СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Стихи о зиме. Правила безопасного поведения зимой» урок литературного чтения во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Стихи о зиме. Правила безопасного поведения зимой» урок литературного чтения во 2 классе - внеаудиторное занятие, интегрированное с занятием по ОБЖ

Просмотр содержимого документа
««Стихи о зиме. Правила безопасного поведения зимой» урок литературного чтения во 2 классе»

Тема урока: «Стихи о зиме. Правила безопасного поведения зимой»

2 «В» класс

Учитель Е.Л.Морозова

Задачи урока: создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов о зиме, подготовить детей к выразительному чтению стихов; развивать образное мышление учащихся через эмоциональную сферу ребят; способствовать пониманию учащимися правил безопасного поведения в зимний период и их правильном применению; воспитывать эстетические чувства, потребность в сохранении своего здоровья.

Тип урока интегрированный, с проведением второй части занятия вне аудитории (на школьном дворе).

Оборудование:

Медиапроектор, экран, электронная презентация, компьютер, выставка книг, аудиозапись «Детский альбом» П.И. Чайковского « Времена года»

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Постановка цели.

Ключевое слово темы урока прячется в кроссворде. Отгадаем кроссворд по загадкам.

  1. Какой это мастер на окна нанёс

И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

2. Покрутилась в воздухе звёздочка немножко,

Села и растаяла на моём окошке. (снежинка)

  1. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (метель)

4. У нас под самой крышей белый гвоздь растёт,

Но как солнышко взойдёт, гвоздь растает, упадёт. (сосулька)

Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках? (зима)

Итак, тема урока: Стихи о зиме. Слайд

3. Актуализация знаний и представлений учащихся о поэтических произведениях.


- Посмотрите, пожалуйста, на картины о зиме, и вы убедитесь, что зима – очень красивое время года. (На фоне музыки идёт демонстрация – слайды)


Так, с помощью кисти и красок описывают прекрасные картины зимней русской природы художники, а поэты выражают свои чувства в стихах. Многие из них посвящали свои стихи русской зиме - удивительному, прекрасному времени года, которое любят взрослые и дети. Ведь природа зимой особенная, торжественная, сияющая чистотой и свежестью, воздух морозный, деревья покрыты снегом. Я прочитаю вам стихотворение А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: какие чувства передает автор в своем стихотворении? Слайд


- К нашему уроку вы подготовили стихи о зиме. Назовите, пожалуйста, имена поэтов и писателей,написавших произведения о зиме? (по учебнику чтения) (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, И.Суриков) Слайд


4. Чтение произведений наизусть

- Настало время выразительного чтения стихотворений. Мы должны привести в порядок дыхание и голос ( в этом нам поможет особая гимнастика) и вспомнить правила выразительного чтения.

Логопедическая гимнастика.

1) Представьте, что ваши руки замёрзли, попробуйте согреть их своим дыханием, подуйте на них.


2) Упражнения для голоса. Представьте: мы катимся с высокой горы на больших санях, разгоняемся тихо «и – и – и», набираем скорость громко «И – И – И», скатились, перевели дух, выдохнули «Фу – у – у».

3) Работа над интонацией. Произнесите фразу: «Снежок летает, кружится», «Ах, до чего снежок сердит! Кругом снежок, снежок…» с разной интонацией: грустно, радостно, спокойно, торжественно.


Правила выразительного чтения Слайд


Чтение стихотворений детьми. (Дети заранее учат наизусть стихотворения о зиме, по учебной программе и предложенные учителем).
Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Декабрь» Слайд


- Подумайте, каким настроением пропитано стихотворение? (Сначала радостным, потом немного грустным, затем праздничным).


- А какие строки из стихотворения передают это праздничное настроение?


- Действительно, зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты, наблюдая картины природы, сравнивали снег на полях с белой скатертью, полотном, ковром, на деревьях – с шапкой. Такие скрытые сравнения называются метафорой. Давайте, попробуем найти в этом стихотворении метафоры.

Работа по вопросам:

- О каком зимнем месяце идет речь в стихотворении? Какие зимние приметы в нем указаны?

- Но зима приносит не только радость и праздник. Она приносит с собой морозы и вьюги. Тяжело приходится животным зимой.

-Что ты щиплешься зима?

Или ты сошла с ума?

- Не сходила я с ума –

Побелила я дома

У меня немало дела:

Все деревья приодела;

Все наснежила кусты;

Все поля – белы – чисты.

Я тебя щипнула в шутку,

Ты постой со мной минутку:

Погляди – снега легли…

Ну – ка, зиму похвали! (А. Кондратьев)

Ребята, за что мы можем похвалить зиму? (Она укрыла землю белым снегом. Кругом стало чисто и красиво. Скоро праздник Новый год. Зима дарит детям забавы и развлечения).

Давайте назовём зиму ласковыми словами. (Зимушка, красавица, волшебница, затейница, хозяюшка, чародейка)

А за что можно зиму поругать? (На улице холодно. Нет корма птичкам. Все дороги замело. Дни стали короче. Приходится надевать много одежды.)

- Соедините метафору (скрытое сравнение) с зимним явлением природы: Слайд

Дидактическая игра

«белая косынка» сугробы

«модный паркет» верхушки деревьев в снегу

«дворцы из снега» лёд на реках



ВЫХОД НА ШКОЛЬНУЮ ПЛОЩАДКУ


5. А).- А теперь блиц – вопросы о зиме. Отвечайте быстро, не ошибаясь.

1) Назовите месяцы в правильном порядке.

2) Какой месяц год кончает, зиму начинает.

3) Я говорю начало пословицы – а вы конец.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зимой тулуп всякому люб.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

4) Знаете ли вы приметы?

Кошка залезла на печь, значит будет холодно.

Если звёзды блестят ярко - к морозу.

Б). Работа по группам.

Каждая группа получает задание – слово. Нужно связать это слово с понятием ЗИМА и назвать правила безопасного поведения в зимний период.

  1. Крыша 2.Дорога 3. Река 4. Одежда

Правила безопасности: «Осторожно, сосульки!», «Сход снега с крыш», «Правила поведения на дорогах зимой», «Гололед», «Правила поведения вблизи водоемов и на водоеме зимой», «Как правильно одеваться в холодные дни».

В). Практикум «Как согреться на морозе».

Физкультминутка. Игра.


- Давайте представим, что мы снежинки. Нас кружит в воздухе метель. (Дети выполняют произвольные движения, изображая снежинки). «Снежная фигура, замри!»


6. Рефлексия.

- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, легкие, серебристые)

-Попробуйте подобрать слова, с помощью которых можно сравнить снежинки:

-Белые, как. ... (сахар, молоко)

-Лёгкие, как ... (пух)

-Ажурные, будто ... (кружево, звёздочки)

7.Итог урока.

-Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи, сам урок? Чем пополнили багаж правил безопасности?










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!