На – на – на – наконец пришла весна. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ка – ка – ка – разлилась наша река. Ель – ель – ель – с крыши капает
капель. Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи. Ождь – ождь – ождь – льет весенний
дождь.
Внимательно слушай - и всё услышишь.
Внимательно смотри - и всё увидишь.
Думай - и всё поймёшь.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Федора Тютчева «Зима недаром злится» «Ещё в полях белеет снег».
Учебник стр.110-111
Федор Иванович Тютчев
родился в сельской местности в Орловской губернии,
23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье.
Юные годы провел в Москве, там же закончил Московский университет.
Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях.
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, он их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник».
Тютчев – гениальный лирик, певец природы. Он много писал о природе, которая, словно живое существо, дымит, чувствует и грустит в его стихах.
Ф. И. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. И многие его произведения изучают в школе
Учебник стр.110-111
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?
Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.
- Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления.
Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека.
А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
Прочитать
стихотворение
Хлопочет - заниматься чем - то очень усердно.
Взбесилась - очень сильно разозлилась
Наперекор – вопреки.
Трезвон - звон церковных колоколов в особых торжественных случаях
Пуще - еще больше.
-Поделитесь своими впечатлениями.
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
-Подумайте, какие картины - образы нарисовал в нем Ф. Тютчев?
-Какие времена года встречаются в стихотворении?
- Как охарактеризовал их поэт?
- Какие отношения между зимой и весной?
- Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?
- На чьей стороне автор?
- Почему автор название времён года пишет с большой буквы?
- Как поэт называет Зиму? Весну?
- Как отреагировала Весна на проказы Зимы?
- Синоним к слову "наперекор"?
- Какие слова надо выделять голосом?
- Каким тоном читать стихотворение?
- Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?
Прием контраста:
Зима:
- злится;
- хлопочет;
- ворчит;
- ведьма;
- злая;
- взбесилась;
- пустила
Весна:
- хохочет;
- гонит;
- шумит;
- дитя;
- прекрасное;
- горя мало
- умылася,
- румяней стала
Чтение 1 строфы
-Почему Зима злиться?
-Как понимаете «недаром»?
-Как понимаете две последние строчки?
- Какие слова в этой части являются главными?
Чтение 2 строфы
-О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?
-Как понимаете «всё засуетилось»?
-Что значит «нудит»?
-Почему здесь именно такое слово?
-Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ?
-Как надо читать вторую часть?
-Какие слова здесь главные?
Чтение 3 и 4 строфы
- Найдите слова, которые передают настроение -Зимы и Весны?
-Для кого характерно ворчать?
-Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
-Найдите слова, которые доказывают, что -Зима так просто не уйдёт?
-Как автор называет Зиму?
-А как называет Весну?
-Как вы представляете, что Зима взбесилась?
-На чьей стороне, по-вашему, автор?
-А вы?
-Почему вам хочется, чтобы пришла весна?
Чтение 5 строфы
-Как Весна отреагировала на проказы Зимы?
-Что значит «наперекор»?
- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
-Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение?
-Какими нам представляются зима и весна?
-Что делает их «живыми»?
-Как называется этот литературный приём?
Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения.
Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:
-------- цвет.
-------- вкус.
-------- запах.
-------- внешность.
-------- звук.
-------- качество переживаний.
Например:
Мама – это белокурые волосы.
Мама – это вкус любимой еды.
Мама – это запах свежего хлеба.
Мама – это самая красивая женщина в мире.
Мама – это нежный звук колыбельных песен.
Мама – это самый дорогой человек на земле!
Работа в группе:
1,4,6. Напишите стихотворение по метафоре о зиме.
2,3,5. Напишите стихотворение по метафоре о весне.
Зима (цвет) – это ...
Зима (вкус) – это ...
Зима (запах) – это ...
Зима (внешность) – это ...
Зима (звук) – это ...
Зима (качество переживаний)
– это ...
Весна (цвет) – это ...
Весна (вкус) – это ...
Весна (запах) – это ...
Весна (внешность) – это ...
Весна (звук) – это ...
Весна (качество переживаний)
– это ...
Ф. И. Тютчев «Весенние воды».
Слушать
стихотворение
Брег - берег
Гласят – говорят, кричат, возвещают
Гонцы – те, кто несет весть, новость.
В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.
Давайте найдем в тексте примеры олицетворения
(Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)
- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении?
- Какие слова создают радостное настроение и у читателя?
- Какой была природа до появления весенних ручьёв?
- Почему ручьям удалось пробудить природу?
-Как называют себя весенние воды?
-Кто обычно посылает гонцов?
- Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами?
- Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами.
Метафора.
- А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? Олицетворение.
-Почему поэт называет майские дни хороводом?
- Поэт называет хоровод майских дней румяным.
- -Как вам кажется, почему?
- Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами?
- А какие эпитеты подходят к такому дню?
Хмурый, сонный, уставший.
- И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.
-Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
-А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
-Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?
-Какое настроение у вас возникло на уроке?
-За что могли бы себя похвалить?
Домашнее задание
- Завести тетрадь.
- Ответить письменно на вопросы к заданию на следующем слайде
Домашнее задание