СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Воспитание национального самосознания при обучении родному языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены задания, способствующие воспитанию национального самосознания при обучении родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание национального самосознания при обучении родному языку"»





















Воспитание национального самосознания при обучении родному языку

































Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков. Важны аспекты языка, связанные с функциями в обществе «человека говорящего». Все большее значение приобретает внешняя лингвистика (этно-, психо-, социо-, пара-), изучающая разновидности языка и их роль в жизни общества. Русский язык – живой, естественный язык – важное средство человеческого общения. Свободная речь ученика и учителя должна постоянно звучать на уроках.

Иными словами, на уроках родного языка формируется языковая личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родной речью. На первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.

Раскрытию вопроса о национальном языке могут быть посвящены вводные уроки и обобщающие уроки на тему «Общие сведения о языке. Русский язык, его самобытность и тенденции развития». Но этого недостаточно. Идея формирования национального самосознания связана с реализацией ряда важных функций сознания: познавательной, оценочной, мобилизующей, коммуникативной. Чтобы рождалось и утверждалось в школьниках чувство языковой самобытности, предстоит сделать немало.

Начнем с истории. Нарисуем генеалогическое дерево индоевропейских языков, одна из ветвей которого славянская, - далеко вглубь уходит корнями история нашего языка. На лингвистической карте мира покажем место славянской группы языков. Изучая алфавит, познакомим учащихся с историей письма и расскажем о возникновении кириллицы, отдавая дань уважения ее создателю . Необходимый материал для этой работы есть во многих книгах. Будем внимательны: в историческом взгляде на язык всегда есть место загадке и разгадке. Учитель может обыграть любую ситуацию вопросом: « О чем не успел рассказать историк?». Если загадка загадана, отправимся в «путешествие во времени» и поищем разгадку с помощью справочной литературы.

Для формирования языковой компетенции учащихся важна их ориентация на самообразование, расширение эрудиции. Принцип самостоятельного добывания знаний может быть реализован через задания: «Узнай из энциклопедии…», «Найдите в этимологическом словаре…». Такая «энциклопедическая зарядка» - стимул к приобретению знаний.

Для воспитания национального самосознания важно рассказать учащимся о борьбе за чистоту языка и палитре мнений спорящих. Имена ученых-лингвистов и писателей, чьи труды способствовали развитию языка, могут быть усвоены при работе со специальными текстами. Высказывания писателей о русском языке как одном из самых богатых и выразительных языков мира учащиеся подбирают самостоятельно. При проведении бесед о языке полезно возвращаться к эпиграфам к главам учебника и текстам упражнений, в которых говорится о родном языке, его особенностях и значении в жизни человека, общества, о гражданском отношении к языку ( слова И.Тургенева, К.Паустовского, К.Ушинского, А.Толстого, В .Белинского). Интересно организовать диспут, позволяющий сделать выводы об отношении к языку и овладении им.

Формированию осознанной позиции грамотных носителей языка у школьников поможет цикл уроков, объединенных идеей представить основные понятия общественной речевой культуры, а именно следующие: «беседа», «диалог», «диспут», «дискуссия», «сообщение», «выступление». Такой цикл может быть связан с уроками повторения или уроками развития речи. В подготовке к таким занятиям следует опереться на взгляды современников, на высказывания ученых-лингвистов, использовать материалы анкетирования, сочинений школьников, в том числе на лингвистические темы. В организации этих уроков как методические приемы можно использовать проблемную ситуацию и ролевую игру. Можно прибегнуть к долгосрочному заданию, чтобы ученики почитали, поискали, подумали над материалом, одним словом, самостоятельно подготовились к обсуждению.

На занятиях родной язык осознается как материальная и духовная ценность народа. Формируется лингвистическое мировоззрение. Если мы достигли своей цели, то образованный носитель языка беспокоится о судьбе родного слова, он хранит россыпи и самородки русской речи, противится выхолащиванию из не народного духа. Именно такая языковая личность нужна обществу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!