СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сторителлинг как метод формирования коммуникативной компетенции

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание метода формирования коммуникативной компетенции в рамках урока английского языка

Просмотр содержимого документа
«Сторителлинг как метод формирования коммуникативной компетенции»

Методический семинар

«Сторителлинг

как метод формирования коммуникативной компетенции»

В последние годы увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности школьников. Компетентность в общении сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения.

Цель методического семинара: познакомить со сторителлингом - методом формирования коммуникативной компетенции.

Новое поколение теперь называют Digital natives, так как современные дети не знают жизни без смартфона в руке. Диджитализация не просто отразилась на образовании, сегодня учителю приходится буквально бороться за внимание ученика с TikTok и блогерами YouTube. Однако опытные учителя знают, что стимулировать мотивацию к учебе помогает давний метод — подача материала в виде историй.

На Руси когда-то это называлось «сказительство», но в современный язык уже вошел термин «сторителлинг»: форматы историй, которые рассказывают люди, меняются со временем. Когда-то современно звучали былины, сегодня в истории важна скорость изложения и интерактивность, т.е. возможность ответов на вопросы. И современный сторителлинг в образовании, как способ передачи информации через интересный рассказ, безусловно, становится цифровым.

Сторителлинг сегодня – это комплексный образовательный продукт, дающий возможность учителю выигрывать «соревнование» за внимание детей у блоггеров. Превращая учебные материалы в интерактивный контент, мы мотивируем учеников к учебе. Правила и факты запоминаются легче, если они встроены в интересную историю.

Вопрос: Как организуется образовательный процесс с использованием сторителлинга?

Организация образовательного процесса с использованием приема сторителлинга предполагает создание реальной ситуации общения, которая требует от участников проявления познавательной активности на всем протя­жении коммуникации и диктует необходимость взаимодействия внутри коллектива для достижения поставленных целей.

Учителю для успешной организации сторителлинга необходимо учитывать уровень владения предметом, психологические качества личности, интересы, индивидуальные особенности учащихся.

Вопрос: Откуда берутся сюжеты для историй?

На основе заранее заготовленного учителем сюжетного каркаса. Учитель озвучивает ключевые моменты сюжетной линии, тут же задавая вопросы обучающимся, чтобы они добавили подробности и выступили в роли со-рассказчиков. Как правило, в начале у главного героя возникает проблема. В поисках ее решения он перемещается из одного места в другое, потом в третье и т.п. Главная задача сюжета – многократное повторение для усвоения.

Классический сторителлинг

Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается преподавателем самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции явного знания. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга учитель передает учащимся конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и пр., облеченную в яркую форму запоминающейся истории.

Активный сторителлинг

Учителем задается «канва истории», определяются ее цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй.

Обучающиеся могут:

  • создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;

  • моделировать различные ситуации и искать пути выхода;

  • анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.

Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания. Неявное знание — это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков.

Сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может без труда использоваться преподавателями как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

Вопрос: Каким же образом учителю приблизиться к кумирам современных подростков – блогерам, но с пользой для образования?

Цифровой сторителлинг  формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).

Вопрос: Отличается ли структура сторителлинга от структуры урока в привычном понимании?

Э т а п 1 (подготовительная работа):

1) введение тематических слов и необходимых лексико-грамматических структур

2) создание настроя на восприятие истории

3) выдвижение обучающимися гипотетических предположений о  содержании предстоящей истории на  основе ее  названия

Э т а п 2 (учебная работа в  ходе презентации истории) предполагает интеракцию преподавателя с  обучающимся во  время частых, но быстрых пауз, прерывающих повествования для того, чтобы:

1) проверить понимание: представленной части истории (общей канвы и деталей повествования) через ответы обучающихся на вопросы на  родном/иностранном языке; отдельных трудных предложений или фраз через парафраз, объяснение на иностранном языке или перевод;

2) ответить на возникшие у обучающихся в ходе повествования вопросы;

3) развивать навыки антиципации: через построение предположений относительно дальнейшего развития сюжета  – устно или письменно (с последующим озвучиванием); индивидуально или в  парах/малых группах.

Э т а п 3 (учебная работа после презентации истории).

1. Задания репродуктивного характера: – обсуждение сюжета истории с составлением смысловой карты / опорного конспекта для краткого пересказа истории (от  лица автора, персонажа, др. лиц; сначала с опорой, потом без нее); – установление правильной последовательности перемешанных предложений/абзацев в соответствии с сюжетной линией истории; – выявление истинных и  ложных утверждений по  содержанию истории; – заполнение пропусков подходящими по смыслу словами в письменной версии истории; – соотнесение начал и концов предложений и воссоздание из них истории; – припоминание данного в истории описания места или персонажа; – продолжение истории с определенного места; – перевод письменной версии истории с  русского языка на  английский.

2. Задания продуктивного характера (устные или письменные): – придумать окончание истории (преподаватель не  закончил историю); – дать оценочные суждения о прочитанном: действующих лицах, сюжете, проблематике истории, уроков, которые из  нее можно извлечь; – высказать предположения о том, что предшествовало истории; – описать свои предполагаемые действия в  аналогичных обстоятельствах; – развить тему, заданную историей, выявить ее другие аспекты; – рассказать свою историю (подготовленный или спонтанный рассказ); – определить, реальная это история или вымышленная, или что в истории является вымыслом (lie-detecting).

3. Задания творческого характера:

– нарисовать иллюстрации к истории;

– изготовить маски/костюмы/куклы персонажей истории, афиши;

–инсценировать историю или ее эпизоды и др.

Вопрос: Как реализуется этот метод на уроках английского языка?

Истории на уроках английского языка – абсолютно бесценная форма работы: именно они создают языковую среду для маленьких учеников, давая учителю возможность включить в урок увлекательную и аутентичную практику разных навыков, являются универсальным и мощным обучающим инструментом.

  • Истории веселые и мотивирующие.

  • Рассказы позволяют учащимся проявлять творческий подход и изобретать.

  • Рассказы дают учащимся ощущение достижений.

  • Рассказывание историй дает студентам возможность практиковать беглость речи и расширенный дискурс.

  • Рассказы представляют язык понятным и значимым образом.

  • Истории достоверны.

  • Прослушивание историй может развить важные навыки, такие как предсказание, предположение, выдвижение гипотез и декодирование сообщений.

  • Рассказывание историй может внести ценный культурный вклад.

Возможные источники рассказов

  • ты и твоя жизнь

  • книги, журналы, комиксы, Reader'sDigest, газеты

  • картинки

  • интернет

  • народные сказки, сказки, фильмы Диснея

  • создание собственных историй, с использованием слов или картинки

Выбор и подготовка

  • Вам нужно найти истории, которые интересны вам и вашим ученикам.

  • Рассказы должны иметь ценности, приемлемые для вас и ваших учеников.

  • Вам нужно будет решить, какие ключевые слова, возможно, потребуется предварительно выучить.

Действия, которые вы можете сделать

  • Делимся историями из личной жизни. Попросите учащихся разделить лист бумаги на четыре коробки, а затем попросить их нарисовать картинки на одну из следующих или похожих тем:

    • история моей жизни

    • моя семейная история

    • мой последний праздник

Затем ученики рассказывают друг другу свою историю на основе нарисованных ими картинок. Это хорошо работает, если вы смоделируете это на доске, сначала нарисовав свои картинки и рассказав свою историю.

  • Расскажите короткую забавную историю, анекдот или анекдот. Попробуйте это в начале урока в качестве разминки и спросите учеников, есть ли у них какие-нибудь забавные истории или анекдоты, которые они хотели бы вам рассказать.

  • Рассказы и картинки. Попросите учащихся принести вырезанные из журналов фотографии своих любимых звезд. Затем напишите на доске разные слова, такие как любовьревностьславапутешествиеубийство , брак , роскошный отель , лодка , быстрая машинаденьгибольшой темный дом , семья , друзья , авария , исчезновение , кража , приключение , скрытный ,сокровища , драгоценности , удача и т. д. Затем расскажите ученикам, что у них есть 10–15 минут, чтобы составить интересный рассказ о своих любимых звездах. Скажите ученикам, что они могут использовать любую лексику или грамматику, какую захотят, но что они должны использовать не менее пяти слов с доски. Затем ученики придумывают свои истории и рассказывают их остальному классу или другим группам.

  • Расскажите ученикам простую городскую легенду или историю о привидениях. Затем попросите их рассказать вам то, что они знают. Использование картинок, чтобы помочь вам рассказать историю, всегда является хорошей идеей, даже если это просто фигурки, нарисованные на доске, когда вы рассказываете историю.

  • Дайте ученикам фотографию кого-нибудь или фотографию лица из журнала. Напишите на доске различные вопросы, чтобы студенты могли обсудить их в парах или группах. После этого ученики могут представить своего персонажа другой паре или группе.

    • Как выглядит этот человек?

    • Как вы думаете, как их зовут?

    • Как вы думаете, они счастливы? Почему?

    • Как вы думаете, что они сейчас делают? Почему?

    • Как вы думаете, в каком доме они живут?

    • Как вы думаете, какой образ жизни они ведут?

    • Как вы думаете, какая у них семья?

    • Как вы думаете, в чем заключается их работа?

    • Как вы думаете, им нравится их работа?

    • Чем они занимаются в свободное время?

    • У них есть секреты?

    • Каким был бы обычный день их жизни?

  • История домино. ученики работают в небольших группах. Напишите набор ключевых слов на карточках (по одному слову на карточке) и раздайте каждой группе набор карточек. Попросите их разделить карточки поровну между группой. Цель занятия - рассказать историю в стиле домино.

    • Студент А кладет карточку и начинает рассказ. Затем ученик Б кладет одну из своих карточек и продолжает рассказ. Затем ученик С продолжает, и так далее, пока все ученики не используют все свои карточки и рассказ не будет завершен.

    • Затем студенты повторно рассказывают свою историю другой группе и слушают истории других групп.

    • Вы можете легко составить свою собственную историю домино на другие темы, такие как научная фантастика, городская жизнь, футбол, Гарри Поттер и т. Д., Или, если вы артистичны, вы можете даже нарисовать на домино картинки вместо слов. Этот набор для фантастического рассказа:

звенеть

ведьма

белая лошадь

Дракон

рыцарь

волк

метла

буря

темный лес

принцесса

замок

меч

волшебник

Королева

сокровище

гора

конверт

волшебный ковер

пещера

нести

море

лодка

гигант

армия

  • Современные детские сказки. Напишите на доске названия популярных детских историй, таких как Златовласка и три медведя , Питер Пэн , Красная Шапочка , Джек и бобовый стебель и т. Д., И спросите, знают ли ученики эти истории и могут ли они рассказать их вам.

    • После того, как учащиеся расскажут вам примерный план рассказов, разделите их на пары или небольшие группы. Теперь скажите ученикам, что у них есть 10-15 минут, чтобы воссоздать одну из этих историй в другом жанре, например, как рассказ ужасов, детектив, история любви, приключенческая история и т. Д.

    • Скажите учащимся, что они могут добавлять новых персонажей или события, если хотят, и что в конце задания они проголосуют за самый оригинальный и креативный рассказ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!