Степень с рациональным и действительным показателями
План урока
1. Введение
2. Определение и свойства степени с действительным показателем
3. Важные и полезные формулы
4. Использование свойства степени при вычислениях и упрощении выражений
5. Для решения в классе
6. По материалам ЕГЭ
7. Домашнее задание
8 . Итог урока
Рассказывают, что изобретатель шахмат в награду за свое изобретение попросил у раджи немного риса: на первую клетку доски он попросил положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью- ещё в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки.
Его просьба показалась радже слишком скромной, однако вскоре выяснилось, что выполнить её невозможно. Число зёрн, которые нужно было передать изобретателю шахмат в награду, выражается суммой
1+2+2 2 +2 3 +…+2 63 .
Эта сумма равна огромному числу - 18446744073709551615
И она столь велика, что этим количеством зерна можно было бы покрыть слоем в 1 см всю поверхность нашей планеты, включая мировой океан.
Степени используют при записи чисел и выражений, что делает их более компактными и удобными для выполнения действий.
Часто степени употребляются при измерении физических величин, которые могут быть «очень большими» и «очень маленькими».
Масса Земли 6000000000000000000000т записывают в виде произведения 6.10 21 т
Диаметр молекулы воды 0,0000000003м записывают в виде произведения 3*10 -10 м.
1. С каким математическим понятием связаны слова
- Основание - Показатель
Какими словами можно объединить слова:
- Рациональное число - Целое число - Натуральное число - Иррациональное число - Сформулируйте тему урока
2. В выражении а x , где х- действительное число выберите выражение
- с натуральным показателем
- с целым показателем
-с рациональным показателем
-с иррациональным показателем
3. Какая наша стратегическая цель?
Какие цели нашего урока?
– Обобщить понятие степени.
Задачи:
– повторить свойства степени
– рассмотреть применение свойств степени при вычислениях и упрощениях выражений
– отработка вычислительных навыков
4 . Степень с рациональным показателем
5. Из данных выражений выберете те, которые смысла не имеют:
6. Определение
Если число r - натуральное, то а r есть произведение r чисел, каждое из которых равно а:
a r = a . a . … . a
r
Если число r - дробное и положительное, то есть
где m и n - натуральные числа, то
Если показатель r является рациональным и отрицательным, то
выражение a r определяется как величина, обратная к a - r
или
Если
7. Например
8. Степени положительных чисел обладают следующими основными свойствами:
9. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?
Установите соответствие:
А)При умножении степеней с равными основаниями
1)Основания умножаются, а показатель остаётся прежним
Б)При делении степеней с равными основаниями
2)Основания делятся, а показатель остаётся прежним
В)При возведении степени в степень
3)Основание остаётся прежним, а показатели умножаются
Г)При умножении степеней с равными показателями
4)Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются
Д)При делении степеней с равными показателями
5)Основание остаётся прежним, а показатели складываются
10. Вычислить
11. Для решения в классе
№ 57 (1,3,5)
№ 58 (1, 3, 5)
12. По материалам ЕГЭ
(самостоятельная работа) на листочках
Впервые действия над степенями использовал французский математик XIV века.
Расшифруйте фамилию французского ученого.
а
е
12
0,5
з
9
м
0,25
р
8
о
243
Nicholas Oresme |
Проверка ответов
Домашнее задание
§ 5 (знать определения, формулы)
№ 57 (2,4 ,6 ) № 5 8(2,4)
№ 59 (2,4) № 60 (2,4)
В заключение урока
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
– Так сказал великий русский математик Михаил Ломоносов.
– Спасибо за урок!