СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Вторичные тексты в учебной деятельности школьников"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены задания по формированию умений работы с вторичными текстами на уроках

Просмотр содержимого документа
«Статья "Вторичные тексты в учебной деятельности школьников"»

Вторичные тексты в учебной деятельности школьников

Все многообразие текстов можно разделить на две группы-первичные и вторичные.

Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные – результат переработки первичного текста и являются в определенной степени реакцией на прочитанное. Примером таких текстов является вторичный текст-ответ – ответное письмо, ответное заявление, полемический ответ, отзыв о прочитанном произведении. Назовем еще одну группу вторичных текстов – тексты-исследования. В данном случае исходный текст поддается интерпретации, анализу, в результате появляются речевые произведения, созданные в жанре рецензии, критической статьи, комментария.

Умение создавать вторичные тексты носит общеучебный характер.. написание рефератов, конспектов, пересказы, письменные ответы на вопросы проблемного характера, подготовка отзывов, написание сочинений - все это является составной частью обучения школьников и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.

При обучении школьников созданию вторичных текстов используются следующие виды заданий.

  1. Анализ вторичных текстов.

  2. Распространение аннотаций, дополнение их определенными смысловыми частями.

  3. Сравнение различных разновидностей вторичных текстов.

  4. Сокращение текста с использованием приемов исключения и обобщения в ходе передачи основной информации.

  5. Выделение ключевых слов.

  6. Переформулирование смысловых и тематических предложений в абзацах исходного текста.

  7. Анализ приемов сокращения текстов.

  8. Создание вторичных текстов с учетом ситуации общения и особенностей коммуникативной задачи:

- оформить стенд или стенгазету на тему «Советуем прочитать», «Вам любознательные!»;

- написать реферат статьи, книги, которые можно рекомендовать тем, кто интересуется географией (литературой, историей и др.);

-составить тезисы и конспект параграфа учебника;

-проанализировать, каким образом их написание повлияло на усвоение содержания параграфа.

Большое значение для овладения правилами создания вторичных текстов имеют памятки-инструкции, которые помогают детям осознать основные этапы подготовки. Приведем пример такой памятки.

  1. Чтобы представить прочитанный текст в виде тезисов, необходимо:

- сформулировать в каждом абзаце тематическое или смысловое предложение;

- исключить из содержания детализирующую информацию;

-сократить или переформулировать содержание тематических и смысловых предложений;

- выразить емко, ясно, точно главную мысль каждого абзаца и записать ее в виде тезиса – предложения, отражающего смысл прочитанного.

Как следует из вышеизложенного, обучение школьников созданию вторичных текстов имеет большое значение для организации учебной деятельности, для формирования важнейших умений, связанных с восприятием и переработкой информации, в том числе и учебно-научного характера.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!