

створчатые:

полулунные:

 

0,4 с.

Вывод: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

Сердечная мышца сокращается четко и точно 60 – 70 раз в минуту. Промежутки между сокращениями, их продолжительность абсолютно точны. Именно в особенностях сердечного цикла заключается способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимости в течение всей жизни. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. При физической нагрузке или во время спортивных занятий частота сердечных сокращений увеличивается за счет сокращения общего расслабления. Различна частота сокращений сердца у детей и взрослых: у детей до года – 100 – 200 ударов в минуту, в 10 лет – 90, в 20 и старше – 60 – 70, после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90 – 95.

Работа сердца очень значительна. Так при одном его ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200г на высоту 1м. За 1 мин сердце подняло бы груз на 70м, т.е. на высоту почти двадцатиэтажного дома.

Постановка проблемного вопроса.

С очень давних времен люди пытались познать свой организм,

интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия – врача, основателя научной анатомии. Своим трудом “О строении человеческого тела”, изданным в 1543г., Везалий положил начало современной анатомии. Достаточно сказать, что он вскрыл 200 ошибок Галена, чем нанес смертельный удар его учению.

Блестящие исследования Везалия привели к столкновению его с католической церковью. Доведенный до отчаяния, он сжег свои рукописи, прекратил свою научную деятельность и стал придворным врачом в Мадриде, где и произошло это событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.

Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный “встроенный” в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.

В сердце кроме обычных мышечных волокон есть скопления клеток и другого типа. Эти уклейки очень возбудимы. Их особенность заключается в том, что они обладают автоматизмом, т.е. возбуждение возникает в них самих, а не приходит из других участков нервной системы. В сердце есть два участка скопления клеток, или, их называют узлами: одно – в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены (синоартериальный узел), другое – в том же предсердии, но у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка (атриовентрикулярный узел).

Общие выводы урока. (учащиеся самостоятельно формулируют выводы).

  1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.

  1. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.

  2. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.

  3. Сердце – это жизнь.

IV. Закрепление изученного материала.

С понятием «сердце» издавна связывают представления о любви, воле, нравственном благородстве. Какой смысл вы вкладываете в следующие выражения?

Мягкое, доброе сердце

Каменное сердце

Сделать от всего сердца

Скрепя сердцем

Вырвать из сердца

Сердце ноет

Сердце ушло в пятки

Сердце кровью обливается

Какими бы разными не были эти выражения по смыслу, все они говорят об одном: сердце чутко реагирует на боль, гнев, радость. Мы редко вспоминаем и не очень ценим бесконечный подвиг этого великого и скромного труженика.
В глубине вашего тела бьется сердце: часы, заведенные однажды и на всю жизнь. Сердцу работать трудно. Не мешайте ему!


Дать ответы на вопросы:
1. Какова продолжительность сердечного цикла при частоте сердечных сокращений 72 удара в минуту?

2.Чему равна продолжительность сердечных сокращений в состоянии покоя?

3. Как регулируется работа сердца?

V. Рефлексия

Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?

Оценка работы школьников учителем.

VI. Домашнее задание.

“Сердечный цикл”, “Строение сердца”, “Регуляция работы сердца”.













4


Просмотр содержимого презентации
«Строение и работа сердца»

1 . В сутки сердце человека делает 100 тыс. ударов в год почти 40 млн., за 70 лет жизни человека сердце сокращается 25 млрд. раз, без единой остановки. 2. В покое сердце перекачивает 6 литров крови, за день 6-10 т, в течение жизни через сердце пройдет 150-250 тыс. т крови. 3. 3a 50 лет жизни сердце совершает работу, равную по подъему груза в 18 000 т на высоту 227 км.
  • 1 . В сутки сердце человека делает 100 тыс. ударов в год почти 40 млн., за 70 лет жизни человека сердце сокращается 25 млрд. раз, без единой остановки.
  • 2. В покое сердце перекачивает 6 литров крови, за день 6-10 т, в течение жизни через сердце пройдет 150-250 тыс. т крови.
  • 3. 3a 50 лет жизни сердце совершает работу, равную по подъему груза в 18 000 т на высоту 227 км.
Большой круг кровообращения   Малый (легочный) круг кровообращения
  • Большой круг кровообращения
  • Малый (легочный) круг кровообращения
В. Гарвей считал, что сердце — это мощный мышечный мешок, разделенный на несколько камер. Оно действует, как насос,
  • В. Гарвей считал, что сердце — это мощный мышечный мешок, разделенный на несколько камер. Оно действует, как насос, нагнетающий кровь в сосуды (артерии).
Электрокардиограф Электрокардиограмма - отражает электрические явления в работе серд ца Предсердия Желудочки Створчатые клапаны Полулунные клапаны Аорта Легочная артерия Верхняя, нижняя полые вены
  • Электрокардиограф
  • Электрокардиограмма - отражает электрические явления в работе серд ца
  • Предсердия
  • Желудочки
  • Створчатые клапаны
  • Полулунные клапаны
  • Аорта
  • Легочная артерия
  • Верхняя, нижняя полые вены
Перикард – околосердечная сумка, содержит серозную жидкость, предохраняющую сердце от трения Эпикард – наружный слой, срастается с перикардом Миокард - средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей Эндокард - внутренний слой
  • Перикард – околосердечная сумка, содержит серозную жидкость, предохраняющую сердце от трения
  • Эпикард – наружный слой, срастается с перикардом
  • Миокард - средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей
  • Эндокард - внутренний слой
Сердечный цикл:
  • Сердечный цикл:

1. Систола предсердий

2. Систола желудочков

3. Диастола

Фазы сердечного цикла Движение крови Сокращение (систола) предсердий Продолжительность фазы Кровь из предсердий выталкивается в желудочки Сокращение (систола) желудочков Кровь из желудочков выталкивается в аорту и артерию 0,1 сек Расслабление (диастола) предсердий и желудочков 0,3 сек Сердечная мышца расслаблена, кровь стекает из вен в предсердия и желудочки 0,4 сек

Фазы сердечного цикла

Движение крови

Сокращение (систола)

предсердий

Продолжительность фазы

Кровь из предсердий выталкивается в желудочки

Сокращение (систола)

желудочков

Кровь из желудочков выталкивается в аорту и артерию

0,1 сек

Расслабление (диастола) предсердий и желудочков

0,3 сек

Сердечная мышца расслаблена, кровь стекает из вен в предсердия и желудочки

0,4 сек

В 1543 году  в Базеле издаёт свой главный труд «De corpore humani fabrica» (« О строении человеческого тела »), в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии.
  • В 1543 году в Базеле издаёт свой главный труд «De corpore humani fabrica» (« О строении человеческого тела »), в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии.
Возбудимость Сократимость Проводимость Автоматия – возникновение нервных импульсов в сердце без участия нервных и гуморальных влияний .
  • Возбудимость
  • Сократимость
  • Проводимость
  • Автоматиявозникновение нервных импульсов в сердце без участия нервных и гуморальных влияний .
С понятием «сердце» издавна связывают представления о любви, воле, нравственном благородстве. Какой смысл вы вкладываете в следующие выражения? Мягкое, доброе сердце Каменное сердце Сделать от всего сердца Скрепя сердцем Вырвать из сердца Сердце ноет Сердце ушло в пятки Сердце кровью обливается
  • С понятием «сердце» издавна связывают представления о любви, воле, нравственном благородстве. Какой смысл вы вкладываете в следующие выражения?
  • Мягкое, доброе сердце
  • Каменное сердце
  • Сделать от всего сердца
  • Скрепя сердцем
  • Вырвать из сердца
  • Сердце ноет
  • Сердце ушло в пятки
  • Сердце кровью обливается
1. Какова продолжительность сердечного цикла при частоте сердечных сокращений 72 удара в минуту? 2. Чему равна продолжительность сердечных сокращений в состоянии покоя? 3. Как регулируется работа
  • 1. Какова продолжительность сердечного цикла при частоте сердечных сокращений 72 удара в минуту?
  • 2. Чему равна продолжительность сердечных сокращений в состоянии покоя?
  • 3. Как регулируется работа

сердца?

Что нового узнали на уроке? Какая информация оказалась наиболее интересной? Как можно использовать полученные знания в жизни? Упражнение «Микрофон»
  • Что нового узнали на уроке?
  • Какая информация оказалась наиболее интересной?
  • Как можно использовать полученные знания в жизни?
  • Упражнение «Микрофон»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!