СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с произведением,композицией стихотворения и особенностями произведения

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.»

22.11.2017г.

Автор: Айгунова ММ., учитель русского языка и литературы

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 1 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г.

Тема: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведением, композицией стихотворения и особенностями повествования;

  • развивать умения анализировать текст, аргументировать свою точку зрения;

  • проанализировать проблематику и поэтику литературного текста;

  • воспитывать уважение к великому прошлому России.

  • Формирование и развитие универсальных учебных действий:

Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Метапредметных:

- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;

- познавательных: использование различных источников информации;

- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, запись классического исполнения баллады "Бородино".

Ход урока

План урока:

1. Орг.момент. (1 мин.)

2. Актуализация. (2мин.)

3. Проблематизация. (3мин.)

4.Планирование. (2 мин.)

5.Введение критериев оценивания. (1 мин.)

6. Основная часть.20

Историческая справка о Бородинском сражении. ----- (3мин.)

Словарная работа.(2мин.)

Прослушивание стихотворения и просмотр видеофильма.(5мин.)

Работа в группах. (3мин)

Беседа.(8мин.)

Тест. Таблица.(3мин.)

7.Фиксация результата (1 мин.)

8.Оценивание результата. (1 мин.)

9.Подведение итогов урока. Рефлексия(2мин.)

10.Перспекитва(2мин.)

11.Домашнее задание. (1 мин)





  1. Организационный момент. 1 мин

Учитель. Добрый день, дорогие ребята уважаемые коллеги! (Сайд №1 книга.)

  1. Актуализация опорных знаний учащихся 2 мин

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами проведем урок с нашими гостями и предстоит нам встреча с настоящей поэзией. О ком пойдет речь на нашем уроке попробуйте догадаться по картине. (портрет Лермонтова в детстве на слайде №2).

Учитель. Он жил в 19 в. В поэзии прославил имя свое. Одиночество человека, его сердцу так было знакомо. Он написал стихотворение «Парус, рассказал нам историю о трех пальмах и много других историй»

Учитель. Вы догадались, наверное, ребята, о ком на уроке пойдет речь? Поэт на картине совсем еще маленький, неясным взглядом смотрит на вас. Кто скажет о ком пойдет речь на уроке? (О М.Ю.Лермонтове, да, совершенно верно. слайде №3 – детский и взрослый портрет).

  1. Постановка проблемы.  5 мин

Беседа по вопросам:

Учитель. Итак, давайте немного поразмышляем.

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости   всего народа? (Народ может гордиться тем, что живет в стране, в которой жили такие талантливые люди, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; победами русского народа в войнах.)

-Ребята, а вы не знаете, чем памятен для нашей страны 1812 год, какое очень важное событие произошло? (В этом году произошла Отечественная война)

-Давайте, привлечем ваши математические знания и посчитаем, сколько лет прошло с того времени? (205 лет)

– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).

Учитель. Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Учитель. Задание: Прочитайте эпиграф нашего урока

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина! М.Ю.Лермонтов (На другой стороне доски)


 4. Формулирование цели и образа результата. 2 мин

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Цели урока озвучивают дети)

Тема нашего урока: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения». слайде №4

-Какие незнакомые слова встретились вам в названии темы урока? (Слово «патриотический», «пафос»)

Давайте выясним значение этих слов.

 Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Пафос – подъем, воодушевление.



Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», о том, как в нем запечатлено Бородинское сражение, как в этом стихотворении герои проявляют патриотизм и постараемся ответить на вопрос «Почему вся Россия помнит про день Бородина». Но сначала давайте познакомимся с биографией автора этого стихотворения М.Ю.Лермонтова.

5.Планирование 2 мин.

Учитель. А теперь открываем конверт и смотрим в карточку №1. Самостоятельно прочитайте статью В.Маймулова из книги Лермонтова. (Ученики читают статью в паре 2 мин.) 12 шт. показ слайда 5 - семья

Жизнь и творчество Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Родился в ночь 3 октября 1814 в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).

В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

Вопросы.

1.Итак, ребята, что вы узнали об Анне Михайловне – маме?

2.Что вы прочитале об отце?

3.Что можете сказать о бабушке Лермонтова?

4. Ребята, а почему одиночество так знакомо его сердцу?





Учитель.

  • Итак, ребята, что вы узнали об Анне Михайловне – маме?

  • Что вы прочитале об отце?

  • Что можете сказать о бабушке Лермонтова?

  • Ребята, а почему одиночество так знакомо его сердцу? (был в разлуке с отцом)


Учитель. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино». (Берите оценочные листы и выставляйте баллы, если по прочитанной биографии вами смогли ответить правильно на все 4 вопроса – 4б, на три вопроса –3б, на 2 – 2б, на один- 1б., если неточно, то минус один балл.)

Учитель. Но прежде чем говорить о нем, давайте окунемся в исторические события 1812 года. Пожалуйста, достаем из конверта карточку с заданием №2.


Историческая основа стихотворения «Бородино»

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

 Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

 Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

 Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

 Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

 И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

Вопросы.

1.Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила?

2.Сколько лет прошло после бородинского сражения и написанием стихотворения?

3.Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).

Учитель.

-Благодаря мужеству и героизму.

-Оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.

- Правильно. С разных концов России полились пожертвования, среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной и выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу: Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.


(Берите опять оценочные листы и выставляйте баллы по той же системе, если смогли ответить правильно на все 3 вопроса – 3б, на 2 – 2б, на один- 1б., если неточно, то минус один балл.)



6.Основная часть.

Прослушивание стихотворения в записи. 5 мин (включаю видеозапись)

Учитель. Исполняет народный артист России А.Водяной, а я ему в этом помогу.

– Кто же герой этого стихотворения? (Дядя, который рассказывал о войне)

– Кто это дядя? (он молодой боец или старый боец?)

– Еще кого услышали мы здесь (полковника, русского солдата)

Совершенно верно, молодой солдат спрашивает у старого солдата.

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (боль, страх, конец радость, гордость за этих солдат).

– Почему пишет Лермонтов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?

(знаменательная дата, сломлен был дух французов)

Учитель. Хорошо, ребята, молодцы! В стихотворении нам встречаются много незнакомых, устаревших слов. Достаем из конверта карточки с заданием №3 и работаем в парах. В карточке представлены слова. Задание такое, внимательно прочитайте слова и пронумеруйте слова с правильным определением. Слайд6

Учитель. Итак, проверяем с экрана. (Слайд7)

Редут – укрепление на поле боя;

Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

Бивак – стоянка войск под открытым небом;

Кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;

Булат – оружие булатной стали, сабля;

Улан, драгун – солдаты конных полков

Басурманы – люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы

 

Учитель. Берите оценочные листы и выставляйте баллы, всего восемь слов и за каждый правильный ставьте по одному баллу).


Учитель. - Молодцы, ребята, все справились с заданием? Теперь все слова нам будут понятны, давайте вместе попытаемся сделать анализ произведения.


-Кто в стихотворении рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

 

-Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

 

-Посмотрите, каким его изобразил на своей картине Владимир Григорьевич Шевченко?

 

Что заставляет его обратиться к этим непростым для него воспоминаниям? Но для начала ответьте на вопрос что такое строфа? (слайд)

(1 строфа). (Молодое поколение спрашивает: « Почему отдана Москва, ведь были схватки боевые, про которые помнит вся страна?»

 -Как называется такая форма построения текста? (диалог)

 -Кто герои его рассказа (Ученик читает 2 строфу) (Он говорит о том, что были в то время богатыри и сожалеет, что многие не вернулись с поля боя)

 -С какими чувствами старый воин вспоминает о них? (Он с чувством гордости вспоминает о них и сожалеет о том, что немногие вернулись с поля боя)

 Далее с 3 строфы старый солдат рассказывает о ходе сражения и о том, как ведут себя русские солдаты.

 - От какого лица он ведет повествование? (приведите примеры строк из текста)

(Он ведет повествование от 1 лица, (найдите местоимения 1 лица в тексте с примерами)

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

 

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).                              «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.

 -Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать?

Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины? (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)

- Какова основная мысль стихотворения?

-Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?

( Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)

Учитель. Давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитаем его (читает ученик).

 Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?

 

Уже прошло 205 лет со дня Бородинского сражения. Но нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).

Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы усвоили содержание нашего урока, для этого выполним тест в таблице.


Группавая работа.














Учитель. Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.



 

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

 

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Мы долго молча отступали…

 

И вот нашли большое поле…

 

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 

Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…



Историческая справка

Строчки стихотворений





2 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

 

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

 

 

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

 

Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!



Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой)

Берите опять оценочные листы и выставляйте баллы по той же системе, если смогли ответить правильно на все 4 вопроса – 4 б, если нет , то минус один балл.)

Подведение итогов урока. Рефлексия

 . Ребята, оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.

 

  •  В начале урока мы говорили о богатырях. Герои Бородинской битвы. Они богатыри?

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  • Как вам кажется, можно ли считать русских солдат героями?


Учитель. Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. 
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений?
- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? 

Перспектива.

Учитель. Что вы уяснили для себя из сегодняшнего урока?

Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Украине). Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? 

Учитель. Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
- Шевелить мозгами
- Краем уха

Учитель. Молодцы!

Я думаю, что из вас вырастут настоящие патриоты своей станы. И наш сегодняшний урок подсказывает мне, что вы должны подвести итоги на уроке, оценить свою деятельность.

Домашнее задание. (слайд)

  1. Выучить отрывок из стихотворения; прочитать литературную сказку М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

  2. Подготовить иллюстрации к стихотворению*













Родители Лермонтова имели сложную судьбу. Семейная трагедия ребенка, выросшего без родителей, отразилась в его творчестве. Он много раз говорил о своем горе – ранней смерти матери, об «ужасной судьбе» жить вдалеке от отца, не иметь возможности общаться с тем, кого безмерно любишь. История сохранила не только имена родителей Лермонтова, но и печальные страницы их биографии. Елизавета Алексеевна Арсеньева смогла пережить всех: рано умершую единственную дочь Марью Алексеевну, нелюбимого зятя Юрия Петровича, кого всегда считала виноватым в смерти дочери. И того, кто был смыслом ее жизни, своего внука Мишеньку. Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов погиб на дуэли 15 июля 1841 года.





Приложение























Лист оценивания

Формулировка заданий

Критерии оценивания

Оценка в баллах

1

Жизнь и творчество Лермонтова




2

Историческая основа стихотворения Бородино»




3

Словарная работа



4

Анализ стихотворения



5

Работа по таблице




Всего 25б.





Ф.И.О. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________



Лист оценивания

Формулировка заданий

Критерии оценивания

Оценка в баллах

1

Жизнь и творчество Лермонтова




2

Историческая основа стихотворения Бородино»




3

Словарная работа



4

Анализ стихотворения



5

Работа по таблице




Всего 25б.





Ф.И.О. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

Лист оценивания

Формулировка заданий

Критерии оценивания

Оценка в баллах

1

Жизнь и творчество Лермонтова




2

Историческая основа стихотворения Бородино»




3

Словарная работа



4

Анализ стихотворения



5

Работа по таблице




Всего 25б.





Ф.И.О. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

Карточка №1

Жизнь и творчество Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Родился в ночь 3 октября 1814 в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).

В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

Вопросы.

1.Итак, ребята, что вы узнали об Анне Михайловне – маме?

2.Что вы прочитале об отце?

3.Что можете сказать о бабушке Лермонтова?

4. Ребята, а почему одиночество так знакомо его сердцу?



































Карточка №2

Историческая основа стихотворения «Бородино»

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

 Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

 Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

 Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

 Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

 И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

Вопросы.

1.Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила?

2.Сколько лет прошло после бородинского сражения и написанием стихотворения?

3.Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).



Карточка №2

Историческая основа стихотворения «Бородино»

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

 Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

 Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

 Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

 Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

 И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

Вопросы.

1.Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила?

2.Сколько лет прошло после бородинского сражения и написанием стихотворения?

3.Ребята, как вы думаете, почему? (Весь русский народ встал на защиту своей Родины).



















Карточка №3


Редут 

Картечь 

Лафет 

Бивак 

Кивер

Булат 

Улан, драгун 

Басурманы 

 

люди другой веры, чужеземцы;

здесь, враги, т.е. французы; солдаты конных полков;

небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;

стоянка войск под открытым небом; оружие булатной стали, сабля;

укрепление на поле боя;  


Внимательно прочитайте слова и пронумеруйте слова с правильным определением.

 


 

Карточка №3


Редут 

Картечь 

Лафет 

Бивак 

Кивер

Булат 

Улан, драгун 

Басурманы 

 

люди другой веры, чужеземцы;

здесь, враги, т.е. французы; солдаты конных полков;

небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;

стоянка войск под открытым небом; оружие булатной стали, сабля;

укрепление на поле боя;  


Внимательно прочитайте слова и пронумеруйте слова с правильным определением.










 

Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.



 

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

 

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Мы долго молча отступали…

 

И вот нашли большое поле…

 

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 

Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…



Историческая справка

Строчки стихотворений





2 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

 

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

 

 

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

 

Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!


Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!