СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение костей. Соединение костей.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение костей. Соединение костей.»

Конспект урока

УМК Биология . Человек. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш; М:, Издательство «Вентана -Граф»

Тема урока «Строение, состав и свойства костей костей. Типы соединения костей».

Педагогическая технология: системно-деятельностный подход

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

- изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей.

Метапредметные результаты

- умение работать со схемами, таблицами.

-умение говорить и выделять главное при работе с учебником

- умения работать с микроскопами, проводить опыты.

Личностные результаты

-стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе;

-развитие интересов и способностей учащихся;

-формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Методы: проблемно – исследовательский, объяснительно иллюстративный, аналитический.

Средства обучения:

таблицы: «Скелет человека», «Строение костей», «Типы соединения костей», проектор, презентация Power Point.

на столах учащихся раздаточный материал: прокаленные, декальцинированные кости, салфетки, кусочки мрамора; печатный материал: инструкционные карты для выполнения лабораторной работы и рабочий лист. Микроскопы, микропрепараты костной ткани.

Этапы урока

Деятельность учителя

(содержание, формы, методы)

Деятельность учащихся

(содержание, формы, методы)

Формирование УУД

Организационный момент


Цель: готовность учащихся к восприятию информации.



Опрос учащихся по заданному на дом материалу


Цель: определить уровень формирования ключевых понятий по ОДС

Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.





Воспроизводящая беседа

- А какая система органов обеспечивает движение тела, перемещение его в пространстве?

-Из каких частей состоит Опорно-двигательная система?

- Каковы основные функции опорно-двигательного аппарата?


Взаимное приветствие, готовность к уроку.









Отвечают на поставленные вопросы

Выраженная волевая направленность деятельности учащихся к восприятию материала.





Усвоение ключевых понятий по теме ОДС (значение, строение)



Изучение нового учебного материала


Цель: создание условий для активного и сознательного усвоения нового материала.

Формирование умений работать с источниками информации.

«Движение - это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рож­дения - тянуться, хватать различные предметы.

- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыга­ем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный ап­парат.

Учитель: Сопоставьте следующие факты:

Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг;

Большая берцовая кость - 1650 кг;

Плечевая - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг;

Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг.

Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита - в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун. По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами (медью, железом). Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля! Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг. При этом средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг равна 8-9 кг.

Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его лег­кости? (Постановка темы урока.)

-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Цель учителя: поставка проблемы, гипотезы, формулирование цели и задач для решения проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала. (создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»)


Формулируется проблема: Какие особенности строения и свойств кости, и скелета в целом, позволяют выполнять свои функции?



Какую же гипотезу мы можем выдвинуть?






–Какие задачи мы сегодня на уроке должны решить для достижения поставленной цели?

Задачи:

  1. Изучить химический состав кости

  2. Познакомится с особенностями строения и свойств костей, обеспечивающими выполнение опорной и защитной функции?

  3. Рассмотреть способы соединения между собой костей в скелете.

Для решения поставленных задач вам предстоит поработать самостоятельно в группах. Каждой группе даны вопросы задания. (на работу отводится 7 минут).


1 группа – изучает химический состав костей,

2 группа - изучает строение костей,

3 группа – изучает типы соединения костей.


Учитель:

Чем же обусловлены свойства кости? – их химическим составом. Каких же успехов в изучении химического состава кости достигли учащиеся 1 группы, которые занимались изучением этого вопроса.


Демонстрационный опыт: “Свойства прокалённой и декальцинированной кости”

Мы постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения состава. И для этого проведём лабораторный опыт,

Цель опыта - найти ответы на вопросы: “Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на её свойства? ”.

Вы знаете, что для опыта нам нужны три кости животных: нормальная, прокаленная и декальцинированная. Мы выяснили, что кость состоит из органических (ОВ) и неорганических веществ (НВ).


Беседа:

- Давайте вспомним: как мы получили прокаленную кость?

- Что происходило с органическими веществами кости при прокаливании?

- Из каких веществ состоит прокалённая кость?

- Как мы получили декальцинированную кость?


- Что произошло с неорганическими веществами в соляной кислоте?

- Как вы понимаете слово “декальцинированная кость?” Из каких веществ состоит декальцинированная кость?

Итак, сравним свойства прокаленной, декальцинированной и нормальной кости и ответим на вопрос: какие вещества определяют прочность кости?


- Какое свойство наиболее характерно для прокалённой кости?

- Какие свойства характерны для декальцинированной кости?

- Для нормальной?


- Какие вещества входят в состав кости?


- Какое свойство кости зависит от органических веществ?

- Какое свойство кости зависит от неорганических веществ?

- Уместно сказать о единстве живой и неживой природы, ведь в состав кости входит карбонат кальция, он же – мрамор, потрогайте, какой он твердый!

Так что же определяет прочность кости?


Вывод. Свойства кости определяются её составом. Прочность кости определяется единством органических и неорганических веществ. Итак, мы убедились, что свойства кости зависят от состава. Но только ли состав влияет на свойства?


- От чего еще зависят уникальные свойства кости?

Объяснение вопроса строения кости 2 группа: “Строение кости”.

Учитель: Рассмотрим строение кости, и докажем что ее свойства зависят также и от её строения.











































Беседа:

- Ребята, назовите основную ткань, из которой построена кость?

-А что такое соединительная ткань? Какие она имеет особенности?


Остеоциты – зрелые клетки костной ткани.


Лабораторный опыт: Микроскопическое строение костной ткани.

- Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества?









Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни – Эйфелевой.


Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?

Демонстрация опыта.

На демонстрационный стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально. Один лист бумаги сворачивается в полоску, другой - в трубку. Бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что ее середина свободно провисает между кольцами. Учитель вешает на нее чашку от аптекарских весов, которую затем нагружает грузом до тех пор, пока лист не согнется. Между кольцами закладывают трубку и сразу вещают на нее чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Учащиеся видят, что эта нагрузка не может согнуть трубку. Чашку весов нагружают до критической величины, после чего сравниваются результаты первого и второго испытаний.


- Какие типы костей по строению вы знаете?


Итак, мы рассмотрели строение кости, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли свойства кости от ее строения?”


Вывод: прочность кости зависит не только от ее химического состава, но также и от особенностей ее строения.


Учитель: а теперь давайте решим нашу третью задачу:

- Как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функций их соединений?

-Об этом нам расскажут учащиеся 3 группы.






– Какие кости имеют такой тип соединения?

- Как соединены кости черепа?

- Какое значение имеет такое соединение костей черепа?













- Какое значение имеет такое соединение?



- Какие кости в скелете человека соединены подвижно?

- Как называется такое соединение?

- Какое строение имеет суставное соединение?


















- Какое значение имеют различные виды соединения костей для выполняемых ОДС функций?

Вывод: благодаря существованию различных типов соединения костей ОДС может выполнять свои функции.


Итак, все 3 группы поработали хорошо. Давайте подведем итог.

Одна из основных функций костей – защитная. Чтобы с ней справиться, кости должны быть и крепкими, и прочными, и упругими. Достигается это благодаря своеобразию химического состава и строения кости. А защитная функция и подвижность скелета различными видами соединения костей.



































Учащиеся формулируют тему урока.







Постановка цели: изучить особенности строения и свойств кости и способов их соединения, позволяющих ОДС выполнять функцию опоры и защиты


Выдвижение гипотезы(например):

Если кости имеют особое строение и свойства, то именно эти факторы позволяют им выполнять функции опоры и защиты.


Формулируются задачи


























Сообщения учащихся: Учёные установили, что в состав кости входят многие вещества, химический состав её очень сложен. Кость состоит из воды, органических и неорганических веществ. Химики установили, что в состав кости входят соли кальция и магния, фосфора, и более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани. Итак, кость состоит из многих веществ и обладает определенными свойствами.


- Мы прокалили её длительное время в духовом шкафу.

- Органические вещества сгорали, остались неорганические.

- Из неорганических.

- Мы поместили кость в раствор соляной кислоты.

- Неорганические вещества растворились, а органические остались.










- Хрупкость


- Упругость, гибкость.

-Твёрдость, упругость, гибкость, прочность.

-Органические и неорганические.



- Гибкость.


- Твёрдость.





- Сочетание твёрдости и гибкости кости.










- От строения.


Учащиеся 2 группы: Рассмотрим строение кости на примере трубчатой. Головки трубчатых костей покрыты хрящевой тканью. Именно за счет этих участков трубчатые кости растут в длину. Со временем хрящ заменяется костными клетками, и рост кости останавливается. Происходит это до 20-25 лет. Снаружи кость покрыта надкостницей – тонкой, но весьма прочной оболочкой. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний – более грубый, волокнистый, с множеством кровеносных сосудов и нервов, и внутренний – тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний – образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в росте кости.

Костные клетки и межклеточное вещество образуют систему костных пластинок, вставленных друг в друга как цилиндры с разным диаметром, вокруг сосудов.

Если костные пластинки плотно прилегают друг к другу, то образуется компактное вещество, а если рыхло – то губчатое.

Под надкостницей находится плотное компактное вещество – костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы

За компактным веществом прячется губчатое. Губчатое вещество - более пористое по строению, и состоит из тонких перекладин. В губчатом веществе есть ячейки, в которых расположен красный костный мозг. У взрослых он содержится в плоских костях, в губчатых, и на концах трубчатых костей.

Красный костный мозг – орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость в костях заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.


- Соединительная.


-Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение.

Пластинки губчатого вещества кости располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию,часто пересекаются под углом 90°. При этом происходит разложение сил на две составные, являющиеся сторонами параллелограмма сил, по диагонали
которого действуют силы сжатия и растяжения.

Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная конструкция, в которой нагрузка равномерно распределяется на всю ткань.














Учащиеся делают вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.






Типы костей: трубчатые и губчатые.



Учащиеся делают вывод.












3 группа:

По выполняемым функциям существуют три группы соединения костей: неподвижные, малоподвижные, подвижные соединения.


  1. Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом ограничены или вовсе отсутствуют.

2. Полуподвижное соединение достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся между отдельными позвонками. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения.(грудные позвонки, ребра с грудиной).

- Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение.


3. Подвижное соединение.

Сустав состоит из суставных поверхностей сочленяющихся костей; суставной сумки, суставной полости, суставной жидкости. Суставные поверхности костей покрыты гладким хрящом (облегчение движения костей в суставе). Суставная поверхность одной из костей сустава (головка) – выпуклая, суставная поверхность другой (впадина) – вогнутая. Суставная сумка охватывает суставные поверхности сочленяющихся костей, образуя замкнутую полость, заполненную суставной жидкостью. Количество суставной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико. Жидкость выполняет роль смазки. Суставы укрепляются связками, которые располагаются вне суставной сумки и внутри нее.


Учащиеся делают вывод.

Познавательные- строение, функции, свойства ОДС , применение знаний в повседневной жизни.


Коммуникативные - умение обобщать, делать выводы, способность к сотрудничеству.

Активность познавательной деятельности на последующих этапах; вариативность восприятия и осмысление нового материала.








Самостоятельная работа с текстовым материалом по учебникам

(химический состав костей, строение костной ткани, типы соединения костей). (Формирование информационной компетентности)



Защита работы по заданным направлениям.





Умение контролировать собственную деятельность, готовность к сотрудничеству.

(Формирование социальной компетентности.)





























































































































































Закрепление учебного материала

Цель: выявление усвоения материала.






П.Ф.Лесгафт сказал: «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения»


Какие аргументы вы могли бы привести для подтверждения данного высказывания?













Рефлексия


Цель: подведение итогов урока по эмоциональному восприятию.

Мне на уроке понравилось…….

Мне на уроке не понравилось…….


Оцени свою работу.

«5» - выполнил все данные мне задания.

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался.

«3» - часто ошибался, выполнил только половину.

«2» - ничего не смог выполнить правильно.




Задание на дом

§6, вопросы












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!