Просмотр содержимого документа
«"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации"»
«Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации»
Познавательный интерес – это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал .
Подготовила Саврасова М.И.
« Теоретические аспекты познавательного интереса как основного среди других мотивов обучения»
- Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех.
- Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
- Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться
Чтобы процесс формирования познавательной мотивации проходил успешно, педагог решает следующие задачи:
- изучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на её формирование; выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников; овладение приёмами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности.
- изучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на её формирование;
- выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников;
- овладение приёмами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности.
Причины снижения уровня школьной мотивации:
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности.
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?
Способы проверки знаний:
- работа в парах,
- взаимопроверка,
- с помощью “сигнальных знаков”,
- рассказ домашнего задания друг другу,
- хоровые ответы на несложные вопросы,
- рецензия на ответ или оценка ответа,
- “ метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом…
- Психологическая атмосфера урока!
САМОразвитие - это САМОизменение, САМОуправление, САМОвоспитание, САМОобучение.
- Педагогическая задача - помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Принцип педагогической поддержки:
- Верить в каждого ребёнка и его возможности;
- Оценивать не личность, а действия, поступки;
- Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
- Проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
- Не торопиться с выводами;
- Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся:
- Оценка
- Запись благодарности в дневник
- Словесное поощрение
- Групповая работа
- Выставка лучших работ
Наиболее часто называются стимулы:
- В 4-5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;
- В 6-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
- В 7-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих нынешних результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
Познавательный интерес – это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.