22.11.2017г.
Автор: Айгунова ММ., учитель русского языка и литературы
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 1 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г.
Тема: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Цели урока:
познакомить учащихся с произведением, композицией стихотворения и особенностями повествования;
развивать умения анализировать текст, аргументировать свою точку зрения;
проанализировать проблематику и поэтику литературного текста;
воспитывать уважение к великому прошлому России.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, запись классического исполнения баллады "Бородино".
Ход урока
План урока:
1. Орг.момент. (1 мин.)
2. Актуализация. (2мин.)
3. Проблематизация. (3мин.)
4.Планирование. (2 мин.)
5.Введение критериев оценивания. (1 мин.)
6. Основная часть.20
Историческая справка о Бородинском сражении. ----- (3мин.)
Словарная работа.(2мин.)
Прослушивание стихотворения и просмотр видеофильма.(5мин.)
Работа в группах. (3мин)
Беседа.(8мин.)
Тест. Таблица.(3мин.)
7.Фиксация результата (1 мин.)
8.Оценивание результата. (1 мин.)
9.Подведение итогов урока. Рефлексия(2мин.)
10.Перспекитва(2мин.)
11.Домашнее задание. (1 мин)
Организационный момент. 1 мин
Учитель. Добрый день, дорогие ребята уважаемые коллеги! (Сайд №1 книга.)
Актуализация опорных знаний учащихся 2 мин
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами проведем урок с нашими гостями и предстоит нам встреча с настоящей поэзией. О ком пойдет речь на нашем уроке попробуйте догадаться по картине. (портрет Лермонтова в детстве на слайде №2).
Учитель. Он жил в 19 в. В поэзии прославил имя свое. Одиночество человека, его сердцу так было знакомо. Он написал стихотворение «Парус, рассказал нам историю о трех пальмах и много других историй»
Учитель. Вы догадались, наверное, ребята, о ком на уроке пойдет речь? Поэт на картине совсем еще маленький, неясным взглядом смотрит на вас. Кто скажет о ком пойдет речь на уроке? (О М.Ю.Лермонтове, да, совершенно верно. слайде №3 – детский и взрослый портрет).
Постановка проблемы. 5 мин
Беседа по вопросам:
Учитель. Итак, давайте немного поразмышляем.
-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа? (Народ может гордиться тем, что живет в стране, в которой жили такие талантливые люди, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; победами русского народа в войнах.)
-Ребята, а вы не знаете, чем памятен для нашей страны 1812 год, какое очень важное событие произошло? (В этом году произошла Отечественная война)
-Давайте, привлечем ваши математические знания и посчитаем, сколько лет прошло с того времени? (205 лет)
– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
Учитель. Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Учитель. Задание: Прочитайте эпиграф нашего урока
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! М.Ю.Лермонтов (На другой стороне доски)
4. Формулирование цели и образа результата. 2 мин
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Цели урока озвучивают дети)
Тема нашего урока: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения». слайде №4
-Какие незнакомые слова встретились вам в названии темы урока? (Слово «патриотический», «пафос»)
Давайте выясним значение этих слов.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Пафос – подъем, воодушевление.
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», о том, как в нем запечатлено Бородинское сражение, как в этом стихотворении герои проявляют патриотизм и постараемся ответить на вопрос «Почему вся Россия помнит про день Бородина». Но сначала давайте познакомимся с биографией автора этого стихотворения М.Ю.Лермонтова.
5.Планирование 2 мин.
Учитель. А теперь открываем конверт и смотрим в карточку №1. Самостоятельно прочитайте статью В.Маймулова из книги Лермонтова. (Ученики читают статью в паре 2 мин.) 12 шт. показ слайда 5 - семья
Жизнь и творчество Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Родился в ночь 3 октября 1814 в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).
В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
Вопросы.
1.Итак, ребята, что вы узнали об Анне Михайловне – маме?
2.Что вы прочитале об отце?
3.Что можете сказать о бабушке Лермонтова?
4. Ребята, а почему одиночество так знакомо его сердцу?
Учитель.
Итак, ребята, что вы узнали об Анне Михайловне – маме?
Что вы прочитале об отце?
Что можете сказать о бабушке Лермонтова?
Ребята, а почему одиночество так знакомо его сердцу? (был в разлуке с отцом)
Учитель. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино». (Берите оценочные листы и выставляйте баллы, если по прочитанной биографии вами смогли ответить правильно на все 4 вопроса – 4б, на три вопроса –3б, на 2 – 2б, на один- 1б., если неточно, то минус один балл.)
Учитель. Но прежде чем говорить о нем, давайте окунемся в исторические события 1812 года. Пожалуйста, достаем из конверта карточку с заданием №2.
Историческая основа стихотворения «Бородино»
12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.
Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.
Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.
Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.
Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.
И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.
С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».
Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.
Вопросы.
1.Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила?
2.Сколько лет прошло после бородинского сражения и написанием стихотворения?
3.Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).
Учитель.
-Благодаря мужеству и героизму.
-Оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.
- Правильно. С разных концов России полились пожертвования, среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной и выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу: Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.
(Берите опять оценочные листы и выставляйте баллы по той же системе, если смогли ответить правильно на все 3 вопроса – 3б, на 2 – 2б, на один- 1б., если неточно, то минус один балл.)
6.Основная часть.
Прослушивание стихотворения в записи. 5 мин (включаю видеозапись)
Учитель. Исполняет народный артист России А.Водяной, а я ему в этом помогу.
– Кто же герой этого стихотворения? (Дядя, который рассказывал о войне)
– Кто это дядя? (он молодой боец или старый боец?)
– Еще кого услышали мы здесь (полковника, русского солдата)
Совершенно верно, молодой солдат спрашивает у старого солдата.
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (боль, страх, конец радость, гордость за этих солдат).
– Почему пишет Лермонтов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?
(знаменательная дата, сломлен был дух французов)
Учитель. Хорошо, ребята, молодцы! В стихотворении нам встречаются много незнакомых, устаревших слов. Достаем из конверта карточки с заданием №3 и работаем в парах. В карточке представлены слова. Задание такое, внимательно прочитайте слова и пронумеруйте слова с правильным определением. Слайд6
Учитель. Итак, проверяем с экрана. (Слайд7)
Редут – укрепление на поле боя;
Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Бивак – стоянка войск под открытым небом;
Кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;
Булат – оружие булатной стали, сабля;
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы – люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы
Учитель. Берите оценочные листы и выставляйте баллы, всего восемь слов и за каждый правильный ставьте по одному баллу).
Учитель. - Молодцы, ребята, все справились с заданием? Теперь все слова нам будут понятны, давайте вместе попытаемся сделать анализ произведения.
-Кто в стихотворении рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)
-Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)
-Посмотрите, каким его изобразил на своей картине Владимир Григорьевич Шевченко?
Что заставляет его обратиться к этим непростым для него воспоминаниям? Но для начала ответьте на вопрос что такое строфа? (слайд)
(1 строфа). (Молодое поколение спрашивает: « Почему отдана Москва, ведь были схватки боевые, про которые помнит вся страна?»
-Как называется такая форма построения текста? (диалог)
-Кто герои его рассказа (Ученик читает 2 строфу) (Он говорит о том, что были в то время богатыри и сожалеет, что многие не вернулись с поля боя)
-С какими чувствами старый воин вспоминает о них? (Он с чувством гордости вспоминает о них и сожалеет о том, что немногие вернулись с поля боя)
Далее с 3 строфы старый солдат рассказывает о ходе сражения и о том, как ведут себя русские солдаты.
- От какого лица он ведет повествование? (приведите примеры строк из текста)
(Он ведет повествование от 1 лица, (найдите местоимения 1 лица в тексте с примерами)
«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);
«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);
«Мы ждали третий день…» (6 строфа);
«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);
«И умереть мы обещали…» (9 строфа).
(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»). «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.
-Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать?
Прочитайте строки из текста.
а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)
-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины? (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)
- Какова основная мысль стихотворения?
-Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?
( Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)
Учитель. Давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитаем его (читает ученик).
Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?
Уже прошло 205 лет со дня Бородинского сражения. Но нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).
Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы усвоили содержание нашего урока, для этого выполним тест в таблице.
Группавая работа.
Учитель. Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.
| Историческая справка | Строчки стихотворений |
1 группа | 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино. | Мы долго молча отступали… И вот нашли большое поле… |
| Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки. | Два дня мы были в перестрелке… Прилег вздремнуть я у лафета… |
| Историческая справка | Строчки стихотворений |
| | |
2 группа | Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца. | .Ну ж был денек!.. Вам не видать таких сражений… |
| Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна” | Изведал враг в тот день немало… Вот затрещали барабаны… Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! |
Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.
Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.
(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой)
Берите опять оценочные листы и выставляйте баллы по той же системе, если смогли ответить правильно на все 4 вопроса – 4 б, если нет , то минус один балл.)
Подведение итогов урока. Рефлексия
. Ребята, оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.
В начале урока мы говорили о богатырях. Герои Бородинской битвы. Они богатыри?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Как вам кажется, можно ли считать русских солдат героями?
Учитель. Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений?
- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения?
Перспектива.
Учитель. Что вы уяснили для себя из сегодняшнего урока?
Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Украине). Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?
Учитель. Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
- Шевелить мозгами
- Краем уха
Учитель. Молодцы!
Я думаю, что из вас вырастут настоящие патриоты своей станы. И наш сегодняшний урок подсказывает мне, что вы должны подвести итоги на уроке, оценить свою деятельность.
Домашнее задание. (слайд)
Выучить отрывок из стихотворения; прочитать литературную сказку М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Подготовить иллюстрации к стихотворению*
Родители Лермонтова имели сложную судьбу. Семейная трагедия ребенка, выросшего без родителей, отразилась в его творчестве. Он много раз говорил о своем горе – ранней смерти матери, об «ужасной судьбе» жить вдалеке от отца, не иметь возможности общаться с тем, кого безмерно любишь. История сохранила не только имена родителей Лермонтова, но и печальные страницы их биографии. Елизавета Алексеевна Арсеньева смогла пережить всех: рано умершую единственную дочь Марью Алексеевну, нелюбимого зятя Юрия Петровича, кого всегда считала виноватым в смерти дочери. И того, кто был смыслом ее жизни, своего внука Мишеньку. Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов погиб на дуэли 15 июля 1841 года.
Приложение
Лист оценивания
№ | Формулировка заданий | Критерии оценивания | Оценка в баллах |
1 | Жизнь и творчество Лермонтова | | |
2 | Историческая основа стихотворения Бородино» | | |
3 | Словарная работа | | |
4 | Анализ стихотворения | | |
5 | Работа по таблице | | |
| Всего 25б. | | |
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Лист оценивания
№ | Формулировка заданий | Критерии оценивания | Оценка в баллах |
1 | Жизнь и творчество Лермонтова | | |
2 | Историческая основа стихотворения Бородино» | | |
3 | Словарная работа | | |
4 | Анализ стихотворения | | |
5 | Работа по таблице | | |
| Всего 25б. | | |
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Лист оценивания
№ | Формулировка заданий | Критерии оценивания | Оценка в баллах |
1 | Жизнь и творчество Лермонтова | | |
2 | Историческая основа стихотворения Бородино» | | |
3 | Словарная работа | | |
4 | Анализ стихотворения | | |
5 | Работа по таблице | | |
| Всего 25б. | | |
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Карточка №1
Жизнь и творчество Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Родился в ночь 3 октября 1814 в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).
В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
Вопросы.
1.Итак, ребята, что вы узнали об Анне Михайловне – маме?
2.Что вы прочитале об отце?
3.Что можете сказать о бабушке Лермонтова?
4. Ребята, а почему одиночество так знакомо его сердцу?
Карточка №2
Историческая основа стихотворения «Бородино»
12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.
Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.
Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.
Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.
Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.
И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.
С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».
Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.
Вопросы.
1.Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила?
2.Сколько лет прошло после бородинского сражения и написанием стихотворения?
3.Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).
Карточка №2
Историческая основа стихотворения «Бородино»
12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.
Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.
Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.
Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.
Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.
И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.
С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».
Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.
Вопросы.
1.Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила?
2.Сколько лет прошло после бородинского сражения и написанием стихотворения?
3.Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).
Карточка №3
Редут
Картечь
Лафет
Бивак
Кивер
Булат
Улан, драгун
Басурманы
люди другой веры, чужеземцы;
здесь, враги, т.е. французы; солдаты конных полков;
небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;
стоянка войск под открытым небом; оружие булатной стали, сабля;
укрепление на поле боя;
Внимательно прочитайте слова и пронумеруйте слова с правильным определением.
Карточка №3
Редут
Картечь
Лафет
Бивак
Кивер
Булат
Улан, драгун
Басурманы
люди другой веры, чужеземцы;
здесь, враги, т.е. французы; солдаты конных полков;
небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;
стоянка войск под открытым небом; оружие булатной стали, сабля;
укрепление на поле боя;
Внимательно прочитайте слова и пронумеруйте слова с правильным определением.
Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.
| Историческая справка | Строчки стихотворений |
1 группа | 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска. Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино. | Мы долго молча отступали… И вот нашли большое поле… |
| Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки. | Два дня мы были в перестрелке… Прилег вздремнуть я у лафета… |
| Историческая справка | Строчки стихотворений |
| | |
2 группа | Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца. | .Ну ж был денек!.. Вам не видать таких сражений… |
| Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна” | Изведал враг в тот день немало… Вот затрещали барабаны… Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! |
Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.