СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение семян и их значение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение семян, их значение. Что же у семян разных растений общего? Чтобы выяснить это, проведем лабораторную работу. Цели урока:усвоение знаний о строении однодольных и двудольных растений.

Просмотр содержимого документа
«Строение семян и их значение»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

















Урок биологии в 7 «Б» классе

на тему:



«СТРОЕНИЕ СЕМЯН»

































































Тема урока:  Строение семян



Тип урока: Усвоение новых знаний. Лабораторная работа



Задачи урока:

-Усвоение учащимися знаний о строении семян однодольных и двудольных  растений.

-Развитие навыков работы со схемами, коллекциями, рисунками; самостоятельной работы с учебником.

-Формирование научного мировоззрения, расширение кругозора и развитие познавательного интереса к предмету.

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному Царству Растений, отделу покрытосеменных растений. Познакомимся с понятиями однодольные и двудольные растения. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Мы продолжаем с вами знакомство со строением органов  цветковых растений. ( Орган – это часть организма, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение). А с каким органом мы сегодня будем знакомиться, вы мне ответите, прослушав стихотворение.

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А потом зима вьюгою завоет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень.

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь.

Ученик: Будущая жизнь, потому что из семян появляется новое растение.

Учитель: А какое значение имеет семя в жизни человека?

Ученик: Люди их употребляют в пищу, корм для скота, из них изготавливают лекарства, в парфюмерной промышленности.

Ребята как  вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Правильно наш разговор пойдет о семени.



Итак, тема нашего урока: «Семя, его строение и значение».

Перед вами на слайде изображены семена  разных растений. Что же у них общего?

У: Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, почки?

У: Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы?

Наша задача: доказать это сегодня на уроке. Вы должны найти маленькое растение в семени.


У: Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 33-34 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

  1. Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (у каждого ученика на столе) (слайд).

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.



Лабораторная работа (проводится под руководством учителя)

I. Рассмотрим внешнее строение семени.

Учитель: Возьмем семя сухое семя фасоли. Какой орган человеческого организма оно напоминает?

Ученик: Оно напоминает почку.

Учитель: С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность, а с другой – выпуклую. Такая форма называется почковидной. Чем покрыто семя?

Ученик: Оно покрыто кожурой.

Учитель: Как вы думаете, какую функцию она выполняет?

Ученик: Она выполняет защитную функцию.

Учитель: Кожура защищает семя от повреждения, бактерий и высыхания.

Учитель: Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

Учитель: Используя лупу, рассмотрите семя и определите, как проникает вода через кожуру, если ее кожура не пропускает?

Ученик: В семени находится отверстие через которое и проходит вода.

Учитель: Правильно, это отверстие называется семявход или микропиле. (Через микропиле семя еще и дышит). Посмотрите, как пишутся эти слова.

Учитель: Набухшее семя больше по размерам и кожура легко отходит. Она выполнила  свою задачу  и больше не нужна. С помощью препаровальной иглы, попробуйте снять кожуру с набухшего семени. Попробуйте снять кожуру с сухого семени. В каком случае и почему кожура снимается легче?

Учитель: Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. Растения, у которых имеется 2 семядоли - называются двудольными, растения, у которых одна семядоля – называются однодольными.

II. А теперь рассмотрим внутреннее строение семени.

Учитель: Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку. Какую функцию выполняет корешок, стебелек, почечка?

Ученик: Из корешка развивается главный корень. Стебелек выносит на поверхность земли семядоли. Из почечки развивается стебелек с листьями.

Учитель: Зарисуйте семя и подпишите название частей. Семядоли, где находится запас питательных веществ, раскрасьте в желтый цвет.



У семени фасоли зародыш крупный. Его семядоли содержат большой запас питательных веществ. В таких семенах эндосперма нет.

Но на рисунке 28 стр.30 посмотрите строение семян других растений.  Зародыш маленький он лежит в семени и окружен эндоспермом.

Запишите вывод к лабораторной работе: Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой. А теперь рассмотрите  данное семя. Скажите пожалуйста, какому растению оно принадлежит.

ФИЗМИНУТКА (1 минута): А сейчас немного отдохнем: Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.

Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.

Есть семена лекарственные.

 а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен 0,2 г.

5. Обобщение (дети отвечают на вопросы, а на слайде заполняется таблица строение семени).

семя



ЭНДОСПЕРМ (ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ)





ЗАРОДЫШ

КОЖУРА





КОРЕШОК

СТЕБЕЛЕК

ПОЧЕЧКА

ОДНА ИЛИ ДВЕ СЕМЯДОЛИ





Учитель: Итак, что же мы узнали сегодня на уроке?

Ученик: Мы познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет, познакомились с понятиями однодольное и двудольное растение, нашли маленькое растение в семени фасоли.

6. Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого сыграем в игру: «Верю – не верю». Прочитав предложение, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте +, если неправильное –

Верю – не верю” 

Фамилия, имя


+/-

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.

  4. Первым у проростка появляется корешок.

  5. Молодое растение называют заростком.

  6. Снаружи семена покрыты корой.

  7. Через семявход в семя проникает вода.

  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.

+

-

+

+

-

-

+

-

Задание проверил(а):

Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

- Какое значение имеет кожура?

- Из каких частей состоит зародыш?

- Что такое семяножка? Рубчик?

- Что такое эндосперм? Его значение?

7.  Подведение итогов, выставление оценок.

В завершении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветковых растений. Мы сегодня начали изучать новую тему, т. е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди будут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.

8. Домашнее задание

1.  Пар. 5 пересказ.

2. Найти стихотворения, загадки, сказки, пословицы, поговорки о семенах.

3. Составить мини-коллекцию семян растений. (в виде книжечки)

 9. Рефлексия.

  • Что нового вы для себя открыли?

  • Что больше всего вам понравилось на уроке?

  • Вы удовлетворены полученными знаниями?



Биологический диктант

1 вариант.


  1. Покрытосеменные растения произошли от древних ...

  2. Покрытосеменные имеют орган семенного размножения - …, отсюда их второе название - … растения.

  3. После отцветания образуется …, в котором находятся …

  4. У покрытосеменных семена развиваются внутри …, то есть они защищены (покрыты).

  5. Они широко распространены в природе и являются … группой растений на нашей планете.



Биологический диктант

2 вариант

  1. … - высшие семенные растения.

  2. … - орган семенного размножения покрытосеменных растений.

  3. Один из главных признаков покрытосеменных растений – наличие …

  4. Покрытосеменные растения размножаются …, но у них широко представлено и … размножение.

  5. У покрытосеменных хорошо развита … система.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!