СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили семейного воспитания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о стилях родительского воспитания. В презентации кратко рассматриваются основные психологические стили отношений в семье, при воспитании детей и подростков

Просмотр содержимого документа
«Стили семейного воспитания»

Выполнила: Педагог-психолог МБОУ «Школа №190» Сакина О.Н. г. Нижний Новгород

Выполнила:

Педагог-психолог

МБОУ «Школа №190»

Сакина О.Н.

г. Нижний Новгород

«Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование, значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами, фабрикой или каким-нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения - и товарищеские, и дружеские, и какие угодно - почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры». А.С. Макаренко

«Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование, значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами, фабрикой или каким-нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения - и товарищеские, и дружеские, и какие угодно - почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».

А.С. Макаренко

Любовь к ребёнку... Трудно переоценить значение этого родительского чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.

Любовь к ребёнку... Трудно переоценить значение этого родительского чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.

Что значит любить ребёнка? Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...

Что значит любить ребёнка? Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...

Другие уверены, что любить ре6енка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное.

Другие уверены, что любить ре6енка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное.

Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием? Почему порой не замечают собственной воспитательской несостоятельности? Почему не удаётся формировать в ребёнке те черты характера, которые бы им хотелось видеть в нём?

Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием? Почему порой не замечают собственной воспитательской несостоятельности? Почему не удаётся формировать в ребёнке те черты характера, которые бы им хотелось видеть в нём?

Стиль родительского поведения – это своего рода, сложившийся уклад жизни семьи Типы семейных взаимотношений – способы взаимодействия (воздействия) в системе родитель - ребенок

Стиль родительского поведения – это своего рода, сложившийся уклад жизни семьи

Типы семейных взаимотношений

способы взаимодействия (воздействия) в системе родитель - ребенок

Успешность обучения  и отношение к учебе Условия воспитания  Поведение Уровень притязаний  Эмоциональное  состояние  ребенка Самооценка  ребенка

Успешность обучения

и отношение к учебе

Условия воспитания

Поведение

Уровень притязаний

Эмоциональное состояние

ребенка

Самооценка ребенка

 САМООЦЕНКА адекватная завышенная заниженная  частая похвала   мягкая система требований   дарение подарков за мелочи   - гибкая система - порицание со стороны родителей    постановка завышенных задач наказания и похвалы    внимание к личности ребенка

САМООЦЕНКА

адекватная

завышенная

заниженная

  • частая похвала

  • мягкая система требований

  • дарение подарков за мелочи

- гибкая система

- порицание со стороны родителей

  • постановка завышенных задач

наказания и похвалы

  • внимание к личности ребенка

Отношение к себе  как к ученику Поддержание престижа  «А кто еще получил «5»?» Послушание «Тебя сегодня не ругали?» Не приоритет учебы «В классе из окон не дует?» «Что давали на обед?» «Что было сегодня в школе?» «Как дела?» Приоритет учебы «Как учеба?» «Что нового узнал на естествознании?» «Какой урок был наиболее запоминающийся?»

Отношение к себе

как к ученику

Поддержание престижа

«А кто еще получил «5»?»

Послушание

«Тебя сегодня не ругали?»

Не приоритет учебы

«В классе из окон не дует?»

«Что давали на обед?»

«Что было сегодня в школе?»

«Как дела?»

Приоритет учебы

«Как учеба?»

«Что нового узнал

на естествознании?»

«Какой урок был наиболее

запоминающийся?»

  Стили воспитания            Высокий контроль АВТОРИТАРНЫЙ   ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ      (ДИКТАТ)        (СОТРУДНИЧЕСТВО)  Низкая поддержка  Высокая поддержка      ГИПООПЕКА    ГИПЕРОПЕКА  Низкий контроль

Стили воспитания  

 

  Высокий контроль

АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

(ДИКТАТ) (СОТРУДНИЧЕСТВО)

Низкая поддержка Высокая поддержка

ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА

Низкий контроль

 Стиль воспитательных отношений : СОТРУДНИЧЕСТВО    Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;  равноправие; взаимная забота и ответственность;  поддержка, помощь и т.п.  Формирующиеся черты характера:  доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п. Роль ребенка в семье:  РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА

Стиль воспитательных отношений : СОТРУДНИЧЕСТВО

Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»

Особенности воспитания:

  • учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
  • равноправие;
  • взаимная забота и ответственность;
  • поддержка, помощь и т.п.

Формирующиеся черты характера:

доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.

Роль ребенка в семье:

РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА

Стиль воспитательных отношений: ДИКТАТ  Особенности воспитания:  ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования; много обязанностей; отсутствие поддержки; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткое обращение; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение.  Формирующиеся черты характера:   чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то;  лживость, подобострастие, угодничество, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность;  формирование невротических расстройств у подростков.   Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье : ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.

Стиль воспитательных отношений: ДИКТАТ

Особенности воспитания:

  • ограничение свободы, выбора, самостоятельности
  • игнорирование нужд, желаний, потребностей,
  • высокие требования;
  • много обязанностей;
  • отсутствие поддержки;
  • жесткая система запретов, санкций, наказаний;
  • жесткое обращение;
  • деспотизм, тирания;
  • эмоциональное отвержение.

Формирующиеся черты характера:

чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то;

лживость, подобострастие, угодничество, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность;

формирование невротических расстройств у подростков.

Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»

Роль ребенка в семье : ужасный ребенок,

мучитель, козел отпущения, забитый,

Золушка, паинька.

Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА  Особенности воспитания: удовлетворение прихотей Покровительство освобождение от трудностей и неприятных обязанностей преувеличение талантов и способностей слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п.  Формируются черты характера:  эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство,  потребительство, требовательность,  капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.  В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Роль ребенка : кумир, сокровище,  маменькин сынок, болезненный, маленький

Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА

Особенности воспитания:

  • удовлетворение прихотей
  • Покровительство
  • освобождение от трудностей и неприятных обязанностей
  • преувеличение талантов и способностей
  • слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п.

Формируются черты характера:

эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство,

потребительство, требовательность,

капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Девиз воспитания: «ВМЕСТО»

Роль ребенка : кумир, сокровище,

маменькин сынок, болезненный, маленький

Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА (НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО) Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; попустительство в сфере контроля за поведением; вседозволенность; жесткие требования;  деспотизм, тирания; упреки во всех своих бедах.  Формирующиеся черты характера:  самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.        Девиз воспитания : «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Роль ребенка : козел отпущения,  путающийся под ногами, мальчик для битья

Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА (НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО)

Особенности воспитания:

  • отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
  • игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;
  • эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
  • попустительство в сфере контроля за поведением;
  • вседозволенность;
  • жесткие требования; деспотизм, тирания;
  • упреки во всех своих бедах.

Формирующиеся черты характера:

самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.

Девиз воспитания : «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»

Роль ребенка : козел отпущения,

путающийся под ногами, мальчик для битья

Таким образом, для того, чтобы усилить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи при воспитании ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:  Принимать активное участие в жизни семьи;  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;  Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;  Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;  Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;  Уважать право ребёнка на собственное мнение;  Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;  С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Таким образом, для того, чтобы усилить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи при воспитании ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  • Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  • Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!