СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение М. Ю. Лермонтова. "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва", "Ангел".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка учит  учащихся понимать образную структуру, тему стихотворения, состояние лирического героя; формирует умения анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова. "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва", "Ангел".»

24 урок. 7 класс

Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

Цели: учить учащихся понимать образную структуру, тему стихотворения, состояние лирического героя; формировать умение анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности; развивать связную речь, навыки выразительного чтения, воспитывать литературный и эстетический вкус.

Планируемые УУД

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Познавательные:

ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Тип урока: урок совершенствования навыков и умений, практикум

Ход урока

I. Организационный момент урока. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Мотивация учебной деятельности. Назовите мне произведения М. Ю. Лермонтова, которые вы изучали в 7 классе. Какая эпоха отражена в «Песне про Ивана Васильевича…»? Что вы знаете об этой эпохе? Сообщение ученика.

IV. Реализация домашнего задания. Беседа. – Как можно озаглавить 3 главу? Где происходят дальнейшие события? Почему автор переносит нас на просторы Москвы-реки? Здесь разыгрывается поединок между Калашниковым и Кирибеевичем. Народ призван быть судьей между сторонами. Какое место занимает этот сюжет? С какой целью проводились кулачные бои? С какой целью прибыли герои на Москву-реку? (Кирибеевич- потешить царя, Иван Грозный -потешиться, Калашников – защитить честь семьи, отстоять правду). Какие слова говорит Калашников? «Вышел я на страшный бой, на последний бой» «Постою за правду…». Как ведут себя герои? Почему он не раскрывает истинной причины боя? Как поступил Иван Грозный? Справедлив он? Какую память оставил о себе Кирибеевич, Калашников? Как относятся к ним люди? Каким вы видите палача? В какой рубашке? Что говорит цвет рубашки палача?

V. Работа над иллюстрациями. Составления синквейнов. Кирибеевич Молодой, удалой Лукавит, хвастается, потешается. Попирает честь, справедливость. Злодей.

Калашников Решительный, гордый Борется, отстаивает, защищает Выступает против произвола Благородство.

VI. Сообщение темы урока.

1. Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Беседа. – Каким настроением проникнуто стихотворение? Грустным, печальным. Как построено стихотворение? В чем особенность композиции? Стихотворение – одно сложное предложение, которое рисует несколько картин. В первых предложениях говорится о ниве, лесе, ландыше, о ключе; последние предложения рассказывают о лирическом состоянии героя. К какому выводу приводит читателя поэт? (душевная гармония возможна, если человек будет видеть гармонию природы, будет учиться у нее просто жить, наслаждаться жизнью. Какие художественные средства выразительности использует автор? Эпитеты – желтеющая, обрызганный; олицетворение..

2. Чтение стихотворения «Ангел». Это стихотворение поэт написал в 1831 году. Беседа. – Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? О чем это стихотворение? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого стихотворения? Какие выразительные средства использует автор?

1-е четверостишье. Ангел летел и пел – радость, счастье, умиротворение, легкая грусть. 2-е четверостишье Песня ангела о боге - печаль, легкая грусть. 3-е Ангел несет на землю душу – Тепло. Уют, немного тревожно. 4-е Душа помнит песню ангела – печаль о прошлом.

3. Чтение стихотворения «Молитва». Это стихотворение поэт написал в 1839 году. По свидетельству О. А. Смирновой «Молитва» написана для княгини Марии Щербакова: «Машенька велела молиться ему, когда у него тоска. Он обещал написать эти стихи». Жанр стихотворения – лирический монолог.

Беседа. – Как вы понимаете слова: благодать, благодатный? Какие эпитеты использует автор, найдите? Найдите противопоставление в 1 и 3 строфе. Каков размер стихотворения?

VII. Подведение итогов.

Рефлексия.

- Какие душевные качества открыл для вас поэт?

Дом. зад. Выучить наизусть любое стихотворение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!