Цель урока: изучить особенности ЭГП, населения и хозяйства Латинской Америки; охарактеризовать население; показать, какие отрасли определяют место Латинской Америки в международной специализации; способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран; воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
Просмотр содержимого документа
«Страны Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI века.»
Тема урока: «Восточная Европа: долгий путь к демократии».
Цель:
Выделить причины кризиса тоталитарного социализма, объяснить главные направления реформ.
Продолжить формирование умения работать в паре, в команде, с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.
Способствовать воспитанию познавательного интереса к данной проблеме.
План:
Работа с понятиями
Утверждение коммунистов у власти
Кризис в Восточной Европе в годы «холодной войны»
Демократические революции в странах Восточной Европы
Закрепление
Проблема, о которой мы с вами будем говорить, актуальна. Одна из главных внешнеполитических задач современного мира- сотрудничество, решение глобальных проблем человечества.
Мы с вами подытожим основные моменты внешней политики СССР и стран Восточной Европы после II Мировой войны и до распада СССР.
Проблемное задание: Определить связь демократических революций в странах Восточной Европы в 80-90-е годы с началом демократических преобразований в СССР.
Работу проделаем следующим образом. У вас на столах лежат задания структуры, т.е. сравнить знания по теме ДО и ПОСЛЕ ее изучения, в столбике ДО поставить «+»,если вы согласны с утверждением или «-», если не согласны.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| Политика «холодной войны» началась после II мировой войны и продолжалась до распада СССР | |
| Единая Германия в 1949 году была поделена на ГДР и ФРГ, такое разделение сохраняется до настоящего времени. | |
| В странах Восточной Европы после II мировой войны установился режим народной демократии. Этот режим сохраняется | |
| Власть в странах Восточной Европы находится в руках у коммунистов | |
| Государства Восточной Европы успешно строят социализм | |
поработаем с понятиями:
«Холодная война»
«Доктрина Брежнева»
«Перестройка»
«Новое политическое мышление»
В мае 1945 года завершилась II мировая война, один из итогов которой- образование мировой системы социализма, т.е. союз государств, которые встали на путь сотрудничества с СССР. Используя структура ФИНК-РАЙТ-РАЙНД РОБИН напишите каждый на листочке название тех государств Восточной Европы, которые встали на путь сотрудничества с СССР, обсудите свои ответы, озвучьте их.(примерные ответы учащихся: Венгрия, Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния, позже Югославия, Албания, ГДР
Вопрос- Какие обстоятельства определили выбор путей их развития.(примерные ответы учащихся :эти страны были освобождены советскими солдатами ,советские вооружённые силы продолжали оставаться на их территории ,велико было влияние коммунистов и уважение к ним)
Итак, в 1947-1948 годах к власти пришли коммунисты, приняты конституции, эти государства стали именоваться странами народной демократии, складывается мировая система социализма. В Восточной Европе утверждается советская модель социализма.
выполняют письменную работу на одном листе бумаги.
В Восточной Европе начинает утверждаться советская модель социализма. Как вы это понимаете? (примерные ответы :индустриализация ,коллективизация ,государственная собственность ,плановая экономика ,приоритет -тяжёлая промышленность)
Причины кризисов в Восточной Европе в годы «холодной войны». Примеры кризисов.(примерные ответы :экономическое отставание ,отсутствие демократических свобод ,контроль со стороны СССР над внутренней и внешней политикой восточноевропейских государств)
Позиция СССР на антикоммунистические выступления в странах Восточной Европы.(примерные ответы :были подавлены ,боязнь влияния идей реформаторов ,боязнь ослабления мировой системы социализма ,чтобы войска НАТО находились как можно дальше от границ СССР)
Какие события, происходившие в СССР, дали мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе?(примерные ответы : перестройка ,связанная с именем М.С.Горбачёва ,в экономике- ,элементы рыночной отношений ,в политике –гласность ,многопартийность ,демократические свободы)
В 1990 году М.С.Горбачев был объявлен человеком года, ему была присуждена Нобелевская премия мира. За какие заслуги?(примерные ответы :была дана возможность странам Восточной Европы самим определять свою судьбу ,невмешательство в их внутренние дела)
Работа с текстом: Параграф 88
Вопрос: Последствия массовых выступлений в странах Восточной Европы.(примерные ответы : новые конституции ,многопартийность ,частная собственность разрешена ,объединение Германии)
Вернемся к проблемному заданию и сделаем вывод: «Определить связь демократических революций в странах Восточной Европы в 80-90-е годы с началом демократических преобразований в СССР».(примерные ответы: СССР и страны Восточной Европы составляли мировую систему социализма. СССР занимал в этой системе лидирующее положение. Строительство социализма привело к «застою» в экономике, однопартийная система, демократические свободы способствовали появлению правозащитного движения. Перестройка, начатая в СССР привела к оживлению общественной жизни как в СССР, так и в странах Восточной Европы. СССР не вмешивался во внутренние дела этих государств, что способствовало падение коммунистических режимов, к власти пришли новые политические силы демократического типа).