СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страх как проявление тревожности и неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Страх как проявление тревожности и неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста»

Страх как проявление тревожности и негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника.

В отечественной психологии встречаются различные определения понятия тревожности. Большая часть сходится во мнении, что тревожность связана с переживанием определенного эмоционального дискомфорта, проявляющегося в момент ожидания надвигающегося неблагополучия. Также и в качестве личностной характеристики: относительно устойчивое индивидуальное образование, определяется тенденцией к восприятию субъектом угрозы собственной личности и готовностью реагировать на это повышением уровня ситуативной тревожности в условиях даже незначительной опасности или напряжения [4].

Т.А. Данилина в своих работах рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность - как устойчивое личностное образование. Автор применяет последний срок и для обозначения данного психологического явления в целом, а также подчеркивает, что определенный уровень тревожности присущ всем людям, и необходимо для оптимального приспособления человека к окружающей действительности. При этом наличие тревожности в качестве устойчивого личностного образования, свидетельствует о нарушениях в личностном развитии, мешает полноценной деятельности человека [4].

Тревожность, как особое психическое состояние личности, является весомым субъективным фактором ее психологического благополучия. Наиболее типичным, по мнению Б. Кочубей и О.Б. Мартыненко [10,13], является формирование тревожности школьника под воздействием социально-психологических факторов, а также влияние могут оказывать факторы образовательных программ. Основываясь на анализе литературы и опыта работы со школьной тревожностью, авторы выделили основные факторы, которые влияют на формирование и закрепление тревожности. В их число входят:

-Чрезмерная учебная нагрузка;

-Невозможность ученика выполнить задания школьной программы;

-Завышенные ожидания родителей;

-Неблагоприятные отношения с учителями;

-Стрессовые ситуации, связанные с оценкой знаний, которые повторяются регулярно;

-Изменение школьного коллектива или непринятие в нём.

Обобщая эти факторы, исследовательницы утверждают, что учебная перегруженность зависит от различных сторон нынешней системы организации учебного процесса: во-первых, влияние оказывает расписание учебного года, так как после 6 месяцев упорных учебных занятий у детей падает уровень мотивации, а уровень тревожности увеличивается. Во-вторых, чрезмерно сильные учебные нагрузки могут вызвать у ребёнка перегруженность. В-третьих, общепринятая продолжительность урока. Вместе с тем, оценочные ситуации, которые регулярно повторяются, оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние школьника. Оценка уровня знаний относится к одной из самых стрессовых ситуаций в жизни школьника.

Также Б. Кочубей и О.Б. Мартыненко отмечают, что изменение в школьном коллективе влияют на уровень тревожности, так как представляют собой ещё один мощный стрессогенный фактор. Чаще всего уровень тревожности у школьника резко повышается при переходе в новую школу. [10,13]

Среди основных причин формирования тревожности, обусловленных влиянием школьной среды, Е.П. Ильин выделяет следующие [9]:

- неспособность ученика справиться со школьной программой. Это может быть обусловлено такими причинами:

-Повышенный уровень сложности учебных программ;

-Недостаточно высокий уровень развития высших психических функций;

-Профессиональная некомпетентность учителя;

-Синдром отличника;

-Неадекватное ожидание родителей;

-Неадекватное обращение педагога.

В таких ситуациях ребенок постоянно ощущает собственную неполноценность. Он не уверен в том, что принимает правильные решения и это становится причиной серьезной неуверенности в себе и в собственных силах. Во время исследования, особенно в момент применения задач, которые не похожи на школьные, ребенок успешен, и тогда отдельные показатели тревожности проявляются в слабой степени. При приближении ситуации школьной тематики показатели тревожности резко увеличиваются.

Наиболее типичное возникновение школьной тревожности связывают с социально-психологическими факторами. Анализ литературы и опыт работы со школьной тревожностью позволили выделить факторы, способствующие ее возникновению и закреплению:

1.Перегрузки во время учебного процесса связаны с различными аспектами системы образовательного процесса. Во-первых, особое влияние оказывает структура учебного года. Шесть недель активных занятий приводят к понижению работоспособности и одновременному повышению уровня тревожности. Во-вторых, перегрузка может случиться во время учебной недели. Научно доказано, что в конце недели работоспособность школьника резко сокращается. Также доказано, что более высоким уровнем тревожности обладают школьники, которые получают задания на выходные, чем те, у которых это время оказывается свободным. В-третьих, перегрузку младших школьников, особенно первоклассников влияет продолжительность урока. Доказано, что первые 30 минут урока ребенок в три раза внимательнее, чем в последние 15.

2. Неспособность школьника справиться со школьной программой может зависеть от различных причин:

- Завышенный уровень сложности учебных программ;

-Недостаточный уровень развития психических функций ученика;

-Психологической запущенностью.

Наиболее «тревожными» учениками являются отличники

3.Неадекватно завышенные ожидания родителей, которые формируют в ребенке высокий уровень тревожность;

4.Неблагоприятные отношения с педагогом;

6. Постоянная оценка знаний ученика;

7.Переход в другую школу или в другой класс, смена коллектива.

Причины, вызывающие тревожность и влияют на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут находиться во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Так, установлена связь тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания, школьной успеваемостью, взаимоотношениями с учителями и сверстниками (Г.П. Антонова, И.П. Антонова).

Кроме того, известно, что в детской терапевтической практике часто встречаются случаи чрезмерной тревожности, которую нельзя объяснить ни семейными, ни школьными обстоятельствами с точки зрения причинно-следственной связи. Если «объективировать» тревогу, ее целесообразно назвать «страхом перед будущим», который невозможно объяснить исключительно негативным опытом ребенка. Поэтому, учитывая наличие имплицитной "психологической цели" во всех без исключения эмоциональных состояний и переживаний, можно утверждать, что главной функцией тревожности как свойства личности является максимальное сближение реального и идеального «Я» [2,3].

Младшие школьники, как было упомянуто ранее, очень эмоциональны. Их эмоциональность проявляется во всех их действиях и поступках, они остро реагируют на неудачи и не способны сдерживать свои чувства, поэтому очень важно найти к ним правильный подход и формировать позитивные эмоции. Со временем ребенок становится всё менее эмоциональным и более сдержанным, учится брать свои чувства под контроль. [12]

Как отмечают исследователи, школьная тревожность является относительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. [4,6,11].

Итак, подводя итоги теоретического анализа проблемы школьных страхов детей младшего школьного возраста можно сделать вывод, что тревожность как эмоциональное напряжение создает чувство страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителем. Страх, как известно, блокирует память, и в состоянии эмоционального напряжения ученик не может быть адекватным и полноценно выполнять учебную деятельность.

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с высокими показателями тревожности и страха.

Рекомендации по снижению тревожности младших школьников нужны для того, чтобы помочь ребенку избежать проблем, связанных с переходом на средний уровень образования, чтобы в дальнейшем не было осложнений не только со здоровьем, но и школьной успешностью ребенка.

Рекомендации педагогу-психологу:

  • При работе с тревожными детьми использовать принципы безоценочности и справедливости;

  • Поощрять активность школьников, стремления проявлять себя, высказывать свою точку зрения, содействовать в реализации идей;

  • Организовывать тренинги умений, семинары-практикумы по созданию условий для расширения зоны ближайшего развития младших школьников, проводить психологические анализы уроков;

  • Проводить просветительские уроки по проблеме школьных страхов и тревожности;

  • Взаимодействовать с родителями младших школьников. Просвещать их о важности проблемы школьных страхов и тревожности детей младшего школьного возраста;

  • Содействовать совместному времяпрепровождению родителей и школьников в рамках классных часов;

  • Производить психологическое сопровождение процессов адаптации детей к школе (мониторинг эмоционального состояния обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, психологическое консультирование и т.д.)

Рекомендации учителю:

  • В коллективе младших школьников придерживаться принципа справедливости и равенства;

  • Поощрять коллективные увлечения школьников, всячески способствовать формированию дружеской обстановки;

  • Добавлять в учебный процесс задания, которые требуют группового выполнения;

  • Стремиться создавать в классе совместные цели;

  • Давать возможность проявить себя каждому ученику;

  • Не ругайте ребенка за непонимание материала, а лучше выясните, что непонятно, и при необходимости объясните ему индивидуально;

  • Хвалите детей за их достижения, это способствует повышению их самооценки;

  • Если ребенок боится отвечать у доски или пугается при обращении к нему, то поддержите его.

  • Обращайтесь за консультацией к школьному психологу для выработки правильной стратегии взаимодействия с тревожными детьми.

  • Подойти к проведению уроков в творческой (игровой) форме.

  • Проводить рефлексию с учащимися, для того, чтобы понять вместе чего следует достичь, к чему следует стремиться.

Рекомендации родителям:

  • Уделяйте больше времени своему ребенку, разговаривайте с ним, общайтесь, интересуйтесь его школьными делами, не только успехами, но и неудачами;

  • Не нужно сравнивать ребенка с его сверстниками, каждый ребенок индивидуален, если у ребенка нет умений в одной области, значит он успешен в другой, нужно помочь ему найти такую область;

  • Будьте честны с ребенком и также доверяйте ему, ведь связь доверия очень важна;

  • Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть;

  • Не требуйте от ребенка того, что ему не под силу выполнить, это только усугубит ситуацию;

  • Не ругайте ребенка за плохие отметки, ведь от этого не зависит его дальнейшая жизнь;

  • Если ребенок просит помощи с выполнением домашнего задания - помогайте ему, но не делайте его работу за него;

  • Не навязывайте ребенку свои предпочтения, дайте ему право собственного выбора.


Список литературы:

  1. Аллан Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации» – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;

  2. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников.// Вопросы психологии. - 2013. - №2.

  3. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.

  4. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. – 160 с.

  5. Джайнот Х.Д. Родители и дети («Некоторые причины страха у детей»). М., 2000 г. – 320 с.

  6. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993;

  7. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000;

  8. Изард К. «Эмоции человека» - М.,1980 г.

  9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства; Питер - Москва, 2001. - 784 c.

  10. Кочубей Б. Ярлыки для тревоги / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 2018. – №8. –с.23-28.

  11. Лучина Т. И. Школьная тревожность и ее профилактика у четвероклассников / Т. И. Лучина, Е. Г. Ожогова // Начальная школа. – 2018. – № 9. – С. 4–10. – ISSN 0027-7371.

  12. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство - терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996г.

  13. Мартыненко О.Б. Происхождение страхов у детей // Журнал прикладной психологии. 2003 №2. – С. 15.

  14. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.– 2006.– №8.– С.10-12

  15. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 1981 – 192.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!