СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание у детей навыков поведения в экстремальных условиях и психологической устойчивости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь ребенку в развитии психологической устойчивости требует трехстороннего подхода: обучение изменять негативные мысли на более реалистичные, контролировать свои эмоции и демонстрировать примеры эффективного поведения независимо от обстоятельств.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание у детей навыков поведения в экстремальных условиях и психологической устойчивости"»

Воспитание у детей навыков поведения в экстремальных условиях и психологической устойчивости.

Психологически устойчивые дети готовы к вызовам, которые им ежедневно преподносит жизнь. Они способны эффективно решать проблемы, полноценно восстанавливаться после неудач и компетентно справляться с трудностями. Помогая детям формировать психологическую устойчивость, мы вооружаем их инструментами для решения жизненных проблем – как больших, так и малых. Психологически устойчивые дети не действуют жестко и не подавляют свои эмоции. Они не становятся упрямыми и относятся к другим людям доброжелательно.

Помощь ребенку в развитии психологической устойчивости требует трехстороннего подхода: обучения изменять негативные мысли на более реалистичные, контролировать свои эмоции таким образом, чтобы они не контролировали самого ребенка, и демонстрировать примеры эффективного поведения независимо от обстоятельств.

Психологическая устойчивость – это умение управлять своими эмоциями и чувствами, не пасовать перед трудностями и находить выход из любой ситуации. Это качества сильного и успешного человека. Поэтому психологическая устойчивость ребенка – это залог его будущей успешности. Вряд ли нам понравится иметь дело с суетливым, безвольным и капризным человеком, каким бы профессионалом он не был в своем деле.

Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к снижению устойчивости:

- повышенная тревожность;

- гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессия, направленная на себя;

- эмоциональная возбудимость, нестабильность;

- пессимистическое отношение к жизненной ситуации;

- замкнутость, закрытость.

Наибольшую информативность для оценки уровня психологической устойчивости имеют следующие признаки: самоконтроль поведения; результативность учебы; преобладающее психоэмоциональное состояние; характер реакции на повышение психологической напряженности, обеспечивающий успешное преодоление трудных ситуаций и активизацию внутренних ресурсов организма; адекватная самооценка успеваемости, здоровья, уровень развития важнейших морально-нравственных качеств.
 
Как сформировать психологически устойчивую личность
Есть несколько принципов, которых стоит придерживаться с самого рождения ребенка, чтобы в будущем он был психологически устойчивой личностью:

1. Подкреплять и поощрять все попытки ребенка быть самостоятельным: даже если это держать головку, кушать ложкой, надевать брюки или обувь.
2. Не унижать и не критиковать личность ребенка: делать замечания относительно поведения, формулируя примерно как в анекдоте про еврейскую маму, которая говорила сыну: «Ну вот как, ты, такой замечательный ребенок, мог сделать такую пакостную вещь?»
3. Помогать, если ребенку что-то не удается, предлагать свою помощь . Таким образом, ребенок учится тому, что это нормально не уметь всего и сразу, и что всегда можно попросить кого-то помочь.
4. Трудности - должны быть на пути развития ребенка. Не нужно создавать «тепличные условия» всегда и везде, заранее предусматривать все нужды. Малыш окружен такой «сверх-опекой» с рождения, растет излишне чувствительным, не способным терпеть неудобства, малейший дискомфорт. Его уровень психологической защиты очень низкий. Наоборот, в игре или быту можно предлагать ситуации, когда «сложно, но возможно» справиться. Это закрепит ситуацию успеха.
5. Позволять выявления любых эмоций, как положительных, так и отрицательных. Проговаривать эмоции, которые ребенок испытывает в той или иной ситуации. Это помогает ребенку понять, что с ним происходит, и дает ощущение, что его принимают не только тогда, когда он бодр и весел, но и тогда когда он злится, грустит, боится и тому подобное.
6. Учить распознавать эмоции других людей. Для этого полезно озвучивать собственные эмоции в различных жизненных ситуациях; играть в игры, в которых необходимо назвать эмоции (сначала это делает взрослый, затем и сам ребенок); рассматривая рисунки в книгах обращать внимание на выражения лиц героев, в момент чтения - на их чувства.
7. Позволять «слезы тщетности». Если мы не можем изменить ситуацию, не смотря на все свои старания, мы понимаем тщетность собственных усилий. Эмоции печали и разочарования тогда настолько сильные, что вызывают слезы. Это своеобразное очищение организма от токсинов. В отличие от слез боли, радости или сопереживания, слезы тщетности – наиболее токсичные.
Для ребенка такими ситуациями могут быть, когда он требует что-то запретное или невозможное, или не справляется сам и не воспринимает в этот момент ничьей помощи, и ... начинает плакать. В этот момент очень важно находиться рядом, обнимать (если ребенок не против), что-то ободряющее говорить, просто рядом молчать, при том быть готовым к контакту, демонстрировать это открытым взглядом и распростертыми объятиями. Позволить выплакаться, вылить эти «слезы тщетности», что позволит ребенку не блокировать эмоции, а выплеснуть их наружу вместе со слезами. Таким образом ребенок учится проживать эмоции, связанные с принятием невозможного. Ребенок должен осознать, что не всегда все будет удаваться с первого раза, что не всегда он будет победителем в ситуации. Таким образом формируется психологическая устойчивость ребенка, когда он сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно научится принимать любой вариант развития событий.
8. Любовь. Говорить ребенку о своей любви часто и в очень разных ситуациях. Когда знаешь, что кто-то тебя любит, можно выдержать все!

9. Утверждайте личную ответственность Развитие психологической устойчивости предполагает принятие личной ответственности. Когда ребенок совершает ошибку или плохо себя ведет, разрешайте ему объяснять мотивы своего поведения, но не позволяйте оправдываться. Делайте замечания, если он пытается обвинять других в том, что он думает, чувствует или как ведет себя.

Демонстрируйте психологическую устойчивость на собственном примере

Лучший способ побудить ребенка к развитию психологической устойчивости – это демонстрировать ему свою собственную психологическую устойчивость, а не только рассказывать о ней. Говорите о своих личных целях и показывайте ребенку, что вы принимаете меры, чтобы становиться сильнее. Сделайте самосовершенствование и психологическую устойчивость жизненным приоритетом и избегайте поступать так, как психологически устойчивые родители не поступают.

Процесс формирования психологической устойчивости поведения 8 включает в себя следующие формы и методы: проведение специальных занятий по овладению навыками психологической саморегуляции; внедрение в контекст каждого урока экспресс - тренировок для повышения психологической устойчивости; осуществление психокорректирующих индивидуальных и групповых воздействий, связанных с обучением школьников.

Спокойствие - это великая сила, которая позволяет иначе смотреть на жизнь, находить выход в любой ситуации!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!