СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространению идеологии терроризма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространению идеологии терроризма"»

Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия распространению идеологии терроризма.

Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся.

Важным периодом в развитии личности является юность – период освоения социальных ролей, период активного познания себя и поиска смысла жизни (И. С. Кон). Именно в юности развивается самосознание, гражданская позиция, система ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств молодого человека, гражданина своей страны. Другими словами, формируется «Я - концепция». В отечественной практике этот период совпадает с получением общего образования. Именно в это время происходит формирование личности и гражданина, а также формирование ценностно-смысловых отношений к различным сторонам жизни.

Образование должно заложить в личность механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Государственная политика Российской Федерации в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, воспитания молодежи в духе высокой гражданственности и любви к Родине, способствует охране жизни и здоровья человека.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражена новая концепция интеллектуально-духовного развития личности обучающегося. В связи с этим фундаментальное значение приобретает воспитание у обучающихся, воспитанников патриотизма, формирование у них духовно-нравственных качеств.

За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по воспитанию у обучающихся, воспитанников патриотизма, неприятия идеологии экстремизма и терроризма, гармонизации межнациональных отношений. Так, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов одним из компонентов основных образовательных программ, программ дополнительного образования детей является деятельность образовательной организации по патриотическому воспитанию, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, по формированию у обучающихся, воспитанников таких качеств, как любовь к Родине, уважительное отношение к своей семье, формирование ценностно-смыслового отношения к социокультурным ценностям. Кроме того, в содержании основной образовательной программы дошкольного образования по направлениям «Познавательное развитие» и «Социально- коммуникативное развитие», в основных общеобразовательных программах общего образования в рамках освоения программ по учебным предметам «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы 27 безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Истории» изучаются темы антиэкстремистской и антитеррористической направленности. Именно вышеназванная деятельность образовательных организаций с детьми, подростками и молодежью является основой информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Также, образовательные организации составляют план по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на учебный год, который должен иметь комплексный и системный характер. В плане отражаются направления «Просветительская деятельность с детьми»; «Просветительская деятельность с родителями»; «Организация информационного пространства»; «Мероприятия»; «Межведомственное сотрудничество». Останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо продолжать деятельность образовательных организаций всех уровней образования, в том числе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, направленную на противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Изучив и проанализировав отечественную литературу в области профилак- тики и противодействия идеологии терроризма, мы пришли к выводу, что од- ной из основных причин вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность является несформированность мировоззрения в области безопасного поведения, противостояния зажигательным речам экстремисткой направленности. Другими словами – несформированность личности безопасного типа. Под личностью безопасного типа мы понимаем личность человека, у которого сформировано ценностно-смысловое отношение к жизни (своей и окружающих людей), которое проявляется посредством нравственного, законопослушного поведения. Под ценностно-смысловым отношением личности мы понимаем взаимодействие внутреннего мира человека с объективной действительностью, результатом которого является то или иное его поведение. Ценностно-смысловой уровень регуляции дает не готовые «рецепты» поведения, а вырабатывает алгоритм, который проявляется различными действиями. Например, любовь к Родине – это не правило, не мотив, а общий принцип соотнесения мотива, цели и средств достижения цели, реализуемый в конкретных ситуациях. Так, действия обучающихся по участию в «Вахте памяти», в шествии «Бессмертный полк», по участию в поисковых отрядах, по участию в Почетном карауле у Вечного огня, в период службы в Вооруженных Силах различны, но при этом реализуется одна и та же ценность – любовь к Родине. Исходя из вышесказанного, одной из основных задач, решаемых в системе образования, является поиск путей и способов формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся, воспитание патриотизма формирование личности безопасного типа у обучающихся, воспитанников как фактора профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. Решение проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде невозможно без выдвижения новых социальных установок, интериоризация (присвоение) которых начинается в период получения общего образования.

До сих пор вопросы противодействия идеологии экстремизма не связывались с проблемой личности, её целей, мотивов, потребностей и ценностно-смысловых отношений. Сформировать ценностно-смысловое отношение к жизни фронтально, сообщив обучающимся, воспитанникам правила поведения, заучив нормы и законы, невозможно. Этот процесс субъективный, длительный и сложный. Ценностно-смысловая направленность воспитательной работы педагогов реализуется в ходе организации образовательной деятельности обучающихся, воспитанников с применением смыслообразующих технологий. Образовательная деятельность обучающихся, воспитанников наполняется ситуациями творчества и переживания, во время занятий поддерживается самостоятельность в решении учебных ситуаций, что побуждает детей занять активную позицию. Для формирования личности безопасного типа мы предлагаем применять такие методы и технологии, которые обеспечивают интеграцию процесса познания с процессом осмысления. Это - метод проектов, мультимедийные технологии (проведение учебных занятий с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией инфографики, видеороликов, фоторепортажей, анализом ситуаций- упражнений, применением цифровых образовательных ресурсов), кейсстади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, дело- вые игры.

Таким образом, деятельность образовательных организаций всех уровней и видов образования, в том числе дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, направленная на формирование духовно-нравственных качеств и воспитание чувства патриотизма у обучающихся, воспитанников, является основой противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. С другой стороны, именно эта деятельность направлена на решение поставленных задач в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года перед системой образования.

Методические основы организации учебных занятий по проблеме экстремизма и терроризма

Для современной России, как и для всего мирового сообщества, терроризм является серьезным вызовом национальной безопасности. Анализируя литературу и нормативные документы по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что профилактика распространения экстремизма и терроризма должна начинаться с идеологического воспитания современной молодежи в образовательных организациях. Это утверждение обусловлено тем, что, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии экстремизма, а также возрастания террористических угроз, именно молодежь становится основной «группой риска». Таким образом, систематическое проведение 29 учебных занятий по антитеррористической тематике (далее – учебные занятия) в общеобразовательных организациях является достаточно значимой деятельностью общеобразовательных организаций. Под учебными занятиями мы понимаем такие формы работы с обучающимися, как урок, интегрированный урок (ОБЖ, история, обществознание, география), тематические классные часы, дискуссионные площадки, круглые столы, конференции, социально-значимые проекты и т. д. Стратегическая цель учебных занятий заключается в формировании устойчивости подростков и молодежи к восприятию идеологии экстремизма и терроризма. Кроме того, целью учебных занятий можно определить формирование ком- муникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся. Воспитательные задачи учебных занятий могут быть сформулированы сле- дующим образом:

▪ формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся;

▪ формирование представления о роли семейного воспитания в преодолении негативных этноконфессиональных установок;

▪ создание представления о межкультурном и межконфессиональном диалоге как консолидирующей основе людей различных национальностей и вероисповеданий в борьбе против глобальных угроз терроризма;

▪ выработка умения, готовности и способности к взаимодействию в поли- культурной среде.

Методика проведения учебных занятий в контексте профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи

Организация образовательной деятельности обучающихся должна быть построена на принципе возрастной адекватности. Настоящие Рекомендации рассчитаны на учащихся двенадцати – семнадцати лет. Детей более раннего возраста нецелесообразно посвящать в тонкости угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Информацию о преступной сущности идеологии экстремизма и терроризма, дети в более раннем возрасте могут воспринимать не как установку на отторжение указанной идеологии, а в качестве «примера для подражания» (социальные педагоги и школьные психологи отмечают, что нечто подобное можно наблюдать при беседах с детьми о вреде психоактивных веществ, в частности, ингалянтов). Это обусловлено тем, что дети в возрасте до двенадцати лет в силу психо- физиологических возрастных особенностей еще не в полной мере воспринимают истинный смысл слова «нет», как бы пропуская его «мимо ушей». Например, если учитель говорит: «Не забудь!», то, как показывает практика, ребенок своим «внутренним» слухом слышит: «Забудь!» и т. д. 30 У детей младшего школьного возраста (7–11 лет) целесообразно воспитывать чувство любви к малой Родине, к своей стране (не противопоставляя эти понятия), чувство дружбы, взаимовыручки, взаимопонимания, формировать умение слушать и слышать сверстников и взрослых, умение управлять негативными эмоциями, что является задачами курса ОРКСЭ, а также целью внеурочной деятельности на уровне начального образования.

Проблема терроризма и экстремизма должна изучаться на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности», «Истории» и «Обществознанию», а также во внеурочной деятельности – на тематических классных часах, дискуссионных площадках, круглых столах, заседаниях школьного актива или при раз- работке социально-значимых проектов. Методика проведения учебного занятия должна быть построена по класси- ческому принципу дидактики: – предварительная работа; – вводная часть (мотивационный этап); – основная часть; – заключительная часть (рефлексия). Предварительная работа должна начинаться за день – два до учебного занятия. На данном этапе можно дать задание обучающимся, например, собрать инфографику по теме «Экстремизм и терроризм» (Приложение 5), фото и видео- факты свершившихся терактов, последствий терактов. Цель предварительной работы заключается в том, чтобы постепенно подвести обучающегося к правильному восприятию проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи, которая в дальнейшем будет раскрыта на уроке или на занятиях во внеурочной деятельности. Продолжительность рассмотрения проблемы экстремизма и терроризма будет зависеть от формы проведения учебного занятия и от возраста детей. Так, если это урок по «Основам безопасности жизнедеятельности», «Истории» или «Обществознанию» в шестом – седьмом классе, то продолжительность изложения учебного материала 14–15 минут. Если это урок по «Основам безопасности жизнедеятельности», «Истории» и «Обществознанию» в восьмом – девятом – десятом – одиннадцатом классе, то продолжительность изложения учебного материала 16–18 минут. Это связано с законами детской возрастной физиологии: удерживать активное внимание ребенка можно на протяжении ограниченного времени. Далее на- ступает утомление нервной системы, которое проявляется в потере интереса обучающегося к происходящему. Наша же задача заключается в том, чтобы подаваемая учителем информация сработала эффективно. Во водной части занятия, которая называется мотивационной, раскрывается актуальность проблемы распространения идеологии экстремизма и терроризма. В этой части можно продемонстрировать инфографику, фото и видеоматериал, который обучающиеся подготовили в период предварительной работы. Также, учитель должен предоставить статистические данные о распространенности экстремизма и терроризма в нашей стране и за рубежом. В ходе основой части, дается информация, раскрывающая преступную сущность идеологии экстремизма и терроризма. В этой же части необходимо раскрыть термины и понятия «экстремизм», «терроризм», «экстремистская и террористическая деятельность» и проверить методом задавания вопросов, правильно или нет, восприняли обучающиеся пре- поднесенный материал. Учитель совместно с обучающимися должен раскрыть суть и опасность угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Также в основной части раскрывается деятельность Национального антитеррористического комитета как основы системы противодействия распространению экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации. Здесь же следует акцентировать внимание обучающихся на административной и уголовной ответственности граждан за противоправную деятельность. При этом необходимо воспользоваться учебно-наглядными пособиями, которые на визуальном уровне содействуют более эмоциональному восприятию подростками указанных угроз, пониманию их крайней опасности не только для себя лично, но и для всех окружающих, однокурсников , друзей, родных и близких.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!