СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии смыслового чтения на уроках литературы (из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В старших классах заметно убавляется интерес школьников к текстам классической литературы и к процессу чтения как таковому. Что делать в этой ситуации? Как развить личностную читательскую активность подростков? Применять в работе с текстом различные стратегии смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Стратегии смыслового чтения на уроках литературы (из опыта работы)»

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.  Л.Н. Толстой   Понять текст – значит понять его как слово, которым с нами говорит автор.

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой Понять текст – значит понять его как слово, которым с нами говорит автор.

Трёхуровневая модель понимания текста Название уровня понимания Глубина 1. Фактический проникновения в смысл Факты текста, выраженные эксплицитно в строках текста 2.Интерпретационный Где ответ? 3. Применение Текст и контекст, их понимание и интерпретация, чтение между строк В предложениях текста Цель чтения Познавательная Текст, контекст, обобщение и оценивание за пределами строк текста Составление ответа из: а) отдельных частей текста; б) позиции автора текста и читателя Познавательная Составление ответа из: а) позиции автора текста и читателя ; Эмоциональная б) только позиции читателя

Трёхуровневая модель понимания текста

Название уровня понимания

Глубина

1. Фактический

проникновения в смысл

Факты текста, выраженные эксплицитно в строках текста

2.Интерпретационный

Где ответ?

3. Применение

Текст и контекст, их понимание и интерпретация, чтение между строк

В предложениях текста

Цель чтения

Познавательная

Текст, контекст, обобщение и оценивание за пределами строк текста

Составление ответа из: а) отдельных частей текста;

б) позиции автора текста и читателя

Познавательная

Составление ответа из:

а) позиции автора текста и читателя ;

Эмоциональная

б) только позиции читателя

По этой модели построена «таксономия Блума» (таксономия – от др.греч. расположение, строй, порядок) вопросов.

По этой модели построена «таксономия Блума» (таксономия – от др.греч. расположение, строй, порядок) вопросов.

Стратегия «Дерево вопросов» создана на основе трёхуровневой модели понимания текста.  КРОНА (фактический уровень):  Что? Где? Когда?  СТВОЛ (интерпретационный):  Почему? Как? Не могли бы вы…? Что если…? Должен ли…?  КОРНИ (применение):  Как текст соотносится с жизнью?  Как текст соотнести с текущими событиями? Что автор пытался показать нам?

Стратегия «Дерево вопросов» создана на основе трёхуровневой модели понимания текста. КРОНА (фактический уровень): Что? Где? Когда? СТВОЛ (интерпретационный): Почему? Как? Не могли бы вы…? Что если…? Должен ли…? КОРНИ (применение): Как текст соотносится с жизнью? Как текст соотнести с текущими событиями? Что автор пытался показать нам?

      Из опыта работы   Проанализируем отрывок из повести «Капитанская дочка» 8 кл.,  глава «Поединок».  КРОНА(цель чтения: познавательная; факты текста, выраженные ясно в предложениях текста):  Что? Дуэль...  Где? У крепости…  Когда?  Днём…

Из опыта работы Проанализируем отрывок из повести «Капитанская дочка» 8 кл., глава «Поединок». КРОНА(цель чтения: познавательная; факты текста, выраженные ясно в предложениях текста): Что? Дуэль... Где? У крепости… Когда? Днём…

СТВОЛ ( цель чтения : познавательная)  (текст и контекст, их понимание и интерпретация, чтение между строк  составление ответа из отдельных частей текста; позиция автора текста и читателя):  Почему? Нанесено оскорбление…  Как? В адрес Маши Мироновой было сказан недвусмысленный намёк, порочащий её честь…  Не могли бы вы разрешить такую ситуацию другим способом? …  Что если Швабрин попросил бы прощения у Маши Мироновой?..  Должен ли был Петр Гринёв заступиться за Машу?...

СТВОЛ ( цель чтения : познавательная) (текст и контекст, их понимание и интерпретация, чтение между строк составление ответа из отдельных частей текста; позиция автора текста и читателя): Почему? Нанесено оскорбление… Как? В адрес Маши Мироновой было сказан недвусмысленный намёк, порочащий её честь… Не могли бы вы разрешить такую ситуацию другим способом? … Что если Швабрин попросил бы прощения у Маши Мироновой?.. Должен ли был Петр Гринёв заступиться за Машу?...

КОРНИ ( цель чтения : эмоциональная)   (текст, контекст и подтекст, обобщение и оценивание за пределами строк текста; составление ответа из: позиции автора и читателя либо только позиции читателя):  Как события этой главы соотнести с жизнью, текущими событиями? ...  Что автор пытался показать нам, используя приём противопоставления в главе? ...

КОРНИ ( цель чтения : эмоциональная) (текст, контекст и подтекст, обобщение и оценивание за пределами строк текста; составление ответа из: позиции автора и читателя либо только позиции читателя): Как события этой главы соотнести с жизнью, текущими событиями? ... Что автор пытался показать нам, используя приём противопоставления в главе? ...

Дерево вопросов Что? Где? Когда?   Почему? Как? Как? Что?

Дерево вопросов

  • Что? Где? Когда?

  • Почему? Как?
  • Как? Что?
От стратегии направляемого чтения, осуществляется переход к стратегии читательских откликов. Читательские отклики могут фиксироваться в формате, например, таких записей:

От стратегии направляемого чтения, осуществляется переход к стратегии читательских откликов. Читательские отклики могут фиксироваться в формате, например, таких записей:

Вопросы Ответы Каковы основные события? Насколько они стремительны? Драматичны? Первое _____________________ Второе _____________________   С какими проблемами сталкиваются персонажи?   Какой эпизод является кульминацией произведения? Третье _____________________   Как организован сюжет?     В чём его особенность?

Вопросы

Ответы

Каковы основные события?

Насколько они стремительны? Драматичны?

Первое _____________________

Второе _____________________

 

С какими проблемами сталкиваются персонажи?

 

Какой эпизод является кульминацией произведения?

Третье _____________________

 

Как организован сюжет?

 

 

В чём его особенность?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!