СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворный размер

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение стихотворных размеров по литературе

Просмотр содержимого документа
«Стихотворный размер»

Стихотворные  размеры Понятие рифмы

Стихотворные

размеры

Понятие рифмы

познакомиться с литературоведческими понятиями «Стихотворные размеры», «Рифма»

познакомиться с литературоведческими понятиями «Стихотворные размеры», «Рифма»

 Стихотворные  размеры

Стихотворные размеры

Понятие стопы, метра и  стихотворного размера СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. МЕТР - соединение стоп одного вида в стихотворении. СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе (последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных).

Понятие стопы, метра и стихотворного размера

СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке.

МЕТР - соединение стоп одного вида в стихотворении.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе (последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных).

Понятие стопы, метра и  стихотворного размера.  Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет, Стопа  стихотворный   Метр размер В и хри сн е жные кр у тя…

Понятие стопы, метра и стихотворного размера.

Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет,

Стопа

стихотворный

Метр размер

В и хри сн е жные кр у тя…

Алгоритм определения стихотворного размера:   расставить ударение  определить безударные  гласные  записать полученную  схему  определить размер

Алгоритм определения стихотворного размера:

  • расставить ударение
  • определить безударные

гласные

  • записать полученную

схему

  • определить размер

 Двухсложный размер, состоящий  из ударного и безударного слогов.  Б у́ ря мгл о́ ю н е́ бо кр о́ ет  В и́ х ри сн е́ ж ны е кру т я́ … А.С. Пушкин

Двухсложный размер, состоящий

из ударного и безударного слогов.

Б у́ ря мгл о́ ю н е́ бо кр о́ ет В и́ х ри сн е́ ж ны е кру т я́

А.С. Пушкин

Двухсложный размер, состоящий  из безударного и ударного слогов. Мой д я́ дя с а ́мых ч е́ стных пр а ́вил… А.С. Пушкин

Двухсложный размер, состоящий

из безударного и ударного слогов.

Мой д я́ дя с а ́мых ч е́ стных пр а ́вил…

А.С. Пушкин

Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные. Т у́ чки не б е́ сные, в е́ чные стр а́ нники  М.Ю.Лермонтов

Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.

Т у́ чки не б е́ сные, в е́ чные стр а́ нники

М.Ю.Лермонтов

 Амфибрахий Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.  Не в е́ тер бу ш у́ ет над б о́ ром, Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́ … Н.А.Некрасов

Амфибрахий

Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.

Не в е́ тер бу ш у́ ет над б о́ ром,

Не с г о́ р побе ж а́ ли ру чь и́

Н.А.Некрасов

Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог,  а два других – безударные. О, вес н а́ без кон ц а ́ и без кр а ́ ю —  Без кон ц а́  и без кр а ́ ю меч т а́ ! А.Блок

Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог,

а два других – безударные.

О, вес н а́ без кон ц а ́ и без кр а ́ ю — Без кон ц а́ и без кр а ́ ю меч т а́ !

А.Блок

 Практическая работа   Определите стихотворные размеры  В е тер п о мор ю гул я ет  И кор а блик подгон я ет;  О н беж и т себ е в волн а х  На разд у тых парус а х. А.С.Пушкин Четырехстопный хорей

Практическая работа Определите стихотворные размеры

В е тер п о мор ю гул я ет

И кор а блик подгон я ет;

О н беж и т себ е в волн а х

На разд у тых парус а х.

А.С.Пушкин

Четырехстопный хорей

 У луком о рья д у б зел е ный,  Злат а я ц е пь на д у бе т о м,  И дн е м, и н о чью к о т уч е ный  Всё х о дит п о цеп и круг о м. А.С.Пушкин ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ

У луком о рья д у б зел е ный,

Злат а я ц е пь на д у бе т о м,

И дн е м, и н о чью к о т уч е ный

Всё х о дит п о цеп и круг о м.

А.С.Пушкин

ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ

 Я теб е ничег о не скаж у ,  Я теб я не встрев о жу нич у ть,  И о т о м, что я м о лча тверж у  Не реш у сь ни на чт о намекн у ть. А.Фет ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

Я теб е ничег о не скаж у ,

Я теб я не встрев о жу нич у ть,

И о т о м, что я м о лча тверж у

Не реш у сь ни на чт о намекн у ть.

А.Фет

ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

Б у дем как С о лнце! Заб у дем о т о м,  Кт о нас вед е т по пут и золот о му… К. Бальмонт ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ

Б у дем как С о лнце! Заб у дем о т о м, Кт о нас вед е т по пут и золот о му…

К. Бальмонт

ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ

Дуб о вый лист о к оторв а лся от в е тки род и мой И в ст е пь укат и лся, жест о кою б у рей гон и мый.. М.Ю.Лермонтов ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ

Дуб о вый лист о к оторв а лся от в е тки род и мой

И в ст е пь укат и лся, жест о кою б у рей гон и мый..

М.Ю.Лермонтов

ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ

Созвучие в окончании двух или нескольких  слов. Виды рифм ПАРНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ

Созвучие в окончании двух или нескольких

слов.

Виды рифм

ПАРНАЯ

КОЛЬЦЕВАЯ

ПЕРЕКРЕСТНАЯ

Мой дядя самых честных правил,  Когда не в шутку занемог ,  Он уважать себя заставил  И лучше выдумать не мог .  Его пример другим наука ;  Но, боже мой, какая  скука   С больным сидеть и день и ночь,  Не отходя ни шагу прочь!  Какое низкое коварство  Полуживого забавлять,  Ему подушки поправлять,  Печально подносить лекарство ,  Вздыхать и думать про себя:  Когда же черт возьмет тебя!

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог , Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог . Его пример другим наука ; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство , Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!"

А.С. Пушкин

 Практическая работа В приведенных примерах  обозначьте способ рифмовки.  В шапке золота литого  Старый русский великан  Поджидал к себе другого  Из далёких, чуждых стран.   ПЕРЕКРЕСТНАЯ М.Ю.Лермонтов

Практическая работа

В приведенных примерах

обозначьте способ рифмовки.

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далёких, чуждых стран.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ

М.Ю.Лермонтов

 Сижу за решеткой в  темнице сырой.  Вскормленный в неволе  орёл молодой ,  Мой грустный товарищ,  махая крылом,  Кровавую пищу клюёт  под окном.  А.С. Пушкин ПАРНАЯ

Сижу за решеткой в

темнице сырой.

Вскормленный в неволе

орёл молодой ,

Мой грустный товарищ,

махая крылом,

Кровавую пищу клюёт

под окном.

А.С. Пушкин

ПАРНАЯ

 Ночевала тучка золотая  На груди утёса-великана;  Утром в путь она умчалась  рано,  По лазури весело играя. М.Ю.Лермонтов КОЛЬЦЕВАЯ

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась

рано,

По лазури весело играя.

М.Ю.Лермонтов

КОЛЬЦЕВАЯ

 Используемые  Интернет-ресурсы:  Стихотворный размер — Википедия  http://rastu.by.ru/risunki2.htm  http://i.i.ua/prikol/pic/2/5/251952_246689.jpg  http://www.playcast.ru/uploads/work/271521.jpg http://fotki.yandex.ru/users/irina-furgal/view/104525/  http://samodelki.com.ua/node/2069

Используемые

Интернет-ресурсы:

  • Стихотворный размер — Википедия
  • http://rastu.by.ru/risunki2.htm
  • http://i.i.ua/prikol/pic/2/5/251952_246689.jpg
  • http://www.playcast.ru/uploads/work/271521.jpg
  • http://fotki.yandex.ru/users/irina-furgal/view/104525/
  • http://samodelki.com.ua/node/2069


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!