СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Столетний юбилей школы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История Барунской школы неразрывно связано с прошлым поселка Барун.1 мая 2019 г широко отметили столетний юбилей школы, целью которого было сохранить связь школы с выпускниками, вспомнить и поблагодарить учителей, которые дали путевку в большую взрослую жизнь сотням своим ученикам.

Просмотр содержимого документа
«"Столетний юбилей школы"»






Номинация : «История образования»



Тема работы: «Столетний юбилей Барунской школы»









Подготовил:

Хасыкова Ольга Викторовна

Учащаяся 10класса

МКОУ «Барунская СОШ

имени Х.Б.Сян-Белгина»

359317, РК,Юстинский р-н,

Руководитель:

Бембеева Лариса Гаряевна

Учитель начальных классов

МКОУ «Барунская СОШ»




Введение

Школьные музеи… Сегодня они работают в школах Республики Калмыкия. Нет такого района, где не было бы школьных музеев. Так и в нашем районе Юстинском, в селе " Барун " действует школьный музей.

История нашей школы неразрывно связана с прошлым поселка Барун. В день весны и труда , 1 мая 2019 года, по инициативе администрации МКОУ «Барунская СОШ имени Х.Б.Сян-Белгина» широко отметили 100-летний юбилей школы. Целью мероприятия было сохранить связь между школой и выпускниками, вспомнить об учителях, которые дали путевку в большую взрослую жизнь сотням своих учеников, поддержать родное образовательное учреждение. Все село, основную часть жителей которого составляют выпускники местной школы, готовились к юбилейному празднику. Барунская школа, как свидетельствуют исторические документы, является одним из старейших учреждений образования нашего района. Местные жители по праву гордятся 100-летней историей родной школы и всем селом готовились. Председатель оргкомитета по подготовке юбилея Барунской школы Виктор Павлович Хасыков, большинство выпускников откликнулись на призыв оргкомитета помочь родной школе. Администрация Юстинского районного муниципального образования РК выделила 100 тысяч рублей на приобретение тротуарной плитки, которую выкладывали на площади перед школой. Функцию кассира выполняла бухгалтер Хараева Раиса Петровна. За 100лет своей деятельности школа выпустила в жизнь более 1800 учащихся, из них 500 выпускников средней школы, среди которых доцент КГУ, кандидат технических наук Чимидов Павел Петрович, кандидат сельскохозяйственных наук Цаган-Манджиев Николай Лиджиевич, преподаватель КГУ, кандидат филологических наук Артаев Сергей Николаевич, депутат Народного Хурала РК Бембеева Мигмр Гаряевна, заслуженные учителя РК Шараев Петр Лиджакаевич и Босхаева Нина Басанговна, заместитель ОГИБДД МВД РК полковник полиции Нурнахамбетов Галимджан Хасанович и многие другие. Школа гордится своими выпускниками.

В этой работе я расскажу о нашей истории школы и о лучшем директоре Барунской начальной школы Шалхыкове Мутле Шалхыковиче. Мы считаем, что знакомство ребят с деятельностью замечательного человека оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Бесспорно, работа нашего школьного музея будет развиваться и совершенствоваться. Мы не сомневаемся в том, что наш музей станет центром увлекательных и интересных встреч, радостных открытий.

Приступая к данному проекту, мы поставили следующие задачи:

1.Изучить историю Барунской школы

2.Изучить жизненный путь Шалхыкова Мутла Шалхыковича.

3.Провести учебно-исследовательский поиск активом школьного музея.


История школы имеет свое начало со II половины 19 века.

В 1860-х годах в России развернулось движение общественности за просвещение народных масс. В калмыцкой степи также произошли сдвиги в этом направлении, открывались в основном школы начального звена для мальчиков. 24 июля 1988 года состоялся сход Багацохуровского улуса. Этот сход постановил:" Ввиду личного нашего интереса и пользы для общества, находим необходимым открыть на общественные средства в степи Багацохуровского улуса на урочище Харан Худг (Барун) для первоначального обучения детей калмыков нашего общества одну мужскую школу на следующих условиях:1. для помещения класса на 25 мальчиков, построить на общественные средства деревянный дом2. на ежегодный расход по отоплению, освещению и содержанию учащихся выделить 700 рублей,

3. чтобы школьный учитель знал калмыцкий и русский языки,

4.средства на постройку школьного здания-1000 рублей, на содержание школы ежегодно улусный сход решил собрать путем обложения налогом скота.

В школе Багацохуровского улуса могли обучаться дети независимо от социального и экономического положения их родителей. Но количество учащихся не могло превыщать 25 учеников, это было нормой, продиктованной попечителем Калмыцкого управления. В 1918 году в калмыцких улусах, входящих в состав Астраханского края, было 44 начальных школы, из них в Багацохуровском - 2. В 20-х годах стали создаваться улусные отделы народного образования. Общественная помощь школам в аймаках приобрела широкий размах. Так, например, Эрдниевский, Барунский и Зюневский (Юста) аймаки на общественные средства построили школьные здания. Из архивных материалов мы узнаем, что 5 июля 1928 года на заседании Президиума Багацохуровского исполкома слушали:" Смета Барунского АЧКА на постройку аймачной школы с исправлением средств и отношение Областного ИКА №598/77 с указанием, что 2500 рублей, отпущенные на постройку одной школы не распылять на постройку двух.

Постановили: ввиду того, что в Баруновском аймаке собраны по самообложению средства на постройку аймачной школы, но этих средств недостаточно, отпустить 5000 рублей из средств, отпущенных ОблОно. Школу открыть на 30 интернатников и 10 приходящих". Но и этих средств не хватило на постройку школы и 28 августа 1928 года на заседании Президиума Багацохуровского исполкома было решено использовать сверхсметные поступления и ходатайствовать перед ОНО о включении Барунской школы в школьную сеть.В школе Багацохуровского улуса могли обучать дети независимо от социального положения родителей. Но количество детей не могло превышать 25 учеников. Эта норма была продиктована попечителем Калмыцкого управления. Особый интерес вызывает история первых женских школ в калмыцких улусах. Их открытие состоялось 1 августа 1872 года. Женские школы были учреждены в 8 калмыцких улусах Астраханской губернии. Контингент улусных женских школ был определен в 10 учениц. На содержание школы предусматривалась ассигнование – 530 рублей в год из калмыцкого общественного капитала, из них 40 рублей на содержание каждой ученицы в интернате, 120 рублей на жалование ученице, 10 рублей на учебные пособия. Первой учительницей в Багацохуровском улусе была Гаря Манджиева. Через 10 лет после открытия в улусах первых женских школ, в 1882 году, правительство распорядилось соединить обучение учащихся в улусах мужских и женских школах в одной общей улусной школе и в одном общем классе. При этом преподавание в улусных школах в одной общей улусной школе и в одном общем классе. При этом преподавание в улусных школах было поручено одной русской учительнице с жалованием 400 рублей в год. Для объединённых школ была утверждена специальная инструкция, в которой отмечалось, что для первоначального обучения калмыцких детей полагается иметь на казенном содержании 15 мальчиков и 10 девочек. Однако женские школы просуществовали недолго. По распоряжению царского правительства от 19 сентября 1884 года Астраханское калмыцкое женское училище было закрыто, главный попечитель Калмыцкого управления Осипов предложил улусным попечителям прекратить прием девочек калмычек в улусные школы. Стихийное движение калмыцких аймачных обществ за создание народных школ, возглавляемое национальной интеллигенцией, натолкнуло царских чиновников на мысль о необходимости взять в свои руки руководство этим движением и направить по пути «просветительной» политики царского правительства. В 1887-1888 гг. главный попечитель Калмыцкого управления Карталь объехал калмыцкие аймаки Астраханской губернии, организовал серию аймачных и улусных сходов с целью обсудить вопрос о реформе школьного дела в улусах. Однако планы и проекты, сходов с целью обсудить вопрос о реформе школьного дела в улусах. Однако планы и проекты, выдвинутые представителями калмыцкой общественности по организации сети начальных школ Карталь отклонял, сводя все дело, всю «реформу» к создании нескольких объединённых народных школ, с тем ,чтобы из каждого аймака могли посылать в школу по 3-4 мальчика, и чтобы общее количество учащихся в каждой школе не превышало-25 человек. Только после Октябрьской революции в калмыцких улусов – в хотонах, аймаках стали создаваться начальные школы для обучения детей грамоте. Здание той школы не дошло до наших дней…….. В том же 1928 году школа в Баруне начала работать. Эта была начальная школа. Заведующим школой был назначен Сян-Белгин Шар Бембеевич. В первый класс набрали 20 учеников. Первыми учениками только что открытой школы были Ах-Манджиев Лаг, впоследствии Заслуженный артист Калмыцкой АССР, Чиряев Н.М.- ветеран войны и труда, много лет проработавший учителем в Барунской средней школе, Халгаева К.Э.- учительница, Текеева Т.М.-учительница, Цаган-Манджиев Л.К.- ветеран войны и труда, Эвлеева Баин и многие другие. С 1929 по 1930 г. заведовал школой Шуптырев Улмж Дактырович, проработавший заведующим всего один год. В 1930 г. умер от тяжелой болезни. С 1930 по 1932 г. заведующим школой был Бадмаев Ганга Бадмаевич, математик, окончивший Саратовский государственный университет. 8 февраля 1940 г. Гангу Бадмаевича призвали в армию. Службу он проходил в 120 артполке в Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны пропал без вести.

Жизненный путь Шалхыкова Мутла Шалхыковича.

С 1932 по 1940 г. в Барунской школе проработал Шалхыков Мутл Шалхыкович. В Барун он приехал на практику с Астраханского педагогического техникума. Учителей не хватало. Попросили остаться. Остался надолго. Тогда все начальные школы находились в исключительно тяжелых условиях. Не было оборудования, учебников. В год на ученика отпускалось по 1 тетради и по 1 перу. В 1932 году Мутл Шалхыкович стал заведующим начальной школы. По воспоминаниям учеников это был человек очень интеллигентный и требовательный, любил порядок: "Учеба для вас самое главное,- говорил своим воспитанником. Придет то время, когда нужны будут грамотные специалисты ". Школа была бедной. Топили соломой, спали на деревянных топчанах, тюфяк и подушки набивали соломой, трудно было с отоплением. Помогали родители. Привозили на лошадях дрова, солому. Вода была привозная. По инициативе Шалхыков был вырыт колодец. Как могли, преодолевали трудности. Мутл Шалхыкович был особенно заботлив к сиротам.

Вот что говорил его ученик Бембеев Гаря Сарангович:

" Для меня Мутл Шалхыкович, как человек и учитель- идеал. До сих пор не могу вспоминать его без волнения и грусти. Он был предельно внимательно ко мне, как к сироте, проявлял особую заботу. Был таким не только ко мне, но и ко всем, у кого сложилась трудная судьба в детстве." В Баруне очень уважали и самого заведующего школой и его супругу-учительницу Галину Петровну Шалхыкову. Они были очень добрые, культурные, грамотные. Мутл Шалхыкович преподавал в пятом классе все предметы. Семь своих первых выпускников направил в Калмпедтехникум в г.Астрахань. Поступили все, успешно закончили, стали тоже работать в школах. В мае 1939 г. Шалхыкова М.Ш. вызвали в Москву, сам Всероссийский староста тогда председатель Президиума Верховного Совета М.И.Калинин . 29-летнему директору Калинин вручил высокую правительственную награду -орден Ленина. В 1940 году М.Ш.Шалхыков был направлен в Астраханский пединститут на годичные курсы учителей русского языка и литературы, готовящих учителей 5-7 классов. В его свидетельстве об окончании только "отлично" и "хорошо". По возвращении Шалхыков стал работать директором Юстинской школы, с 1942 по 1943 г. был редактором газеты "Юстинская правда". В 1942 г. учился на 2 курсе Калмпединститута, но не окончил, ушел по болезни. В то время обострилось течение болезни-туберкулеза легких, сказались лишения детства - переохлаждения, недоедания. В 1944г. 34-й учитель был признан инвалидом 2 группы. Несмотря на долгое время болезни, он старался быть жизнерадостным, приносить людям пользу. Болезнь надолго приковала к постели. Мутл Шалхыкович боролся с тяжелым недугом. М.Шалхыков умер в 1947 г. в Казахстане.

Когда Шалхыкова М.Ш. забрали в Цаган-Аман, с 1940 по 1941г. директором школы был Пюрвеев Бадма Дорджиевич. Через год был переведен добровольцем на фронт в апреле 1942 г. Погиб 9 декабря 1943г. у деревни Пудинская Гомелевской области. После Пюрвеева Бадмы директором стал Орашев Дарвг Орашевич. К этому времени школа была 7-летней. Орашев Дарвг закончил Сталинградский пединститут. В 1930-1940 г. Орашев Дарвг работал завучем школы. Директором школы Орашев Дарвг проработал неполных два года / с 1940 по 1942г,март/.В марте 1942 г. ушел добровольцем на фронт.

Погиб под Сталинградом в ноябре 1942 г. Похоронен в с. Васильевка Октябрьского района Волгоградской области.

В связи с военным положением учебный процесс начался с декабря. В тот год в целом по улусу умерло и погибло 87 учащихся, не хватало учителей, учебников, учебных пособий, школьных принадлежностей. Подтверждением тяжелого положения может служить докладная заведующей УОНО Андроповой Наркому Просвящения Калмыцкой АССР Н.Ш. Ташнинову.

Докладная представляет собой интересный документ, отражающий дух того военного времени. В нем отмечено: «Всего по улусу работает 12 школ, из них – 2 неполные средние в Барунском сельском совете и Цаганаманском сельском совете. Барунская НСШ стала работать с января месяца из-за бомбежек. Школы укомплектованы учителями не полностью, а особенно НСШ. Нет преподавателей по физике, математике, истории, географии, русскому языку и литературе, по иностранным языкам. А поэтому в НСШ работают учителя начальных школ. А некоторые предметы, как например иностранный язык, история и география не ведутся. В школах отсутствуют тетради, учебники, учебно-наглядные пособия и по этому усвояемость низкая».

С 1943 по 1946 школа не работала, т.к. не было учеников. В Баруне в это время было двое детей школьного возраста: Рыжков Виктор и Грязнова Таня. С 1946 по 1955 г. заведующей школой была Алехина Анна Алексеевна. Начала работать в Присарпинской начальной школе. В 1939 г. вышла замуж в с. Юста. В 1946 г. вернулась в Барун и до ухода на пенсию до 1982 г. проработала в Барунской средней школе. С 1956 по 1956 гг. - директором школы проработала Дзетовецкая Валентина Андреевна. 1956-1958 гг.- Сергиенко Мария Павловна, 1958-1963 гг.-Алехина Анна Алексеевна, 1963-1965гг.- Бровко Владимир Семенович, 1965-1966 гг.-Сахно Виктор Алексеевич,

1966-1967 гг.-Догаев Александр Леджинович, 1967-1972гг.-Леджинов Михаил Бастаевич, 1972-1973гг.-Артаева Светлана Эрдниевна, 1973-1974гг.-Цедеев Николай Эрдни-Гаряевич, 1974-1975гг.-Васькиева Александра Санджиевна

1976-1978гг.-Кубанов Илья Сергеевич, 1978-1979 гг.-Барняева Валентина Лиджиевна, 1979-март 1980 г.- Колоджиева Зинаида Сангаджиевна, с марта 1980 г.-2008г.-Хромова Людмила Михайловна, 2008- Бембеева Лариса Гаряевна.


«Школа- жизнь Баруна»


В Баруне школа с прекрасными традициями и богатой историей. В 2008 году она была признана лучшей в республике. На сегодняшний день в школе обучается 82 учащихся, работают 23 педагога, 70% которых выпускники школы. Это самая многочисленная школа во всем районе среди сельских школ.

Наша школа чистая, уютная, комфортная, в коридорах можно увидеть фотографии учителей и лучших учеников, различные информационные и тематические стенды, комнатные цветы и даже телевизор. В прошлом году РМО оказало помощь: был отремонтирован и оборудован спортивный зал. Когда привезли тренажеры и мячи, сюда устремились не только дети, но и молодежь постарше. Население просится провести досуг с пользой для здоровья, а как полагается, в селах народ дружный и сплоченный. Взрослые стараются подавать пример детям, мотивируют на достижение целей, постоянно самосовершенствуются. Если говорить о качестве образования, то и здесь барунцы отличились. Несмотря на бездорожье, отдаленность населенного пункта от райцентра и тем более столицы республики, ученики и учителя регулярно повышают уровень и качество знаний – по Интернету. Теперь педагоги в курсе всех новых методик, вдохновляют учеников участвовать он-лайн во всероссийских интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, где дети довольно часто занимают призовые места. И ведь не зря говорят- живо то село, где жива школа. Барун тому яркое подтверждение. Не одному поколению барунцев дали путевку в жизнь: «Заслуженный учитель РСФСР» - Хромова Людмила Михайловна, «Заслуженный учитель РФ» - Артаева Светлана Эрдниевна, «Отличники образования» - Кокаева Александра Ивановна, Бадмаева Ольга Убушаевна, Яшкиева Раиса Ивановна, Оросова Мария Борисовна, Шатаева Галина Буратовна; Араева Елена Павловна; «Почетные работники общего образования РФ» - Артаева Серафима Денисовна, Даваева Татьяна Убушиевна, Тюрбеева Любовь Китяевна, Аржанов Юрий Сангаджиевич, Киштанова Валентина Контишевна, Бембеева Лариса Гаряевна, Эльдяшева Римма Ульяновна, Цаган-Манджиева Надежда Лиджиевна, Китаева Зинаида Боглаевна, Зунгруева Наталья Нарановна, Нурнахамбетов Хасан Нурламбаевич, Даваева Валентина Александровна; «Почетной грамотой РФ» Джанаева Тамара Андреевна, Глинчева Григорьевна, Джатаев Алексей Дмитриевич, Батырова Раиса Александровна, Эрендженова Татьяна Ульяновна, Хасыкова Надежда Алексеевна; Заслуженный работник физической культуры и спорта РК» Аржанов Ю.С., «Почетная грамота ЦК профсоюза работников образования РФ» Аржанова Ирина Хейчеевна., учителя Тюрбеева Зоя Джимбеевна, Батаева Надежда Очировна, Батаев Петр Орсаевич, Ностаева Галина Дегдяевна, Эльдяшева Антонина Манджиевна, Шонхуров Александр Андреевич, Чомпотова Надежд Эрдни-Горяевна и многие другие. За 98 лет своего существования школа выпустила в жизнь более 1700 учащихся, 49 выпускников как средняя, среди которых профессиональные калмыцкие актеры Артаев Пюрвя Баханович, Ах-Манджиева Лаг Нимгирович, Ганцукова Галина Алексеевна – танцовшица ансамбля «Тюльпан», доцент, декан инжерного факультета КГУ, кандидат технических наук – Чимидов Павел Петрович, Зам.директора КНИИМСА, кандидат сельскохозяйственных наук – Цаган-Манджиев Николай Лиджиевич, преподаватель КГУ, кандидат филологических наук – Артаев Сергей Николаевич. Школа гордится своими выпускниками.





Заключение:

Время изменило жизнь края. И продолжает его преобразовывать.

До 1980 г. была в Баруне школа одноэтажная с многочисленными пристройками, рядом расположенными домиками под интернат, спортзал - большая комната, находился отдельно от всей школы. Буквально за два года / 1980-1982гг/ выросло в центре села белокаменное здание -новая школа.

На 392 учебных мест с новым оборудованием, с огромным и гулким спортзалом, красивым фойе, рекреациями и актовым залом.

Все поместилось в новой школе: и просторная столовая с кухней, и мастерская и комната-музей. Каждый год приезжают в гости выпускники Барунской СШ разных лет. В прошлом году слово дали выпускникам разных лет приехавшие как поздравить своих учителей, так и вручить школе подарки. Заводилами выступали и задавали тон всем выступлениям выпускники Манхаева Софья – 6 выпуск Барунской СШ и Савгуров Петр – выпускник 1993 года. Их выступления принимались присутствующими на «ура». Звучали стихотворения собственного сочинения, задушевные песни, трогательные строки классиков калмыцкой литературы и, конечно, произведения мэтра калмыцкой поэзии Хасыра Сян-Белгина. К слову сказать, у нас ведется большая работа по пропаганде и сохранению родного языка. Проводятся встречи со старожилами поселка, носителями языка, традиций, обычаев и ни один праздник в селе не проходит без инсценирования калмыцкой сказки, чтения отрывков и декламации стихотворений. В школе стало традицией праздновать день рождения народного поэта Хасыра Сян-Белгина и проводить республиканский турнир его имени по вольной борьбе. Педагогический коллектив школы является участником общероссийского проекта «Школа цифрового века», 15 учителей прошли курсы дистанционного обучения и получили соответствующие сертификаты, здесь проводится большая работа по сбору краеведческого материала, функционируют два музея – литературный музей имени Х.Б.Сян-Белгина и музей истории поселка Барун. Одним словом, каждый год прекрасно проходят праздники – встречи выпускников разных лет, подкрепленный настоящими делами и бесспорными успехами.

Учителя, приняв эстафету старшего поколения, продолжает лучшие традиции школы по воспитанию подрастающего поколения. В делах, поступках и учителя и ученики стараются быть похожими на тех, кто жил на земле героев. Так устроена человеческая память- духовный мост через годы, который помогает идущим обрести силу и красоту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!