СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихи Ф.Тютчева о весне. 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихи Ф.Тютчева о весне. 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Стихи Ф.Тютчева о весне. 2 класс»

На – на – на – наконец пришла весна.  Ло – ло – ло – на улице тепло.  Ка – ка – ка – разлилась наша река.  Ель – ель – ель – с крыши капает  капель.  Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.  Ождь – ождь – ождь – льет весенний  дождь.

На – на – на – наконец пришла весна. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ка – ка – ка – разлилась наша река. Ель – ель – ель – с крыши капает

капель. Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи. Ождь – ождь – ождь – льет весенний

дождь.

Внимательно слушай - и всё услышишь.  Внимательно смотри - и всё увидишь.  Думай - и всё поймёшь.

Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь.

Думай - и всё поймёшь.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Федора Тютчева «Зима недаром злится» «Ещё в полях белеет снег». Учебник стр.110-111

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Федора Тютчева «Зима недаром злится» «Ещё в полях белеет снег».

Учебник стр.110-111

  Федор Иванович Тютчев   родился в сельской местности в Орловской губернии, 23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве, там же закончил Московский университет.

  Федор Иванович Тютчев  

родился в сельской местности в Орловской губернии,

23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье.

Юные годы провел в Москве, там же закончил Московский университет.

Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях.   Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, он их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник».   Тютчев – гениальный лирик, певец природы. Он много писал о природе, которая, словно живое существо, дымит, чувствует и грустит в его стихах.   Ф. И. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. И многие его произведения изучают в школе

Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях.

  Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, он их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник».

 

Тютчев – гениальный лирик, певец природы. Он много писал о природе, которая, словно живое существо, дымит, чувствует и грустит в его стихах.

  Ф. И. Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. И многие его произведения изучают в школе

Учебник стр.110-111

Учебник стр.110-111

- А кто может предположить, с какой целью читают стихи? Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое. Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления.  Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?

Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.

  • Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления.

Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека.

А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

Прочитать стихотворение Хлопочет - заниматься чем - то очень усердно.   Взбесилась - очень сильно разозлилась Наперекор – вопреки. Трезвон - звон церковных колоколов в особых торжественных случаях Пуще - еще больше.

Прочитать

стихотворение

Хлопочет - заниматься чем - то очень усердно.

  Взбесилась - очень сильно разозлилась

Наперекор – вопреки.

Трезвон - звон церковных колоколов в особых торжественных случаях

Пуще - еще больше.

-Поделитесь своими впечатлениями. -Понравилось ли вам стихотворение? Чем? -Подумайте, какие картины - образы нарисовал в нем Ф. Тютчев?   -Какие времена года встречаются в стихотворении? - Как охарактеризовал их поэт? - Какие отношения между зимой и весной? - Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы? - На чьей стороне автор? - Почему автор название времён года пишет с большой буквы?

-Поделитесь своими впечатлениями.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

-Подумайте, какие картины - образы нарисовал в нем Ф. Тютчев?

  -Какие времена года встречаются в стихотворении?

- Как охарактеризовал их поэт?

- Какие отношения между зимой и весной?

- Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?

- На чьей стороне автор?

- Почему автор название времён года пишет с большой буквы?

- Как поэт называет Зиму? Весну? - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - Синоним к слову

- Как поэт называет Зиму? Весну?

- Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

- Синоним к слову "наперекор"?

- Какие слова надо выделять голосом?

- Каким тоном читать стихотворение?

- Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?

Прием контраста: Зима:  злится;  хлопочет;  ворчит;  ведьма;  злая;  взбесилась;  пустила   Весна:  хохочет;  гонит;  шумит;  дитя;  прекрасное;  горя мало  умылася,  румяней стала

Прием контраста:

Зима:

  • злится;
  • хлопочет;
  • ворчит;
  • ведьма;
  • злая;
  • взбесилась;
  • пустила

 

Весна:

  • хохочет;
  • гонит;
  • шумит;
  • дитя;
  • прекрасное;
  • горя мало
  • умылася,
  • румяней стала
Чтение 1 строфы   -Почему Зима злиться? -Как понимаете «недаром»? -Как понимаете две последние строчки? - Какие слова в этой части являются главными?

Чтение 1 строфы

 

-Почему Зима злиться?

-Как понимаете «недаром»?

-Как понимаете две последние строчки?

- Какие слова в этой части являются главными?

Чтение 2 строфы  -О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? -Как понимаете «всё засуетилось»? -Что значит «нудит»? -Почему здесь именно такое слово? -Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ? -Как надо читать вторую часть?  -Какие слова здесь главные?

Чтение 2 строфы

-О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?

-Как понимаете «всё засуетилось»?

-Что значит «нудит»?

-Почему здесь именно такое слово?

-Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ?

-Как надо читать вторую часть? 

-Какие слова здесь главные?

Чтение 3 и 4 строфы - Найдите слова, которые передают настроение -Зимы и Весны?  -Для кого характерно ворчать? -Как шумит Весна? Что значит «пуще»? -Найдите слова, которые доказывают, что -Зима так просто не уйдёт?  -Как автор называет Зиму?   -А как называет Весну?  -Как вы представляете, что Зима взбесилась?  -На чьей стороне, по-вашему, автор? -А вы? -Почему вам хочется, чтобы пришла весна?

Чтение 3 и 4 строфы

- Найдите слова, которые передают настроение -Зимы и Весны? 

-Для кого характерно ворчать?

-Как шумит Весна? Что значит «пуще»?

-Найдите слова, которые доказывают, что -Зима так просто не уйдёт? 

-Как автор называет Зиму?  

-А как называет Весну? 

-Как вы представляете, что Зима взбесилась? 

-На чьей стороне, по-вашему, автор?

-А вы?

-Почему вам хочется, чтобы пришла весна?

Чтение 5 строфы  -Как Весна отреагировала на проказы Зимы?  -Что значит «наперекор»? - Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. -Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение?   -Какими нам представляются зима и весна? -Что делает их «живыми»? -Как называется этот литературный приём?

Чтение 5 строфы

-Как Весна отреагировала на проказы Зимы? 

-Что значит «наперекор»?

- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

-Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение?  

-Какими нам представляются зима и весна?

-Что делает их «живыми»?

-Как называется этот литературный приём?

Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения. Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:  -------- цвет. -------- вкус. -------- запах. -------- внешность. -------- звук. -------- качество переживаний.

Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения.

Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:

-------- цвет.

-------- вкус.

-------- запах.

-------- внешность.

-------- звук.

-------- качество переживаний.

Например: Мама – это белокурые волосы. Мама – это вкус любимой еды. Мама – это запах свежего хлеба. Мама – это самая красивая женщина в мире. Мама – это нежный звук колыбельных песен. Мама – это самый дорогой человек на земле!

Например:

Мама – это белокурые волосы.

Мама – это вкус любимой еды.

Мама – это запах свежего хлеба.

Мама – это самая красивая женщина в мире.

Мама – это нежный звук колыбельных песен.

Мама – это самый дорогой человек на земле!

 Работа в группе:  1,4,6. Напишите стихотворение по метафоре о зиме.  2,3,5. Напишите стихотворение по метафоре о весне.

Работа в группе:

1,4,6. Напишите стихотворение по метафоре о зиме.

2,3,5. Напишите стихотворение по метафоре о весне.

Зима (цвет) – это ... Зима (вкус) – это ... Зима (запах) – это ... Зима (внешность) – это ... Зима (звук) – это ... Зима (качество переживаний) – это ...

Зима (цвет) – это ...

Зима (вкус) – это ...

Зима (запах) – это ...

Зима (внешность) – это ...

Зима (звук) – это ...

Зима (качество переживаний)

это ...

Весна (цвет) – это ... Весна (вкус) – это ... Весна (запах) – это ... Весна (внешность) – это ... Весна (звук) – это ... Весна (качество переживаний) – это ...

Весна (цвет) – это ...

Весна (вкус) – это ...

Весна (запах) – это ...

Весна (внешность) – это ...

Весна (звук) – это ...

Весна (качество переживаний)

это ...

Ф. И. Тютчев «Весенние воды». Слушать стихотворение Брег - берег Гласят – говорят, кричат, возвещают Гонцы – те, кто несет весть, новость.

Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

Слушать

стихотворение

Брег - берег

Гласят – говорят, кричат, возвещают

Гонцы – те, кто несет весть, новость.

В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением. Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)

В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.

Давайте найдем в тексте примеры олицетворения

(Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)

- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? - Какие слова создают радостное настроение и у читателя? - Какой была природа до появления весенних ручьёв? - Почему ручьям удалось пробудить природу? -Как называют себя весенние воды? -Кто обычно посылает гонцов? - Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит:

- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении?

- Какие слова создают радостное настроение и у читателя?

- Какой была природа до появления весенних ручьёв?

- Почему ручьям удалось пробудить природу?

-Как называют себя весенние воды?

-Кто обычно посылает гонцов?

- Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами?

  • Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами.

Метафора.

- А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? Олицетворение.

  -Почему поэт называет майские дни хороводом? Поэт называет хоровод майских дней румяным.  -Как вам кажется, почему? Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню?  Хмурый, сонный, уставший. - И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.

  -Почему поэт называет майские дни хороводом?

  • Поэт называет хоровод майских дней румяным.
  • -Как вам кажется, почему?
  • Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами?
  • А какие эпитеты подходят к такому дню?

Хмурый, сонный, уставший.

- И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.

-Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как? -А почувствовать различие их характеров? С помощью чего? -Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева? -Какое настроение у вас возникло на уроке? -За что могли бы себя похвалить?

-Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?

-А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?

-Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?

-Какое настроение у вас возникло на уроке?

-За что могли бы себя похвалить?

Домашнее задание Завести тетрадь. Ответить письменно на вопросы к заданию на следующем слайде

Домашнее задание

  • Завести тетрадь.
  • Ответить письменно на вопросы к заданию на следующем слайде
Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!