Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости. ( W ) Вызов. Учитель. Посмотрите на рисунок и предложите тему урока. Учащиеся предлагают варианты ответов. (W) Целеполагание. Учитель вместе с учащимися определяет тему, цели урока и критерии оценивания. Результаты лабораторной работы. Изучение нового материала. (W) Объяснение учителя. учителя. При наблюдениях за явлениями природы, а также при изучении свойств различных веществ наше воображение поражает необыкновенное многообразие видов вещества и различие его свойств. Почему свойства вещества так разнообразны, можно понять, если изучить его внутреннее строение. О строении вещества позволяют судить некоторые явления и опыты: если сжать руками мяч, то объем воздуха уменьшится; сжатием можно уменьшить и объем резины. Объем тела можно уменьшить и охлаждением. А если тело нагревать, то его объем увеличивается. Посмотрите рисунок 3 ваших учебников. Задание № 1. Используя текст пункта 3 параграфа 2, ответьте на вопрос: какие опыты доказывают, что между частицами существуют промежутки. Критерий оценивания: объясняет изменение объема тел при изменении температуры. Комментарий учителя. В начале 19 века английский ученый Дальтон показал, что многие закономерности природных явлений можно объяснить, используя, представления об атомах и молекулах и научно обосновал молекулярное строение вещества. К началу 20 века была создана и подтверждена опытами МКТ строения вещества. Задание № 2. Используя текст пункта 2 параграфа 2, ответьте на вопрос: какой опыт доказывает, что вещество состоит из мельчайших частиц; приведите примеры. Критерий оценивания: правильный ответ в учебнике. Комментарий учителя. Если провести пальцем по мелу, то что останется на пальце? Если опустить кристаллик марганцовки в сосуд с водой, то цвет воды изменится. Что произойдет если небольшую часть раствора перелить в сосуд с чистой водой? Эти опыты показывают, что вещество делится, т.е. состоит из мельчайших частиц. Задание № 3. Используя текст параграфа 3, запишите ответы на вопросы: - что называют молекулой; - из каких частиц состоят молекулы; примеры; - с помощью какого прибора можно увидеть молекулы; Критерий оценивания: правильный ответ в учебнике. Комментарий учителя. Всякое вещество состоит из молекул, а молекулы состоят из атомов. Например, на рис 21 стр.25 изображена молекула воды, которая состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Представление о размерах молекул и атомов дает нам следующее сравнение. Диаметр молекулы воды 2,6 . 10-10м. Молекула воды во столько раз меньше яблока, во сколько раз яблоко меньше земного шара. Если бы население земли было бы равно числу молекул в 1 см3 воздуха (2,7 . 1019), то на каждый квадратный метр поверхности приходилось бы 50000 человек. Если пометить все молекулы в стакане воды, а затем вылить ее в океаны, моря, озера и реки, тщательно перемешать и снова зачерпнуть стакан воды, то в нем оказалось бы 100 помеченных молекул. Физминутка. Закрепление. ( I ) ( P ) Решение задач. Дифференциация. Задача № 1. Размеры молекул сложных веществ достигают 0,005 мкм. Сколько таких молекул поместилось бы на длине в 1 см, если бы размеры промежутков между молекулами были равны размерам самих молекул. Дескрипторы: - переводит в систему СИ; -вычисляет количество молекул; ( F ) Если учащимся нужна поддержка, они поднимают стикер красного цвета. Если все получается – зеленого цвета. Задача № 42. Капля масла объемом 0,003 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Принимая толщину слоя равной диаметру молекулы масла, определите этот диаметр. Дескрипторы: - переводит в систему СИ; - вычисляет количество молекул; ФЭЗ – 3. «Наблюдение делимости вещества». Приборы и материалы: мел, марганцовка, сосуд с водой. Ход работы. 1.Проведите пальцем по кусочку мела. Что осталось на пальце? 2.Опустите кристаллик марганцовки в один из сосудов с водой. Помешивая, наблюдайте изменение цвета воды. 3.Перелейте небольшую часть раствора в сосуд с чистой водой. Что вы наблюдаете? 4.Повторите опыт по пункту 3. Вывод. |