Проверка домашнего задания Цель: проверить степень сформированности у учащихся представления о строении атома. | 1. Организует деятельность по проверке домашнего задания: - фронтальный опрос по пройденной теме: 1. Из каких частей состоит атом? 2. Что входит в состав ядра атома? 3. Какие элементарные частицы вы знаете? 4. Чем похожи и чем отличаются друг от друга протон и нейтрон? 5. Чем электрон отличается от протона? 6. Подсчитайте число элементарных частиц в атомах элементов магния, бария, марганца. (К доске выходят одновременно три ученика, которым дают карточки, они выполняют задания) 7. Дайте определение понятий «химический элемент», «изотоп». -подводит итог опроса | Слушают ответы одноклассников. Предполагаемые ответы: Атом состоит из ядра и электронов. 2. В состав ядра атома входит протоны и нейтроны. 3. Протон, нейтрон, электрон. 4. Оба элементарные частицы ядра с массой, равной 1, протон имеет положительный заряд, нейтрон заряда не имеет.5. Электрон отрицательно заряженная частица, образует электронную оболочку атома. 6. Mg (p=12, n=12, e=12); Ba (p=56, n=81, e=56); Mn (p=25, n=30, e=25). 7. Химический элемент-это вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Изотопы-разновидности атомов одного и того же элемента, имеющего одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу. Обсуждают ответы одноклассников. Слушают заключение учителя |
Изучение нового материала | I. Создает положительный настрой: Ребята отгадайте загадки: 1. Очень мал и слишком лёгок, Движется вокруг ядра Он такая недотрога – Не коснуться никогда. Он бежит по проводам, Он бывает тут и там, Свет зажег, нагрел утюг …. – наш лучший друг. Если в атом он попал – То считай, почти пропал: Он с утра и до утра Носится вокруг ядра. Задает вопрос: О какой элементарной частице атома идет речь? Какие характеристики электрона можно узнать из загадки? Быстро движущийся электрон может находиться в любой точке пространства, окружающего ядро атома, и на разном удалении от него. На данном уроке мы должны ответить на вопрос: каково местонахождение и поведение электронов в атоме? Учитель: движущиеся вокруг ядра электроны образуют электронную оболочку. В начале ХХ в. была принята планетарная модель строения атома, согласно которой вокруг ядра движутся электроны, как планеты вокруг солнца. Следовательно, в атоме есть траектории, по которым движется электрон. Однако дальнейшие исследования показали, что в атоме не существует траекторий движения электронов. Движение без траектории означает, что мы не знаем, как электрон движется в атоме, но можем установить область, где чаще всего встречается электрон. Это уже не орбита, а орбиталь. Электроны расположены вокруг ядра на различном расстоянии. Каждый электрон характеризуется своей энергией. Электроны располагаются вокруг ядра согласно увеличению их энергии. Чем меньше энергия электрона, чем ближе он расположен к ядру и тем прочнее с ним связан. Чем больше его энергия, тем дальше он располагается от ядра и тем легче его оторвать. Таким образом, каждый электрон в зависимости от своей энергии будет находиться на определенном расстоянии от ядра. Легко представить слои, на которых располагаются электроны с различным запасом энергии. Такие слои называются энергетическими уровнями. - Как же определить число слоев (энергетических уровней) в атоме того или иного элемента? - Число уровней определяется номером периода, в котором располагается элемент. Пример: +11 Na ))) Задание учащимся: Сколько энергетических уровней будут иметь элементы под № 7, № 13, №20 Учитель: А сколько электронов может находиться на каждом энергетическом уровне? Это можно определить при помощи формулы. N= 2n2 (где n –номер электронного слоя). Существуют завершенные (содержащие максимальное число электронов) и незавершенные (содержащие меньшее число электронов) энергетические уровни. Каждая система стремится к повышенной устойчивости и стабильности. Для энергетических уровней это состояние полной завершенности. Поэтому атомы стремятся полностью заполнить внешний энергетический слой. Электронные оболочки гелия и других атомов называют незавершенными. Каждый уровень вмещает не больше рассчитанного количества электронов. Распределение электронов по энергетическим уровням отражается в схеме строения атома. Пример: +14Si ) ) ) 2 8 4 Выполнение заданий учащимися: а) запишите схему распределения электронов по энергетическим уровням атомов калия, алюминия. б) запишите схему распределения электронов по энергетическим уровням атомов натрия, хлора. Задание в) укажите, какие элементы имеют такое распределение электронов в атомах: а)2е,1е; б)2е,8е,8е,2е; в)2е,4е; г)2е,8е; д)2е,8е,9е,2е. Работа с текстом учебника(страница 148-149). Работа по рисунку 46 учебника. Вопросы к учащимся: -Определите типы электронных облаков на картинках. - Сколько s, p, d, f электронов может находиться на одном энергетическом уровне? Пример записи электронной формулы : +16S ) ) ) 286 1s22s22p63s2 3p4 | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Предполагаемый ответ: электрон. Ответы учащихся(мал, движется вокруг ядра, бывает тут и там). Записывают тему урока «Строение электронных оболочек атомов». Слушают учителя Пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева, выполняют задание. Задание: Рассчитайте максимальное число электронов для каждого уровня по формуле. Записывают в тетради: 1 уровень – не более 2 электронов. 2 уровень – не более 8 электронов. 3 уровень – не более 18 электронов (у элементов 3 периода заполняется до 8 электронов). 4 уровень – не более 32 электронов. Выполняют задания и проверяют ответы. Выступление ученика: Электрон может двигаться по сферообразной орбитали, которая называется s-орбиталью. С такой орбитали начинается каждый уровень. Каждая орбиталь вмещает максимум 2 электрона. На каждом уровне располагается одна s-орбиталь, на которой помещается 2 электрона. Значит, на первом уровне может находиться только 2 электрона на s-орбитали. Также электроны могут двигаться по гантелеообразным орбиталям, которые называются р орбиталью. На каждом уровне обязательно располагается три р-орбитали, на которых могут разместиться 6 электронов. Они располагаются со второго уровня после s-орбитали. Второй уровень начинает заполняться с 2-х s-электронов и продолжит 6-тью р-электронами. На третьем уровне после заполнения s, p орбиталей, заполняются 5 d орбитали ( 10 электронов). На четвертом уровне заполняются 7 f орбиталей (14 электронов) Предполагаемый ответ учащихся: 1 уровень – s- подуровень, 2 уровень – s- и p- подуровни, 3 уровень – s-, p- и d- подуровни, 4 уровень – s-, p-, d- и f- подуровни. |
Закрепление нового материал | Работа с алгоритмом составления электронных формул и схем атомов (страница 150). Задание учащимся: 1. Запишите электронную формулу атомов лития, бериллия, бора, углерода. Укажите характер элемента и образуемого им оксида. 2. Выберите правильный ответ: Заряд ядра атома хлора равен 1) +35 2) +18 3) +17 4) +7 2. Схема распределения электронов по уровням 2,8,6 соответствует атому 1)серы 2) фосфора 3) кальция 4) кислорода 3.Электронная формула внешнего энергетического уровня серы 1) 3s2 3p 4 2) 2s2 2p 4 3)2s2 2p6 4)3s2 3p6 | Читают текст учебника. Составляют электронные формулы элементов, проверяют и оценивают ответы товарищей. |