СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Степени сравнения имен прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Степени сравнения имен прилагательных»

Цель урока: развитие умений находить в тексте и образовывать степени сравнения прилагательных; анализировать формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и крат кой формы имён прилагательных; развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь; воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Просмотр содержимого документа
««Степени сравнения имен прилагательных»»

«Степени сравнения имен прилагательных»

Цель урока: развитие умений находить в тексте и образовывать степени сравнения прилагательных; анализировать формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и крат кой формы имён прилагательных; развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь; воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Ход урока.

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.  

– Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече, надеюсь общение наше сегодня будет приятным и плодотворным. Давайте улыбнёмся миру- и мир улыбнётся нам.

Эпиграф: «Человек твёрже камня, нежнее цветка» Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

-эта пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок. 2.Постановка целей урока. 3.Работа по теме.

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»  - Уже январь, зима в полном разгаре, на улице морозно, снежно, невольно вспоминаются строки из стихотворения Михаила Дудина:

Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега 
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.

           – Какие слова в этом стихотворении вам показались необычными? А с какой целью автор использует эти прилагательные? (Чтобы сделать свою речь яркой, меткой, выразительной).                                   М. Дудин.

«Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.»

-  Вы согласны с этим утверждением?

- А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным?  (Умным, добрым, образованным, справедливым)

- Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?

- Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее,   сильнее всех).  

- А на что указывает прилагательное сильнее? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)

- А форма сильнее всех? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)

- Какие формы бывают у прилагательного? (полная, краткая, простая и составная сравнительная, простая и составная превосходная)

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную. 4.Выполним упражнения:

1.Распределительный диктант: выписать прилагательные в три столбика – полные, краткие, в степени сравнения: Большой, больше, самый веселый, весел, страшен, утренний, огромнейший, глубока, суровый.

- Дополнить каждую колонку своим примером.

 - Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший. Такие формы называются супплетивные.

.Определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?

1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пуш­кин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

2Пользуясь схемой,образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

-Все ли прилагательные имеют степени сравнения?Почему?

-Выделите морфемы.

3 Работа по исправлению грамматических ошибок.

- (Устно) Из двух моих братьев самый талантливый Петя. Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладнее, чем в этом. Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов.

4.Самостоятельная работа:

Слова: лучше, красивше,   шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.

  1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

  1. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

  1. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

- Работа с предложением.

Зима  у нас  длинная1, затяжная,  лето гораздо короче зимы,  а осень проходит2 мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

- Синтаксический разбор предложения. Грамматическая основа, схема.

- Выписать словосочетания «прилаг.+ сущ.», определить морфологические признаки.

- Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами.



5. Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- От чего образуются формы сравнения имен прилагательных?

- При помощи каких суффиксов образуется простая сравнительная степень?

- Простая превосходная?

- Какие слова помогают образовать составные формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных? 

6.Домашнее задание: параграф и упр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!