РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
муниципальное образование «Город Курчатов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
_____________________________________________________________________________________________
ИНН 4634004933 КПП 463401001 ОГРН 1024601276457 ОКПО 23024196 ОКВЭД 85.13 ОКВЭД 85.14
307250, Город Курчатов, Курской области, улица Строителей, дом 10,
тел./факс (47131)-4-64-35, [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ВО 2 Г КЛАССЕ
(ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ)
(Из опыта работы)
Автор: учитель начальных классов
Шаповалова Е.В.
г. Курчатов, 2020г.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Жан Жака Руссо.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задача школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуализации;
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии:
дифференцированное обучение;
рациональная организация урока;
создание благоприятного психологического климата;
нейрогимнастика;
коммуникативные игры;
развитие мелкой пальцевой моторики;
когнитивные упражнения;
кинезиологические упражнения;
антистрессовая гимнастика;
зрительная гимнастика;
динамические паузы.
Моя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий в классах для детей с ОВЗ не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.
Цель моей работы с детьми ОВЗ – социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.
Я работаю с детьми, обучащимися по программе ОВЗ, поэтому в полной мере понимаю необходимость привить этим детям навыки здорового образа жизни. Подхожу к этому вопросу системно, а для этого использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.
Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Я использую положительные установки на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.); помогаю учащимся настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»); использую похвалу, («Ты молодец!», «Горжусь вами!», «Вы мне очень помогли» …)
Детям очень трудно долгое время сидеть неподвижно за партой, поэтому иногда я использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.
Через игру учу детей анализировать, обобщать, сравнивать.
Игры:
«Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу, заранее подготовленные вопросы.
«Кто больше?» (Кто больше назовет фруктов, овощей, деревьев и т.д.)
«Угадай-ка». Задача участников – угадать растение (любой другой предмет) по описанию.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Проводимые ежедневно на переменах динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз включаю общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают снять утомление, напряжение детей.
Например, игра "Настроение". Задача: развитие мимических движений и навыков невербального общения.
Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица.
Игра "Поймай мяч". Задача этой игры - развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Правила игры: дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч, если не поймал, то становится на место водящего. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Игра «Нос - ухо - нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом – «нос». Но если я скажу, например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос - нос - ухо! Сказав «Ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие непроизвольно делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок, который не поддался на игровые провокации ведущего.
Через воспитательные мероприятия я тоже формирую у ребят правильное отношение к здоровому образу жизни. Для этого использую различные формы: это система классных часов:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.», «Правильное питание», «О витаминах», «Правильная осанка», «Пожарная безопасность в школе и дома», «Безопасность в доме», «Быть здоровым здорово», «Путешествие в страну «ЗОЖ».
беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, какие меры нужно принимать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями. Например, «Понятие о здоровье человека», «Привычки и здоровье».
классные выставки рисунков на тему «Здоровый образ жизни».
Мои дети очень любят танцевать, мы разучиваем танцы и выступаем на общешкольных концертах, классных мероприятиях.
Прогулки, экскурсии, походы, где проводим спортивные игры, эстафеты. Тема наших походов «Изучение родного края».
Каждый год участвуем в школьной спартакиаде.
Вместе с детьми постоянно подготавливаем программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и выступаем перед учащимися начальных классов. Участвуем в акциях ГИБДД «Внимание! Дети!», «День без автомобиля».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Вся работа с детьми по охране и укреплению их здоровья проводится в тесном контакте с семьёй. Работа с родителями в большей степени направлена на оказание им помощи в становлении полноценной здоровой личности ребёнка. Одной из главных ступенек в сотрудничестве с родителями является классное родительское собрание. В повестку собрания включала такие темы:
Режим дня в жизни школьника.
Здоровье и гигиена.
Что нужно знать, чтобы не заболеть простудными заболеваниями.
Полезные советы на каждый день.
Компьютер в жизни ребёнка.
Вредные привычки — профилактика в раннем возрасте.
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.
Детская агрессивность.
ВЫВОД:
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.
Кроме того, систематическое применение вышеперечисленных элементов здоровьесберегающих технологий влияет на мотивацию обучения учащихся. Среди моих учеников нет неуспевающих, в течение 2 - х лет обучения прослеживается положительная динамика обученности, ребята с удовольствием посещают занятия в школе, чувствуют себя комфортно, активно участвуют не только в жизни класса, но и школы. Это позволяет сделать вывод о том, что данная работа помогает моих ученикам в дальнейшем успешно социализироваться в жизни.