СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и свойства аммиака

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Строение и свойства аммиака»

"Ситуационные задания как средство самообразования учащихся".

Лунькина В.А.

учитель химии МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей, Пензенская область.


Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на выпускников, которые должны осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности.

Основной принцип – стимулировать учащихся к самостоятельной работе при выполнении различных практико-ориентированных заданий, соотносить теорию и практику, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе, овладеть навыками практического применения знаний, способами безопасного поведения в повседневной жизни. Выпускник должен уметь анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.

Для достижения результата в данном направлении следует использовать ситуационные задания. Это задания, которые включают в себя описание реальной ситуации или выдуманной, даже фантастической. Они чаще всего проблемные, могут содержать расчетные или качественные задачи.

Ситуационные задания используют на различных этапах урока. Они могут быть индивидуальными, парными, групповыми, общими.

Современный урок начинается с мотивации и актуализации знаний учащихся. Задача учителя на данном этапе - пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и помочь ученикам определить основные вопросы для изучения. Например, в начале урока, при изучении темы «Аммиак» в 9 классе предлагаю следующее задание.

В 1983 году на железной дороге на перегоне Колышлей – Сердобск, недалеко от села Апраксино, произошла авария. Несколько вагонов и цистерна с жидким аммиаком скатились под откос. Цистерна разгерметизировалась, и жидкий аммиак потёк в сторону села. Жители срочно эвакуировались в противоположную от железной дороги сторону. Оставшиеся в селе куры, собаки и кошки погибли. Пожарные запрещали жителям некоторое время зажигать огонь. Те жители, которые надышались аммиаком, жаловались на плохое самочувствие. Что же это за вещество, аммиак, какие у него свойства?

При осмыслении нового материала использую в основном групповые формы работы и задания проблемного характера. При решении задания учащиеся общаются, спорят, находят общую точку зрения. Учителю отводится роль наблюдателя, который создаёт условия для принятия учениками самостоятельных выводов. Примеры ситуационных заданий к уроку «Галогены» в 9 классе. На уроке учащиеся получают пакет заданий. Кроме прочих заданий предлагаются эксперименты, которые помогают закрепить знания, полученные с помощью ситуационных заданий, о свойствах галогенов и правилах безопасности при обращении с ними. Задание для первой группы требует вычислений. Получают это задание ученики, более способные к математическим вычислениям.

Вы выбираете зубную пасту. На упаковке пасты №1 указано, что в ней содержится 0,454% фторида олова (II), а зубная паста №2 содержит 0,8% монофторфосфата натрия Na4PO4F. Какая из этих паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса? Докажите расчётами.

Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно потреблять в виде зубной пасты примерно 1,5г активного фтора, то есть фторид - иона, способного диссоциировать и вступать в реакцию ионного обмена.

Сколько тюбиков зубной пасты потребуется в течение года, чтобы обеспечить эту норму. Масса тюбика пасты примерно 75 граммов.

Задания для второй группы:

А) После Чернобыльской аварии в аптеках пос. Колышлей не стало йодной настойки. Некоторые жители, пользуясь слухами, использовали её для выведения из организма радиоактивного йода, то есть пили настойку. При этом происходило сильное отравление организма. В чём тут дело? Можно ли употреблять йодную настойку внутрь? Чем надо было лечиться?

Б) В 2007 году в г. Сердобске была обнаружена лаборатория по изготовлению поддельной настойки 5% йода. Предложите способы распознавания поддельной настойки.

Задания для третьей группы:

А) Утечка брома в Челябинске — экологическая катастрофа, произошедшая 1 сентября 2011 года при пожаре и разгерметизации ёмкостей с бромом в грузовом вагоне на железнодорожной станции в городе Челябинске.

Чрезвычайное происшествие вызвало отравление сотен жителей. Более 50 человек на следующий день лежали в больницах города с острым отравлением.

Какое физиологическое действие оказывает бром на организм человека? Как можно защититься от действия паров брома? Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Б) Ученик 9 класса Вася Проколов случайно услышал разговор двух пожилых соседок. Одна жаловалась другой, что плохо спит и испытывает страх и беспокойство. Вторая ответила ей, что надо попить бром, он хорошо помогает. Врач недавно приписывал ей бром при сходных симптомах. Вася очень удивился. На уроке химии он узнал, что бром это яд.

О каком броме идёт речь? Что приписал врач больной? Для чего нужен бром нашему организму?

Использование ситуационных заданий на заключительных этапах урока, при закреплении изученного материала, усиливает практическую направленность той или иной темы. Например, при изучении темы «Коррозия» в 10 классе, даю учащимся парные задания.

1) Во время экскурсий по городам Москве и Петербургу ученики обратили внимание на содержание памятников. Памятники были покрыты налётом зеленоватого цвета. Ученики поинтересовались у экскурсовода, почему москвичи и петербуржцы плохо следят за достоянием своих городов, не чистят памятники? На что экскурсовод ответила: «Что вы, это же благородная патина!».

Что такое благородная патина? Каков её состав? К какому процессу в химии можно отнести явление образования патины? Напишите соответствующие уравнения реакций.

2) Бабушка Маша поила своих козочек. Она носила воду в оцинкованном ведре из колодца. Вода показалась бабушке очень холодной, и она решила её подогреть. Поставила ведро на газ и занялась другими делами, а про воду – то и забыла.

Когда бабушка Маша вспомнила про воду, та уже частично выкипела. Разбавив горячую воду холодной, она напоила козочек. Каково же было её удивление, когда недели через две, внутри ведра, на дне появилась ржавчина.

Какое объяснение вы дадите данному происшествию? Что значит оцинкованное ведро? Напишите уравнения соответствующих реакций и составьте схему коррозии.

В теме «Вода» использую практико – ориентированные задания.

Чтобы учащиеся успешнее выполняли задания, рекомендую им алгоритм решения ситуационных задач.

1. Сбор данных о веществах и процессах, о которых говорится в задании, в различных источниках информации, включая интернет-ресурсы.

2. Сопоставление найденной информации со знаниями, полученными в процессе обучения различным предметам.

3. Сопоставление различных точек зрения.

4. Коллективное обсуждение.

5. Формирование обоснованных выводов, аргументированного ответа на вопрос задания.

С помощью ситуационных заданий решаются цели урока:

1. Деятельностная. Формировать умения:

- решать проблемы, с которыми учащиеся могут встретиться в повседневной жизни;

- проводить исследование, поиск и отбор необходимой информации, её

структурирование и моделирование;

- работать в группах, общаться с товарищами, оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;

- работать по плану, составлять планы и краткие конспекты.

2. Предметно- дидактическая:

- обеспечить закрепление основных понятий;

- обеспечить применение учащимися общих знаний по теме;

- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- организовать деятельность учащихся по обобщению и система­тизации знаний учащихся в рамках темы;

- обеспечить проверку и взаимопроверку, оценку и самооценку знаний и способов действий учащихся по теме;

- организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Таким образом, при выполнении ситуационных заданий, учащиеся овладевают универсальными учебными действиями. Это позволяет им успешно и самостоятельно усваивать новые знания. У них формируется умение учиться.

При выполнении контрольных работ, с вопросами по темам, где были использованы ситуационные задания, ученики справляются успешно. Данный материал запоминается надолго.



Используемая литература:

1. Жулькова Н.В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке // Химия в школе. – 2013. - №9 . – с. 45.

2. Г.В. Пичугина, Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: Аркти, 1999. (более позднее издание – М.: Дрофа, 2004год).

4



Скачать

© 2019, 360 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!