СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили и направления зарубежного изоискусства. От символизма к модернизму.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по Мировой художественной культуре в 11 класса. Актуализация темы (используем книгу Великие произведения искусства: шедевры архитектуры, живописи, скульптуры».- К.: Букер и Буккер, 2011.- 184 с.: ил. )

     Сколько людей, столько и характеров, темпераментов, вкусов. О вкусах не спорят, их принимают,  кому-то нравится «Джоконда» Леонардо да Винчи (с. 94-95),  кто-то восхищается картиной «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (с. 126), кого-то ошеломляет своей фантазией, необычным колоритом и ракурсом «Христос святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали (с. 160). Но, все мы замираем от восторга, не всегда понимая, что хотел выразить своим творчеством художник, от гармонии наполняющей тот, или иной шедевр, чувствуя душой и сердцем магическую силу искусства, приносящей нам душевную радость и эстетическое наслаждение.

Просмотр содержимого документа
«Стили и направления зарубежного изоискусства. От символизма к модернизму.»

Мировая Художественная Культура - 11 класс

Тема: Стили и направления зарубежного изоискусства. От символизма к модернизму.


«Люблю тот век нагой, когда, теплом богатый,

Луч Феба золотил холодный мрамор статуй,

Мужчины, женщины, проворны и легки,

Ни лжи не ведали в те годы, ни тоски».

Шарль Бодлер


Цели: Образовательная. Дать понятия и термины: стиль – (палочка для письма и рисования) – устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности, авангард-«передовой отряд», модерн- («современный», «новый»), реализм, импрессионизм («впечатление»), символизм (поэзия Шарля Бодлера, Поль Верлен и Артюр Рембо), экспрессионизм («выражение»), фовизм («дикий»), кубизм, сюрреализм («сверхреальный»), абстракционизм, примитивизм. Охарактеризовать многообразие стилевых направлений в искусстве, конца 19 – начала 20 века.

Развивающая. Узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определенной эпохой, стилем и направлением. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях. Выполнять учебные и творческие задания.

Воспитательная. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами и выбора путей своего культурного развития и самостоятельного художественного творчества. Формировать развитие эстетического вкуса.


Тип урока. Комбинированный урок.


Оборудование: картины выполненные маслом в разных стилях и жанрах Плешечниковым Василием Николаевичем, иллюстрации картин разных стилей, презентация «Стили и направления искусства рубеж 19 – 20 века», мольберты для творческой работы, бумага, краски, тушь, карандаш, кисти, проектор, ноутбук.


I. ПЗУ: Что такое искусство? – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных оразах – (это выражение внутреннего или внешнего мира творца в худ. образе или образное осмысление действительности).

На доске выполняем образную схему – ответ на поставленный вопрос, при помощи рисунков ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ + ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ОТРАЖЕНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗАХ


В каких художественных образах, отражается действительность композитора …?

КОМПОЗИТОР ______ в МУЗЫКЕ

ПИСАТЕЛЬ __________в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

АРХИТЕКТОР _______ в ЗДАНИИ

СКУЛЬПТОР ________ в СКУЛЬПТУРЕ

ХУДОЖНИК _________в КАРТИНЕ


II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Какие виды искусства вы знаете? (архитектура, театр, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, цирк, балет, фотоискусство, эстрада, кино…).

Какие основные жанры живописи вы можете назвать? (Учитель показывает картины, а ученики определяют жанры живописи). Почему, иногда жанры живописи называют перетекающими?

Когда мы употребляем слово «ПИШУ», а когда «РИСУЮ».

Что вы знаете, что читали о стилях и направлениях искусства?

Тема урока: «Стили и направления зарубежного изоискусства. От символизма к модернизму». Рассчитана на три занятия, так как в одно занятие невозможно всю тему осветить.


Актуализация темы (используем книгу Великие произведения искусства: шедевры архитектуры, живописи, скульптуры».- К.: Букер и Буккер, 2011.- 184 с.: ил. )

Сколько людей, столько и характеров, темпераментов, вкусов. О вкусах не спорят, их принимают, кому-то нравится «Джоконда» Леонардо да Винчи (с. 94-95), кто-то восхищается картиной «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (с. 126), кого-то ошеломляет своей фантазией, необычным колоритом и ракурсом «Христос святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали (с. 160). Но, все мы замираем от восторга, не всегда понимая, что хотел выразить своим творчеством художник, от гармонии наполняющей тот, или иной шедевр, чувствуя душой и сердцем магическую силу искусства, приносящей нам душевную радость и эстетическое наслаждение.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, стилями и направлениями зарубежного искусства, на рубеже 19 - 20 века: Полем Гогеном, Сальвадором Дали, Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Винсентом Ван Гогом, Анри Руссо и другими художниками. Это был «передовой отряд», начинающий эксперементировать в искусстве.

Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.

На этом уроке мы начнем заполнять таблицу «Стили и направления зарубежного изоискусства».


Стили и направления зарубежного изоискусства.

Имена художников и их произведения, относящихся к данному стилю.

Основные этические и философские принципы направления.

Где и когда возникло.





Вставка видеосюжета «Великие модернисты: революция в искусстве» (05:03 мин.)

Подготовила ученица 11-А кл. Стрельцова Анастасия, дополнения: Чебанюк Екатерина и Максимова Диана.


Предлагаю выполнить, по желанию, творческое задание. Нарисовать картину на тему: «Вообразите мир таким, каким вам хочется» (на доске вывесить название композиции), материал, которым вы будете выполнять картину, по выбору, на ваше усмотрение (акварель, гуашь, цветные карандаши, тушь, сангина, уголь…), в любом стиле и направлении.


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: Что вы можете рассказать о СТИЛЯХ ИСКУССТВА? Чем было вызвано их появление? Что главное необходимо художнику в его творчестве?

Какие стили изоискусства вам больше всего нравятся и почему? Что вы можете рассказать о выдающихся художниках, о культуре и развитии искусства в целом в конце ХIХ - начале ХХ века?

Работа обучающихся: анализируют, обсуждают, отвечают устно, выписывают в тетради, стоящих у истоков развития и основания стилей и направлений изобразительного искусства художников.

Работа обучающихся: анализируют, обсуждают, отвечают устно и показывают «НАРЕЗКИ» ФИЛЬМОВ ПО СТИЛЯМ И НАПРАВЛЕНИЯМ ИЗОИСКУССТВА.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.


Презентация «Взгляды на мир, глазами художников, через эпохи».(01:36 мин.)

Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.


Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.


Презентация «Стили и направления зарубежного изоискусства»
(конец 19 – начало 20 века).

Учащиеся делают дополнения и комментируют свои ответы о стилях и направлениях изобразительного искусства: символизм – Кузьмина Диана, импрессионизм – Титаренко Диана, примитивизм – Самойленко Алена, кубизм – Минченко Дарья, сюрреализм – Деркач Яна, футуризм – Стрельцова Анастасия.


 

Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)

Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.

Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.

Сюрреализм - течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Футуризм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

IV. ОЗ: Так в чем же великая сила изоискусства? Кого из художников вы запомнили, назовите отцов – основателей зарубежного и отечественного изоискусства? В каком стиле они работали?

Символисты: Мхаил Врубель, есть одно из лучших выражений той влюбленности, которое охватило людей в конце 19 века

Импрессионисты:Клод Моне – «самый умелый и самый смелый художник (критик Арман Сильвестр). Огюст Ренуар – «живописный мир – мир радости художника».

С чем связано появление новых стилей и направлений изоискусства?

Наша творческая мастерская завершена. Ребята выполнили творческие задания. Давайте их обсудим и определим, стили и направления, в которых они выполнили свои работы. Что они чувствовали и что отобразили за этот короткий промежуток времени? Что главное они хотели нам донести?

V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое эпоха? Что в искусстве называлось авангард? Что такое модерн? В чем разница между модерном и реализмом? В чем заключается важность изоискусства? Какие основные стилевые направления можно выделить в развитии зарубежного и отечественного изоискусства? Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.

VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок

VII. ДЗ: Подготовить презентации на тему «Направления в модернизме: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм». Дифференцированное задание: для сильных, подготовить сообщения на тему: «Художники модернисты». Творческая работа: нарисовать картину в стиле кубизма, абстракционизма и примитивизма (стиль выбрать самостоятельно, придумать название, использовать разный материал) по желанию. Сообщения по стилям, готовят ____________________________________. Нарезку о художниках модернистах _____________________по желанию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!