Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения на уроках литературы (из опыта работы)»
Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой Понять текст – значит понять его как слово, которым с нами говорит автор.
Трёхуровневая модель понимания текста
Название уровня понимания
Глубина
1. Фактический
проникновения в смысл
Факты текста, выраженные эксплицитно в строках текста
2.Интерпретационный
Где ответ?
3. Применение
Текст и контекст, их понимание и интерпретация, чтение между строк
В предложениях текста
Цель чтения
Познавательная
Текст, контекст, обобщение и оценивание за пределами строк текста
Составление ответа из: а) отдельных частей текста;
б) позиции автора текста и читателя
Познавательная
Составление ответа из:
а) позиции автора текста и читателя ;
Эмоциональная
б) только позиции читателя
По этой модели построена «таксономия Блума» (таксономия – от др.греч. расположение, строй, порядок) вопросов.
Стратегия «Дерево вопросов» создана на основе трёхуровневой модели понимания текста. КРОНА (фактический уровень): Что? Где? Когда? СТВОЛ (интерпретационный): Почему? Как? Не могли бы вы…? Что если…? Должен ли…? КОРНИ (применение): Как текст соотносится с жизнью? Как текст соотнести с текущими событиями? Что автор пытался показать нам?
Из опыта работы Проанализируем отрывок из повести «Капитанская дочка» 8 кл., глава «Поединок». КРОНА(цель чтения: познавательная; факты текста, выраженные ясно в предложениях текста): Что? Дуэль... Где? У крепости… Когда? Днём…
СТВОЛ ( цель чтения : познавательная) (текст и контекст, их понимание и интерпретация, чтение между строк составление ответа из отдельных частей текста; позиция автора текста и читателя): Почему? Нанесено оскорбление… Как? В адрес Маши Мироновой было сказан недвусмысленный намёк, порочащий её честь… Не могли бы вы разрешить такую ситуацию другим способом? … Что если Швабрин попросил бы прощения у Маши Мироновой?.. Должен ли был Петр Гринёв заступиться за Машу?...
КОРНИ ( цель чтения : эмоциональная) (текст, контекст и подтекст, обобщение и оценивание за пределами строк текста; составление ответа из: позиции автора и читателя либо только позиции читателя): Как события этой главы соотнести с жизнью, текущими событиями? ... Что автор пытался показать нам, используя приём противопоставления в главе? ...
Дерево вопросов
От стратегии направляемого чтения, осуществляется переход к стратегии читательских откликов. Читательские отклики могут фиксироваться в формате, например, таких записей:
Вопросы
Ответы
Каковы основные события?
Насколько они стремительны? Драматичны?
Первое _____________________
Второе _____________________
С какими проблемами сталкиваются персонажи?
Какой эпизод является кульминацией произведения?
Третье _____________________
Как организован сюжет?
В чём его особенность?