СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихи, опалённые войной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится перед 9 Мая.Цель заключается в том, чтобы развить у детей интерес  к литературе военного и послевоенного времени, отражающих события Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Стихи, опалённые войной»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск»





















«Строки, опалённые войной»

(Урок)

















Подготовила: учитель

русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Кокшайск»

Акреева М.В.





Урок, посвящённый ко Дню Победы. «Строки, опалённые войной»


Цель: дать представление о Великой Отечественной войне в стихах, углубить знания обучающихся в области истории литературы периода Великой Отечественной войны; развивать способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы о героическом прошлом нашего народа, умения и навыки выразительного чтения стихов; воспитывать высокие нравственные качества личности, патриотические чувства, формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, портреты поэтов-фронтовиков, компьютер, иллюстрации, изображающие военные действия.


Ход мероприятия.


  1. Орг. момент.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Каждый год наш народ и мы с вами вспоминаем грозные годы войны, чтим память павших, кланяемся её живым участникам, которых остаётся всё меньше и меньше. Хотя прошло уже 73 года со Дня Победы и все дальше от нас победный день 9 Мая, но время не властно над памятью людей разных поколений. Память о ней в сердцах людей жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за Великую Победу. Поэтому мы сегодня здесь, чтобы почтить память о тех, кто погиб, защищая мир на Земле, кто помог стране выжить в те страшные годы.

  1. Основная часть.


Литературная композиция «Строки, опалённые войной»


1 Ведущий. В очередной раз День Победы празднует наша страна. И сегодня так же , как и в далёком 45-м, этот праздник остаётся радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которой за неё заплатили наши деды, прадеды и весь наш великий народ. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу стихи и песни. « Когда говорят пушки, молчат музы»- гласит народная пословица. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появлялись десятки новых стихов и песен, которые распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.


Чтец 1.

Плескалось багровое знамя,

Горели багровые звёзды.

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат.

И слышалась поступь дивизий,

Железная поступь дивизий,

Точная поступь солдат!

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово.

На наших знамёнах начертано слово:

Победа! Победа!.

Во имя Отчизны - победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

И не было гордости выше,

И не было доблести выше –

Ведь, кроме желания выжить,

Есть ещё мужество жить!

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово.

На наших знамёнах начертано слово:

Победа! Победа!


2 Ведущий. На фронтах поэты были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, летчиками, моряками; они умирали в блокадном Ленинграде, умирали от ран в военных госпиталях.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Многие из поэтов не вернулись с войны, «недолюбив, не докурив последней папиросы». Но остались талантливые стихи, память о тех кровавых днях.


1 Ведущий. Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они, солдаты Великой Отечественной?


2 Ведущий. Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и добровольцы лета сорок первого? Какие они, ребята поколения сороковых?


Чтец 2

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…


Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые.

Свинцовые. Пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые.

Так писал Давид Самойлов.


1 Ведущий. ,,Такие молодые” встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие молодые», что даже войн не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.

Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу Отчизны.


Чтец 3.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите вы… И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги… Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

2 Ведущий. Это звучало как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад!» Но не всем было дано вернуться, а кто вернулся, помнит о павших, о боевых товарищах.


1 Ведущий. На фронтах поэты были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, летчиками, моряками; они умирали в блокадном Ленинграде, умирали от ран в военных госпиталях.


2 Ведущий. В памяти Булата Окуджава, как и в его творчестве, война запечатлелась надолго. Ровесники поэта, сменившие школьную парту на окопы, стали героями его стихов и песен. Давайте, ребята, вспомним его ровесников поимённо!


1 Ведущий. Поэт Муса Джалиль. Был казнён за участие в подпольной организации на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине


2 Ведущий. Павел Коган. Погиб 28 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под


1 Ведущий. Николай Майоров. Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.


2 Ведущий. Михаил Кульчицкий. Погиб 19 февраля 1943 года под Сталинграпдом.


1 Ведущий. Поэт Николай Отрада. Погиб 4 марта 1940 года в Финляндии.


2 Ведущий. Поэт Георгий Суворов. Погиб 13 февраля 1944 года в районе деревни Красненка Нарвского района ЭССР после боев за Нарвский плацдарм.


1 Ведущий. Поэт Всеволод Багрицкий. Погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области


2 Ведущий. Поэт Иосиф Уткин. Погиб 13 ноября 1944 года в авиакатастрофе недалеко от Москвы. Талантливейший поэт 20-30х годов Иосиф Уткин сражался на Брянском фронте, в бою ему оторвало пальцы правой руки. Едва выздоровев, он опять добивался направления на фронт. Он никогда не терял веры в победу даже в самые тяжелые времена. Его стихи круто замешены на ненависти к врагу, его поэзия тоже была другом и спутником страдающего человека. Иосиф Уткин погиб, когда возвращался с фронта, где освобождал Бухарест 13 ноября 1944 года. Друзья долго писали письма его ослепшей матери от имени поэта, пока она не умерла, так и не узнав о гибели сына.


Чтец 4.

Славлю смерть у сопки Заозерной.
Ну, а я? Неужто – не в бою?
И не в братскую сойду могилу,
а позорно,
На отлете где-нибудь сгнию?

Понимаю, что не в этом дело.
Знаю с малых лет, что все равно,
Так сказать, бесчувственному телу
Истлевать повсюду. Знаю…Но…

Если посудить да разобраться,
Нелегко, товарищи, тому,
Кто боролся на земле за братство,
Под землей остаться одному…


1 Ведущий. Они были такие молодые были, некоторые чуть старше вас, наверное, чем – то похожи на нас. Они росли в другое время, когда в воздухе уже пахло порохом, когда грозовые тучи застилали небо нашей Родины. И они были романтиками, они мечтали о подвигах.


Чтец 5 .

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте. ..


2 Ведущий. …писал Николай Майоров 1940 году. В воздухе пахло порохом, уже шла вторая мировая война. Поколение сороковых. Один из этого поколения, Павел Коган, вглядываясь в завтрашний день, пророчески предвидя свою судьбу, судьбу многих ровесников, написал:


Чтец 4.

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

И, задохнувшись "Интернационалом",

Упасть лицом на высохшие травы.

И уж не встать, и не попасть в анналы,

И даже близким славы не сыскать.


2 Ведущий. Поэт предугадал всё, даже высохшие травы, всё, кроме одного: слава о нём, разведчике и поэте жива, не померкнет слава поколения победителей – живых и павших.


1 Ведущий. Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые строки: «Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал!» Известная всем песня «Бригантина», ставшая народной – тоже его.


2 Ведущий. И словом, и делом включались в великую битву за Родину писатели и поэты. Более тысячи человек из писательской организации ушло на фронт, пятьсот из них были награждены орденами и медалями, четыреста восемнадцать не вернулись с поля боя. Многие молодые люди военного времени становились поэтами на фронте.


1 Ведущий. Поэзия военных лет обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду. Это поколение, пережившее все тяготы войны, через десятки лет обращалось к своим потомкам, напоминая о высоком моральном подвиге людей, защитивших мир от врагов. Это поколение романтиков, таких же, как ты, я - мы с тобой. О них и о нас писал Михаил Кульчицкий:


Чтец 6.

Мечтатель, фантазер, лентяй завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
              черна от пота –
                                      .вверх
Скользит по пахоте пехота.

Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чеботы
Весом в хлеба месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов.
Не до орден.
Была бы родина
С ежедневными Бородино.


Учитель. Проходят годы, все меньше и меньше шагает по Красной площади ветеранов Великой Отечественной войны, давно ушли в вечность ее герои. Но об их подвиге не дают забывать поэты, их замечательные стихи, опаленные войной. Мы, поколение XXI века, будем вечно помнить подвиг наших дедов и прадедов. Наш урок я хочу закончить словами Сергея Орлова, поэта – фронтовика.


Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…


  1. Итог урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!