Просмотр содержимого документа
«Статья "Воспитание национального самосознания при обучении родному языку"»
Воспитание национального самосознания при обучении родному языку
Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального самосознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков. Важны аспекты языка, связанные с функциями в обществе «человека говорящего». Все большее значение приобретает внешняя лингвистика (этно-, психо-, социо-, пара-), изучающая разновидности языка и их роль в жизни общества. Русский язык – живой, естественный язык – важное средство человеческого общения. Свободная речь ученика и учителя должна постоянно звучать на уроках.
Иными словами, на уроках родного языка формируется языковая личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родной речью. На первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.
Раскрытию вопроса о национальном языке могут быть посвящены вводные уроки и обобщающие уроки на тему «Общие сведения о языке. Русский язык, его самобытность и тенденции развития». Но этого недостаточно. Идея формирования национального самосознания связана с реализацией ряда важных функций сознания: познавательной, оценочной, мобилизующей, коммуникативной. Чтобы рождалось и утверждалось в школьниках чувство языковой самобытности, предстоит сделать немало.
Начнем с истории. Нарисуем генеалогическое дерево индоевропейских языков, одна из ветвей которого славянская, - далеко вглубь уходит корнями история нашего языка. На лингвистической карте мира покажем место славянской группы языков. Изучая алфавит, познакомим учащихся с историей письма и расскажем о возникновении кириллицы, отдавая дань уважения ее создателю . Необходимый материал для этой работы есть во многих книгах. Будем внимательны: в историческом взгляде на язык всегда есть место загадке и разгадке. Учитель может обыграть любую ситуацию вопросом: « О чем не успел рассказать историк?». Если загадка загадана, отправимся в «путешествие во времени» и поищем разгадку с помощью справочной литературы.
Для формирования языковой компетенции учащихся важна их ориентация на самообразование, расширение эрудиции. Принцип самостоятельного добывания знаний может быть реализован через задания: «Узнай из энциклопедии…», «Найдите в этимологическом словаре…». Такая «энциклопедическая зарядка» - стимул к приобретению знаний.
Для воспитания национального самосознания важно рассказать учащимся о борьбе за чистоту языка и палитре мнений спорящих. Имена ученых-лингвистов и писателей, чьи труды способствовали развитию языка, могут быть усвоены при работе со специальными текстами. Высказывания писателей о русском языке как одном из самых богатых и выразительных языков мира учащиеся подбирают самостоятельно. При проведении бесед о языке полезно возвращаться к эпиграфам к главам учебника и текстам упражнений, в которых говорится о родном языке, его особенностях и значении в жизни человека, общества, о гражданском отношении к языку ( слова И.Тургенева, К.Паустовского, К.Ушинского, А.Толстого, В .Белинского). Интересно организовать диспут, позволяющий сделать выводы об отношении к языку и овладении им.
Формированию осознанной позиции грамотных носителей языка у школьников поможет цикл уроков, объединенных идеей представить основные понятия общественной речевой культуры, а именно следующие: «беседа», «диалог», «диспут», «дискуссия», «сообщение», «выступление». Такой цикл может быть связан с уроками повторения или уроками развития речи. В подготовке к таким занятиям следует опереться на взгляды современников, на высказывания ученых-лингвистов, использовать материалы анкетирования, сочинений школьников, в том числе на лингвистические темы. В организации этих уроков как методические приемы можно использовать проблемную ситуацию и ролевую игру. Можно прибегнуть к долгосрочному заданию, чтобы ученики почитали, поискали, подумали над материалом, одним словом, самостоятельно подготовились к обсуждению.
На занятиях родной язык осознается как материальная и духовная ценность народа. Формируется лингвистическое мировоззрение. Если мы достигли своей цели, то образованный носитель языка беспокоится о судьбе родного слова, он хранит россыпи и самородки русской речи, противится выхолащиванию из не народного духа. Именно такая языковая личность нужна обществу.