СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения о природе. с. есенин, н. рубцов, н. заболоцкий

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: продолжить знакомство с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения о природе. с. есенин, н. рубцов, н. заболоцкий»

Стихотворения о природе.
С. Есенин, н. Рубцов, н. Заболоцкий

Цели: продолжить знакомство с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, их литературными приемами и художественными средствами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения;

коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методические приемы: выразительное чтение, устное рисование, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и целей урока.

Звучит одна из песен на стихи С. Есенина.

II. Изучение нового материала.

Демонстрируется портрет С. Есенина.

– «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – писал Сергей Есенин. Поэзия его необыкновенна по своей предельной искренности.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

– Как писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».

Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляющие образы – почти всегда настоящее художественное открытие.

О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна!

За перепаханною нивой

Малиновая лебеда.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

Пушкинская простота и прозрачность – вот идея, которая руководила Есениным, идеал, позволивший ему пропеть гимн родной земле:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Топи да болота...» обучающимися с последующим анализом.

– стихотворение «Топи да болота...» проникнуто неисчерпаемой грустью.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Но поэт любит тот край, где «топи да болота». Он видит синее небо, как платок раскинувшееся над топями, болотами, над хвойным лесом, над рыжей хвоей, которая на солнце отливает золотом. Так и слышится, будто бы она звенит («взвенивает»). Поэта радует теньканье синицы, скрывающейся «меж лесных кудрей». Темные ели чутко прислушиваются к доносящимся звукам, вспоминая «гомон (разговор) косарей». Вот еще картина: со скрипом по лугу тянется обоз. Не забыта поэтом и такая деталь: от колес пахнет липой. Любовь к родному краю выражается с помощью различных художественных средств: сравнений, эпитетов, метафор. Автору грустно: родной край беден и забыт, но он любит его всей душой.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани, в семье агронома, в 1903 году. С 1910 года жил в глухом селе Сернуре Уржумского уезда Вятской губернии. Его стихи – философско-лирические зарисовки о природе, о месте в ней человека, о гармонии и мироздании.

Чтение наизусть стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...» с последующим анализом.

– Вспомните стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Какова его основная мысль?

– Какое свое чувство к природе пытается передать нам автор? («Мне довольно...» (достаточно) для радости увидеть неприхотливый одуванчик, подорожник, который тоже живет в суровых условиях. Чем проще растение, тем оно милее автору. «В государстве ромашек...» он готов пролежать до утра, глядя в необъятное небо, на светящиеся звезды. Прислушиваясь к шуму трав, ветра, лежал бы и думал о беспредельности полей, о красоте и загадочности дубрав, о своей очарованности простыми, не экзотическими цветами и травами. Только доброй души человек, любовь которого к родине, к ее природе бескорыстна, безгранична, искренна, мог написать такое стихотворение.)

Николай Рубцов – одна из ярких фигур «тихой лирики». За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой в детдоме, и уже в первых его стихах звучала тема России, любви к ней, единства с ней:

С каждой избою и тучею...

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

– Не забыто автором ничто: ни ивы, ни река, ни пенье соловьев. Здесь прах его матери. Конечно, многое изменилось: «тина теперь и болотина там, где купаться любил», церковная обитель заросла травой. Но он помнит и школьный забор, на котором сидел, «словно ворона», и школу деревянную, и речку. Удивительною искренностью и любовью веет от этих стихов.

Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя Родина» обучающимися.

Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Левитан» (демонстрация репродукций картин Левитана).

– В стихотворении Рубцова «Левитан», написанном по мотивам картины художника Левитана «Вечерний звон», возникают образы России, ее природы. Перед нами бревенчатые лачуги, луг, собор, где звенят колокола. Герою стихотворения слышится и звон церковного колокола, и колокольчиковый звон. Звон колокольчиков луговых западает в его душу «не глуше колоколов всей России». Звон колокольчиков дарит ему и радость, и силу. Рубцов выражает свою любовь и благодарность за то, что был на земле. Читая стихи этого поэта, удивляешься вместе с ним каждой травинке, каждому живому существу и в то же время вместе с ним думаешь о вечном.

Слово учителя.

– «Тихая лирика» тесно связана с Россией, с ее природой, рисует ее неброскую красоту и чарующую силу; она отражает думы поэтов о будущем России, пробуждает воспоминания о прошлом; она проникнута великой любовью. И хорошо, если бы частица этой любви к родине нашла место и в наших сердцах!

Рассматривание и обсуждение, рецензирование рисунков обучающихся (домашнее задание).

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных поэтами, показались вам особенно запоминающимися?

– Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно?

Домашнее задание: создать письменный рассказ по одной из картин на тему «Всякому мила своя сторона», включив в него строки стихотворения о родной природе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!