СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)»

Поурочный план по биологии в 5 классе.

Дата______________

Тема: Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

Обучающая: изучить строение клетки.

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий.

Планируемые результаты учебного занятия:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, ПК, проектор, шаблон клетки, рабочая тетрадь.

Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, хлоропласты, вакуоли.


Ход урока

1. Мотивация

Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание!

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) 
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.


2. Целеполагание и планирование
Тема урока: Строение клетки

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

Образовательные: знать о строении клетки, а также о роли органоидов клетки.

Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.


3. Актуализация пройденного материала.

Мы с вами говорили на прошлом уроке:

1. С помощью каких приборов можно изучать клетки? 

2. Назовите химический состав клетки

- что относят к неорганическим веществам?

Как на опыте мы доказали их наличие?

- что относят к органическим веществам?

Как на опыте доказали их наличие?

4.Актуализация нового материала

1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад.  Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме, а наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток называется Цитология.

Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов.

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме и цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки;. 

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 30–31). 

1. Какие функции выполняет оболочка в клетке (Наружный скелет клетки, определяет форму клетки)

2.Какие функции выполняет цитоплазма (Объединяет все клеточный структуры и обеспечивает их взаимосвязь)

3.Что такое генетический аппарат клетки (ядро)

4. Какие функции выполняет ядро (контролирует все процессы жизнедеятельности, обеспечивает самовоспроизведение клетки)

5. Что такое хромосомы? (Носитель наследственной информации)

Ребята, давайте проверим, что вы написали! (Молодцы)

И так мы рассмотрели основные части клеток всех живых организмов, но это далеко не все составные части клетки.

Вакуоли. 

Найдите пожалуйста в параграфе, что такое Клеточный сок, из чего он состоит? (Клеточный сок - водный раствор органических и неорганических соединений, содержат пигменты, придающие окраску растению).

Еще одним важным органоидом является пластиды. 

Все растительные клетки имеют пластиды.

Пластиды: Лейкопласты (бесцветные)

Хромопласты (оранжево – красные)

Хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл

Ребята найдите в тексте параграфа функции пластид!

Все клетки имеют одинаковый набор органоидов?-нет

отличия в оболочке заключается в том, что у растительных клеток состоит из целлюлозы, у животных клеток из хитина, а у грибов вообще её нет!

Пластиды есть только у растений.

 Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.


5.Включение нового знания в систему знаний

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. +

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. +

3. Пластиды – есть только у растительных клеток. +

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. -

5. Живые клетки только питаются. -

6.Клетки одинаковы по форме и размерам. -

7.Организм человека состоит из клеток+

Ребята, теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте у друг друга правильность ответов!

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.


6.Рефлексия (Светофор)

Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока. 

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

Поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока (Слайд №23)


8. Домашнее задание

Параграф 8, вопросы на странице 31



































Поурочный план по биологии в 6 классе.

Дата______________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Дыхание растений, его сущность. Лабораторная работа № 3 «Озеленение»

Цель: Формировать познавательные универсальные учебные действия при изучении процесса дыхания растений на основе системно - деятельностного подхода .

Задачи: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов о процессе дыхания. Научиться давать определение понятию дыхание; установить, как происходит газообмен в растениях; объяснять , что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; различать и устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, развивать представления об обмене веществ.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения:

1)словесные: метод самостоятельной работы с дидактическими материалами, метод дискуссии, метод проблемного изложения, метод эвристической (поисковой) беседы;

2)наглядные: частично поисковый демонстрационный;

3) практические: частично поисковый лабораторный метод;

Работа в малых группах.

Ход урока


1. Оргмомент.

«Здравствуйте, я рада сегодня всех Вас видеть на уроке! Давайте проверим Вашу готовность: кто готов получать новые знания, должен хлопнуть в ответ на мой хлопок». Учитель хлопает, ученики хором в ответ. И так пару раз, пока все дружно не хлопнут.


2.Актуализация знаний.

Эпиграфом нашего урока являются слова Владимира Семёновича Высоцкого «Я дышу, а значит, я живу!»

Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента ( обсуждение по полученным результатам). Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!»

Организация подводящего диалога.

- Вспомните, что вам известно о дыхании ?

(дыхание – это свойство всех живых организмов, при дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ.)

1.Дыхание – это свойство всех живых организмов.

2.При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ.


3. Создание проблемной ситуации

Обратимся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году посадил мышь под колпак. Она задохнулась . Воздух, «испорченный» дыханием мыши под колпаком, он перекачал в два закрытых сосуда и в один из них ввёл ветку мяты. Спустя 8-9 дней мышь прекрасно могла жить в сосуде, где росла мята, но моментально погибла в другом. Это был очень интересный опыт. Но , к сожалению, в те времена ещё не могли сделать из него правильного вывода. И люди толковали по – разному.

Возникла проблема:

- Как вы думаете, почему погибла мышь в опытах Пристли?


4. Целеполагание .

- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить ? ( о дыхании)

- Почему мышь не погибла там, где было растение?

( растение в ходе фотосинтеза выделяет кислород, необходимый для дыхания).

-Сформулируйте тему нашего урока.

( « Дыхание растений»). Запись темы в тетрадях и на доске.

-Какова цель нашего урока ?

( Формулируют сами. Узнать: 1. Как дышат растения ? 2.Зачем нужен кислород? Если догадаются то 3) Связаны ли между собой процессы дыхания и фотосинтеза?

1.Дыхание – это свойство всех живых организмов.

2.При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ.

1.Как дышат растения.

2. Зачем нужен кислород.

3.А еще нам нужно будет продолжать учиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.


5.Планирование.

- Каким образом мы сможем изучить процесс дыхания у растений?

( изучить материал учебника).

- Что нам в этом поможет? (текст учебника, рисунки, таблица, видеофрагмент, презентация).


6.Открытие нового знания.

1. Работа с текстом учебника

- Прочитайте в п. 17 на стр. 93 1, 2, 3 абзацы , найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.

( работают в парах, применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.).

Дыхание – процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности . Запишите в тетрадях. (Фиксируют своё «открытие» в тетрадях).

2. Работа с видеофрагментом

А сейчас просмотрите видеофрагмент и определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.

Запустить в /фрагмент .

Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение? Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле.

Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)

- поступление кислорода через устьица и межклетники к клеткам растения – внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица.

Сделать записи в тетрадях .

3. Лабораторные опыты:

Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и проведем опыт: А) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло – тепловую энергию . Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которое выходит вместе с нагретыми парами воды. Вот как описывает это явление писатель Константин Паустовский в своём произведении « Акварельные краски ».

«В жаркие дни Берг слышал в лесу тихий дрожащий звон.

Звенела жара, сухие травы, жуки и кузнечики…»

Вывод: в процессе дыхания выделяется энергия.

Опыт « Дыхание семян».

Б) У вас две банки. В первой банке – семена набухшие (влажные), во второй- сухие семена. Обе банки плотно закрыты. Через сутки опускаем горящие свечи. В банке с набухшими семенами свеча погасла. Объясните, прочему? ( набухшие семена дышат, выделяют углекислый газ, который не поддерживает горение ).

Какой можем сделать вывод? У семян присутствует процесс дыхания.

В сосуды с водой опустили одинаково развивающиеся проростки. Воду в первом сосуде ежедневно насыщали воздухом с помощью пульверизатора. В оба сосуда налили тонкий слой растительного масла. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло. С какой целью налили масло? Объясните, почему растение погибло?

-Масло задерживает поступление воздуха в воду.

-Растение погибло из- за недостатка воздуха , необходимого для дыхания корней.

Вывод: корни растения тоже дышат.

Комнатное растение поставили под стекло, рядом с ним - стакан с известковой водой. Растение закрыли стеклянным колпаком и поместили его в тёмный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнела. ( Известно, что известковая вода при соприкосновении с углекислым газом мутнеет).

Объясните, почему известковая вода помутнела?

- При дыхании растения выделяют углекислый газ , который вызвал помутнение известковой воды.

- Какой мы сделаем вывод?

-Все органы растения дышат!

Физкультминутка.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


7. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи

Вопросы:

Как в растение поступает кислород?( работа с таблицами « Поперечный срез листа», « Поперечный разрез ветки липы». ( предложить сделать уч-ся или показать учителю).

- В основном через устьица листьев, молодых побегов, а также чечевички стеблей. (Запись в таблицу 3 столбец « Узнал»– Растения дышат через чечевички и устьица).

Какой газ растения выделяют в процессе дыхания ?

– Углекислый газ.

Для чего растениям необходим кислород?

- Кислород окисляет ( превращает) сложные органические вещества до углекислого газа и воды с выделением энергии ( заполнение 3 столбца таблицы « Узнал»).

В какое время суток дышат растения?

- Растения дышат круглые сутки.

В каких клетках происходит дыхание? ( во всех живых клетках).

Нужна ли световая энергия для дыхания? ( не нужна).


8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполним упражнение 71 стр. 36 в рабочей тетради, заполним 3 столбец таблицы « Дыхание».

А) Заполнение таблицы (3 столбец) «Характеристика дыхания» (работа с таблицей в рабочей тетради № 71 стр. 36 , организация проверки по слайду 12)

Черты процесса

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

2. Какой газ поглощается?

3. Какой газ выделяется?

4. Что происходит с органическими веществами?

5. Для протекания процесса - световая энергия

6. Энергия в процессе

Б) Вернемся к опыту Пристли:

Пристли писал: “Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.

Какие выводы можно сделать из его наблюдений?

- газ, образующийся при дыхании для дыхания не пригоден;

- растение истратило плохой газ и выделило газ, который используется для дыхания.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?


9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

А) Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Вспомним, что называется фотосинтезом? ( Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечного света). Давайте сопоставим процессы дыхания и фотосинтеза, заполнив таблицу « Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания» ( заполнение 2 столбца таблицы рабочей тетради упр. 71, работа в группах) . Проверка задания по слайду презентации «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.

Найдите черты сходства и отличия.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты.

Во всех живых клетках.

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ.

Кислород.

3. Какой газ выделяется?

Кислород.

Углекислый газ.

4. Что происходит с органическими веществами?

Образуются.

Разлагаются.

5. Для протекания процесса - световая энергия

Необходима.

Не нужна.

6. Энергия в процессе

Поглощается.

Выделяется

( освобождается)

Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.

Б) У вас на столах лежат семена. Мне их нужно сохранить до весны, чтобы весной посеять.. Сложите в мешочки те семена, которые , по вашему мнению , могут сохраниться до весны. Объясните свой выбор.

Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?

-Сырые семена интенсивно дышат , при этом выделяется много тепла( энергии), и если семена лежат плотно, то они нагреваются, и зародыш погибает.

В) Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

- В заболоченной почве мало кислорода.

Г) Вы уже знаете , что основным источником кислорода на Земле являются леса. Давайте решим задачу. В лесу на 1 га в среднем растёт 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?

Проверка решения.

Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.

Послушайте небольшое стихотворение.

Мы требуем , чтобы по праву

И кусты , и деревья, и травы-

Бесценный дар кислородный-

Берёг и ценил человек.

Почему автор называет растения даром кислородным? Разве растения не поглощают его при дыхании? ( В процессе фотосинтеза растения выделяют намного больше кислорода, чем поглощают его при дыхании.)


10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

А) ( беседа по вопросам)

Какова была цель нашего урока?

Что мы узнали?


10. Домашнее задание:

Обязательное :

Изучить п. 17 учебника, в тетради на п. основе упр. 72, 74.

На выбор: А) Составить синквейн к слову « Дыхание»,

Б) Написать мини - сочинение от имени молекулы кислорода « Моё путешествие по растению».













Поурочный план по ИЗО в 7 классе.

Дата______________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

Цели деятельности учителя

Формировать представление о структуре зданий различных архитектурных стилей и эпох; учить особенностям образного языка постройки, взаимному влиянию объёмов и их сочетанию; развивать конструктивное мышление, видение художественной красоты здания и баланса функциональности

Планируемые образовательные результаты

• применять модульные элементы в создании макета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции;

• использовать модуль как основу эстетической цельности постройки;

• членить композиционное пространство при помощи линий;

• понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них;

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Методы и формы обучения

Методы: беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная



Этапы урока

I. Организационный момент

Беседа с постановкой проблемы

- Рассмотрим фотографию. Перед нами здание.

Мы можем определить его функциональное назначение, дать оценку его художественной ценности и конструкции. Расскажите об этом здании по предложенному плану.

Подробнее остановитесь на конструкции этого здания.

- Правильно! С первого взгляда мы воспринимаем здание как целое, а я попрошу разглядеть составляющие его части.

Есть части крупные и мелкие детали, но все они соединяются в единое целое.

Одно здание не привлекает нашего внимания, а от другого не можем оторвать взгляд. Это оттого, что архитектор нашел оригинальное сочетание элементов, которое называется модулем.

Как он нашел это оригинальное сочетание? На этот вопрос мы и попробуем ответить на нашем уроке!



II. Изучение нового материала

Частично-поисковый

- Большинство сооружений отличает то, что по форме это не один объем, а соединение различных объёмов. Посмотрим презентацию «Единое архитектурное целое», в которой представлены здания, позволяющие увидеть многообразие архитектурных форм и объёмов. Небоскрёбы в Чикаго.

Соединять объемные формы в единый архитектурный облик можно взаимосочетанием объемов, когда одна форма «обтекает», «захватывает», «пронзает» другую. Можно использовать все многообразие объемных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары и др. Здание городской ратуши в Праге.


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Архитектура — это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура — искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово «архитектор» означает «строитель»)


На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или разнообразно скомпонованных. Достаточно нескольких геометрических форм чтобы создать многочисленные варианты решений архитектурного образа


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Конструкция – это устройство какого-либо предмета, составление целого из отдельных частей. Важное композиционное средство конструкции - это пропорции. Отношения по высоте, длине и ширине отдельных предметов


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма, вызывающее у человека определенное настроение, переживание, восприятие объекта


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Сравнительно небольшое здание, спроектированное архитекторами ADM на ул. Профсоюзной 108 - 110, совмещает три разные функции. В подземных этажах размещается гараж, а в двух корпусах надземной части – фитнес-центр и офисы. Не выходя за рамки простых прямоугольных объемов, архитекторы не только выстраивают между ними тонкую пластическую игру, основанную на чередовании контрастов с нюансами, аккуратно вплетая ее в контекст блочно-панельного окружения, но и создавая на «своем» участке фрагмент продуманной и современной городской среды


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

«Резиденции в La Encantada», что в пригороде города Лима (Перу). Здание в минималистском стиле представляет собой два пересекающихся геометрических объема с прямолинейными пространствами. В одном из прямоугольников белого цвета расположены спальни, в другом — жилая зона. Позади резиденции разместилась L-образная открытая веранда и главный вход


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Тип дома «Свитчер» образован сочетанием двух простых прямоугольных объемов. Обе башни квадратные в плане, один квадрат почти вдвое больше другого, большая башня ниже, она двухэтажная, меньшая по объему башня имеет три этажа, башни соединены прозрачным узлом лестничной клетки. Деление каждого дома на два объема зрительно увеличивает их количество, превращая их ряд в протяженную градостроительную линию


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Архитекторы нередко используют язык символов, преобразуя графическое начертание в форму. Китайский иероглиф «Ren», означающий «Народ», послужил для архитекторов отправной точкой в создании этого проекта общественно-делового центра в Шанхае. Проект задуман в виде двух зданий, объединенных в единое целое. Одна из высоток поднимется из воды: здесь расположатся конференц-зал и фитнес-центр. Другая башня – с фундаментом на земле, будет оборудована для деловых встреч и переговоров. Та часть конструкции, где они соединятся в воздухе, отведена под жилые помещения и отель на 1000 мест


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, цилиндр и т.д.


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными – из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс. Центр международной торговли. Единый архитектурный комплекс зданий


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Модуль (от лат. modulus – мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за модуль принимались разные величины


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие

Модулем сооружения могут быть: одно из основных его измерений (диаметр купола или стороны помещения в средневековых сводчатых постройках Европы и Средней Азии), размер отдельного элемента сооружения (диаметр колонны, ширина триглифа в ордерной античной архитектуре) или размер строительного изделия (длина кирпича, бревна)



ПI. Творческая практическая деятельнесть

Практический творческий поиск

- А сейчас нас ждёт увлекательная работа. Мы попытаемся создать разнообразные формы объекта и композиционные усложнения за счет рельефа плоских поверхностей здания и создавая пластическое разнообразие и образно-ритмическое разнообразие формы. Посмотрите образцы макетных композиций в учебнике (с. 60-64) и презентацию «Единое архитектурное целое».


IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ

- Представьте свои работы. Объясните структуру своего макета здания, выявите горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в него. Организует выставку работ, обмен мнениями


Расставляют свои работы. Выступают с небольшими сообщениями по теме урока и объясняют процесс работы по созданию макета архитектурного соложения











Поурочный план по биологии в 5 классе (внеурочная деятельность)

Дата__________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Виртуальное путешествие «В стране динозавров».

Цель урока: помочь учащимся осмыслить необходимость жить в согласии с природой, подвести к пониманию того, что каждый человек должен быть экологически воспитан и образован.

Задачи урока: - формировать представления детей о далекие прошлые Земли;

пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;

дать понятие о науке палеонтологии;

выяснить причины исчезновения динозавров;

формировать основы экологической культуры

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- формировать мотивацию бережного отношения к окружающей нас природе.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД:

1. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе групповой работы.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Регулятивные УУД:

1. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе групповой работы.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в процессе работы с текстами.

Представлять информацию в виде схемы, таблицы.

На основе анализа материала источников делать выводы.

Формирование навыков смыслового чтения.

Предметные УУД:

Знать названия некоторых видов динозавров, их внешние отличия и сходства, классификацию по способу питания.

Познакомить с причинами вымирания динозавров.

Оборудование: слайдовая презентация, видеозапись мультфильма, материал для организации групповой работы (приложение 1,2,3).


Ход урока.


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


1.Приветствие. Организация детей к уроку.

2.Беседа.

- Скажите, чему был посвящен предыдущий урок? (птицам, месту их зимовки).

Какую важную информацию вы взяли для себя с предыдущего урока? Что вам в жизни может пригодиться?

- Я предлагаю вам загадку:

Вот что-то серенькое мчится,

Прохожих не боится.

На хвост лишь наступите –

Оставит под ногой:

– Пожалуйста, возьмите,

Найду себе другой! (Ящерица)

- Да, вы верно ответили. Скажите, а что может быть общего у птиц и ящериц? (рождение детенышей из яйца).

Сравните, найдите общее у ящерицы и слона. (Четыре конечности, хвост, питаются травой).

Можно ли сравнить ящериц с рыбами? (Многие хорошо плавают).

Вспомните всех животных, о которых мы говорили, назовите основные их характеристики (выводят птенцов из яиц, питаются травой, большого размера, четыре ноги, хвост, умеют плавать). (Ответы появляются на доске. Приложение 1).

Предположите, о каких животных можно это все сказать? Это признаки каких животных? (Динозавры).

А в какой стране живут динозавры? Где их можно встретить? (нигде)

А почему их не стало?

- Мы часто говорим о том, что надо охранять природу, животных, которые живут на Земле, растения, которые нас окружают, водоемы, горы и леса… но ведь чтобы охранять природу, нужно знать историю планеты, животных, которые на ней жили, и некоторые из них почему – то исчезли. Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? (мы будем говорить о динозаврах) Верно.

- Скажите, а что вам интересно узнать о динозаврах?

Давайте составим примерный план урока. На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Попробуйте догадаться, как переводится слово динозавр. Подсказкой может служить сегодняшняя загадка.

- Название «динозавры» впервые применил в 1840 году английский ученый  Ричард Оуэн. Слово это произошло от греческого  «дейнос», что означало «ужасный, наводящий страх, пугающий» и «саура» – ящерица. Называя так этих животных Р. Оуэн прежде всего имел в виду их огромные размеры.

- Как вы думаете, откуда человек узнал о динозаврах?

- Их изучает палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлом и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. 

Стегозавр

Особый вид динозавров, у которого на спине расположены костяные пластины, а на хвосте были острые шипы . Они служи средством защиты динозавра, и в момент опасности могли окрашиваться в красный цвет. Туловище стегозавра зеленовато-коричневого цвета. Стегозавры были травоядными, питались нежными листочками, передвигались на 4 лапах. Животные были большого размера, их длина достигала 10 метров, а высота – 4 метра. По сравнению с туловищем голова была маленькой, всего 40 см.

Тираннозавр

Двуногий хищный динозавр, у которого очень большая голова (больше метра), мощные зубы, сильный хвост. Все это необходимо, чтобы нападать на других животных, разрывать добычу. Передние конечности слабо развиты. Туловище тираннозавра зеленовато-коричневого цвета. Животные были большого размера, их длина достигала 12 метров, а высота – 4 метра.

Птеродактиль

Птеродактиль представляет группу летающих динозавров. Одни птеродактили были размером с воробья, другие достигали 2 метров. Одни питались насекомыми, а другие охотились за рыбой и другими водными животными. Поэтому обитали вблизи водоемов. Тело покрыто перьями, а крылья состояли из кожи. Отдыхали летающие ящеры на деревьях, а чтобы взлететь, просто падали вниз, раскрывали крылья и парили в воздухе. Часто собирались в стаи.

Бронтозавр

Один из крупнейших динозавров, который достигал 23 метров в длину, а в высоту – 9 метров. Огромное туловище, мощные ноги и хвост служили и средством передвижения и средством защиты. Но совсем маленькая голова, всего 60 см. Бронтозавры были травоядными, питались нежными листочками, часто доставали их с верхушек деревьев.

Овираптор

Овираптор – это небольшой динозавр, который очень заботился о своем потомстве: откладывали яйца, высиживали их, оберегали от врагов. Когда появлялись детеныши, кормили и заботились о них. Ученые относят овираптора к всеядным. Он мог питаться растениями, моллюсками, ящерицами, змеями. В высоту достигал 2 метров, хорошо бегал на двух ногах, передние хорошо держали добычу. Туловище возможно было покрыто перьями.

Трицератопс

Большой динозавр, который достигал 6-7 метров в длину, 2-3 метра в высоту, имел свои особенности. На голове было три рога и костный воротник. Рога служили средством защиты. Он имел мощные ноги, хвост. Питался трицератопс растительной пищей. Зубы были приспособлены для пережевывания травы, а клюв – для того, чтобы отрывать листочки. Передвигался довольно быстро на 4 ногах.

Микрораптор роднит динозавров и птиц. Они имели длинные перья, которые образовывали крылья на всех конечностях и хвосте. Поэтому его часто называют «четырёхкрылым динозавром». Они питались птицами, ели их почти целиком. Охотились на деревьях, редко спускаясь на землю. Перья были черными, переливались. Микрораптор один из маленьких динозавров, размером около 1 метра.

Ихтиозавр

Крупный рыбоящер, который 2-4 метра в длину, обитал в морской воде. Туловище похоже и на рыбу и на дельфина. Он имел мощные зубы, которые несколько раз могли меняться. У ихтиозавра были большие глаза, он мог охотиться даже ночью. Коже не покрыта чешуей, он быстро плавал и хорошо нырял. Питались рыбой, моллюсками, другими водными обитателями.

Геспероникус

Один из самых маленьких динозавров, длиной 46 см, а высотой 15 см, примерно как наша кошка. Он мог питаться и мелкими животными и растениями. Часто охотились стаями, нападали на детенышей других динозавров. Клыками же и защищались от врагов. Довольно быстро бегали.

- Скажите, какую информацию вы получили из мультфильма?
- На какие группы можно разделить всех динозавров?

Большие и маленькие (размер).

Травоядные и хищные (способ питания).

Плавают, летают, ходят (способ передвижения).

Рога, костные пластины (средство защиты). Мы назвали общие признаки динозавров. (Приложение 2).

- Можете ли назвать причину вымирания динозавров? (Падение метеорита, похолодание, болезнь…)

Давайте поговорим о них более подробно.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё мнение.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.


ΙΙΙ. Самостоятельное добывание знаний. Работа в группах.

- Каждая группа поработает с текстом. В результате работы вы должны будете заполнить таблицу, которая у вас на столах. От группы будет выступать один человек, помогать и дополнять ответ товарища можно.

- Вспомним основные правила работы в группе:

Работать дружно!

Выслушивать мнение всех членов группы!

Не перебивать, говорить по одному!

Доказывать свое мнение!

- Девиз: Вместе не скучно, вместе не тесно!
Вместе легко и всегда интересно!

Сигнал окончания работы!

Каждая группа получает текст для работы и все необходимые материалы. (Приложение 3).

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

Выступление представителей групп.

Выступление групп по плану:

Название динозавра.

Размер.

Внешний вид.

Способ передвижения.

Способ питания.

Средство защиты от врагов.

Причина исчезновения.

Выступают 1-2 человека от группы. Дополнять ответы можно.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


ΙV. Домашнее задание.

Раскрасить (нарисовать) картинку динозавра, запомнить название и краткие сведения о динозавре.


Итог урока.

Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто или что вам помогло справиться?

- Какая работа для вас была трудной?

- Чему еще нужно учиться?

Поурочный план по биологии в 6 классе (внеурочная деятельность)

Дата__________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Наземные органы растений. Лабораторная работа № 2 «Распознавание органов цветкового растения (побега, частей побега)».

Цель урока: ознакомиться с органами растений

Задачи:

Образовательные: ознакомиться с органами растений и с функциями, которые они выполняют.

Воспитательные: воспитать в детях бережное отношение к природе.

Развивающие: развить в детях умение работать с учебником, текстом; умение обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и методические приемы:

словесные (рассказ, беседа, объяснение) наглядные (учебная литература, рисунки, таблицы).

Ход урока


Организационный момент

Звенит звонок.

Дети садятся за парты. Жду, когда они успокоятся. Потом произношу «Здравствуйте! Садитесь».


Проверка домашнего задания.

Цель: выяснение качества знаний учащихся по теме: «Ткани растений ».

Учитель:

На прошлом уроке мы изучили тему: «Ткани растений». Чтобы выяснить, как вы усвоили тему, я проведу устную проверку.


Изучение нового материала.

Побег — наземный осевой орган растения с неограниченной способностью к росту, состоящий из стебля с расположенными в его узлах листьями и почками. Участок стебля между соседними узлами называется междоузлием. Функции побега: место размещения листьев, почек, цветов, плодов; увеличивает общую поверхность растения за счет ветвления, накопление питательных веществ, вегетативное размножение.
Типы побегов: вегетативные (основная функция — питание) — несут только вегетативные почки и листья; генеративные (основная функция — размножение) — несут листья, вегетативные и генеративные почки, цветы. По характеру расположения в пространстве побеги бывают прямостоячие (тополь, рожь), приподнимающиеся (лапчатка, сабельник), стелющиеся (клюква), ползучие (земляника), вьющиеся (вьюнок, хмель), лазающие (виноград, плющ).
Видоизменение побега: столоны (лютик ползучий), колючки (облепиха, боярышник), усики (арбуз, виноград), кладонии (иглица), корневище (ландыш, папоротники, валериана), клубень (картофель, топинамбур), луковица (лилии, чеснок, лук), клубнелуковица (гладиолус).
Почка — укороченный зачаточный побег.
Типы почек:
по строению и функции: вегетативные (дают начало побегам с листьями, содержат зачаточный стебель с конусом нарастания — верхушечной меристемой, и зачаточные листья); генеративные (цветочные, развиваются в облиственные побеги с цветками, содержат только зачаток цветка или соцветия);
по расположению: верхушечные (на верхушке главного и бокового побегов, за счет деления их клеток конуса нарастания происходит удлинение побегов); боковые (дают начало побегам, за счет которых происходит ветвление); пазушные (в пазухах листьев).
Стебель — ось побега, несущая на себе листья, почки, цветы и плоды.
Функции стебля: опорная, проводящая, запасающая, вегетативного размножения, орган фотосинтеза. Первичное строение стебля:
• эпидерма — покровная ткань, основная функция — защита молодых органов от высыхания, механическая защита, газообмен. Образована одним слоем плотно сомкнутых живых клеток;
• первичная кора — состоит из механической ткани (колленхимы — клетки живые, вытянутые в длину), мезенхимы (образовательной ткани), ткани, где накапливается крахмал;
• центральный цилиндр:
1) наружный слой — первичная флоема — проводящая ткань, состоит из нитевидных трубок. Обеспечивает нисходящий ток органических веществ от листьев к корню;
2) внутренний слой — первичная ксилема — проводящая ткань, состоит из сосудов и трахеид, по которым вода и минеральные вещества двигаются от корня к листьям.
Рост стебля в длину происходит за счет первичных меристем (расположены на концах главных и боковых осей стебля).
Рост стебля в ширину обеспечивают вторичные меристемы (камбий). В результате периодической деятельности камбия образуются годичные кольца — прирост древесины за один вегетационный период.
Функция транспорта органических веществ лежит на флоеме, основные элементы которой (ситовидные трубки и клетки-спутницы) образуют единую транспортную систему. По флоеме органические вещества перемещаются в двух направлениях — вверх и вниз.


Закрепление изученного материала.

Мы изучили тему «Органы растений». А теперь повторим пройденную тему. Открываем на учебник на странице 17.Укажите  какие утверждения верны.

А органы у растений все одинаковые по строению и по функциям (нет).

Действительно различают две группы органов-вегетативные и генеративные.

Вегетативные органы — части тела высших растений, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой.

Какие функции выполняют эти органы?

Чтобы убедиться, что стебель проводит питательные вещества по растению мы выполнили опыт, который нам презентует ученица нашего класса.

Выступление ученика: для этого нам нужно растение, имеющее Белый цветок, вода и пищевой краситель. Краситель мы добавили к воде и в данный раствор поставили цветок. Через сутки мы наблюдали результат. Лепестки цветка окрасились в цвет красителя, но не сплошным слоем, а только там где есть проводящие сосуды. Именно по ним происходит движение веществ. Сами же сосуды берут свое начало от корня, проходят вдоль всего стебля и доходят до листьев и даже к цветку. Что мы и доказали на практике. (демонстрация окрашенного цветка)

Итак, вегетативные органы выполняют следующие функции: (корень – питание и закрепление растения в почве, листок - фотосинтез и газообмен, почка – зачаток побега, стебель-связь подземной и надземной части, проведение веществ)

Б) Генеративные органы растений, их функции (рассказ учителя с элементами беседы, составление опорной схемы, формулировка определения)

Если мы взглянем на нашу схему, то увидим, что не хватает некоторых органов. Кто заметил, каких? (цветки, семена, плоды)

Да, это вторая группа органов, получивших название – генеративных. А почему их выделили в отдельную группу? (потому, что они обеспечивают размножение)

Генеративные органы-органы растений, предназначенные для размножения и распространения растений. (заполнение опорной схемы)

А что надо для гармоничного развития вегетативных и генеративных органов? Тепло, свет и вода. Как вода попадает в почву? (благодаря осадкам, то есть дождю)


Выберите один правильный ответ из предложенных:

1)Цветковые растения имеют:

а) корень и побег;

б) корень, побег, цветки, плоды с семенами;

в) побег, цветки, плоды с семенами.

2)Корневая система:

а) удерживает растение в почве;

б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ;

в) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ, служит местом запасания питательных веществ.

3) какие функции выполняет лист

а) выполняет функции фотосинтеза, дыхания, испарения воды

б) функции питания и размножения

Разгадайте анаграммы: Никорь, толбес, солтис, ткиква.

никорь - (корень); колтис — (листок);

толбес — (стебель); ткіква — (цветок).


Домашнее задание.

После подвожу итоги урока. И задаю домашнее задание.

  • Все молодцы, все хорошо поработали! Домашнее задание на доске - § 4 на пересказ и ответить на вопросы на странице 19.

  • На этом всё. Урок окончен. До свидания.

Звенит звонок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!