СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Вербализация пространственных представлений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье дано краткое описание опыта работы по диагностическому обследованию и коррекционно-развивающей работе вербализации пространственных представлений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Вербализация пространственных представлений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»

Вербализация пространственных представлений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед МБДОУ №50 Болдырева Наталья Ивановна.

Аннотация: В данной статье дано краткое описание опыта работы по диагностическому обследованию и коррекционно-развивающей работе вербализации пространственных представлений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Указаны результаты работы.

Ключевые слова: вербализация, пространственные представления, старшие дошкольники с ТНР, диагностическое обследование.

Abstract: This article provides a brief description of the experience of working on the diagnostic examination and correctional and developmental work of verbalization of spatial representations of older preschoolers with severe speech disorders. The results of the work are indicated.

Keywords: verbalization, spatial representations, senior preschool children with TNR, diagnostic examination.

Пространственные представления являются ключевыми составляющими сложного процесса тесно взаимосвязанного с развитием речи и высшей психической деятельностью ребёнка. В ходе онтогенетического развития пространственные представления проходят сложный путь от формирования первых ощущений до овладения вербальным обозначением пространства (Б.Г. Ананьев, О.В. Бурачевская, Г.Н. Градова, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.В. Семенович, С.О. Умрихин). Учёные указывают, что несформированность пространственных представлений и преобладание однотипной речевой и неречевой симптоматики у детей с ТНР, соотносится с недоразвитием, как речи, так и самих пространственных представлений. Недостатки развития пространственных представлений у детей с нарушениями речи носят, как правило, вторичный характер, вследствие этого, могут быть скорректированы только с помощью специально организованного обучения. Следовательно, создание дидактической модели, соединяющей в себе весь арсенал имеющихся средств, и внедрение её в практику работы учителя-логопеда является актуальным направлением в работе со старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи по вербализации пространственных представлений.

Этапы в развитии пространственных представлений были сформулированы в трудах учёных А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Исследователи разработали структуры пространственных представлений, выделяя четыре уровня, каждый из которых в свою очередь состоит из нескольких подуровней. О.В. Бурачевская разработала модель развития пространственных представлений, соединяющую представления А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Рис.1 Модель развития пространственных представлений (О.В. Бурачевская)


Уровни пространственных представлений детей формируются постепенно, настраиваясь один над другим. Уровень вербализации пространственных представлений формируется в норме к 5-6 годам. Последний уровень, по овладению лингвистическим пространством языка, формируется к 7-9 годам, в старшем дошкольном возрасте высшим уровнем развития пространственных представлений является овладение уровнем вербализации пространственных представлений.

Опираясь на модель развития пространственных представлений О.В. Бурачевской, мы разработали модель уровня вербализации пространственных представлений.

Импрессивный уровень


Экспрессивный уровень



Рис.2 3 уровень - Вербализация пространственных представлений


Фундамент уровня образованности закладывается уже в дошкольном детстве, поэтому необходимо постоянное совершенствование не только методик обучения, но и методик своевременной диагностики. Как показывает практика учителя-логопеда, даже специально разработанные диагностические программы такие как, «Визуальный тренажёр» Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой могут использоваться только как небольшая часть серии адресных заданий для детей и не отвечают полностью цели нашего диагностического обследования состояния сформированности пространственных представлений старших дошкольников с ТНР.

Поэтому, в соответствии с разработанной моделью, и учитывая особенности рече-когнитивного развития старших дошкольников с ТНР, мы подобрали серию заданий на обследование экспрессивного уровня речи старших дошкольников (анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и слов с пространственным значением), которые предложили детям с помощью программы PowerPoint. Самостоятельно разработали критерии оценки уровня сформированности вербализации пространственных представлений старших дошкольников.

Диагностическое обследование сформированности уровня вербализации пространственных представлений проводилось в сентябре 2018 года в группе для дошкольников 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Результаты выполнения всех заданий анализировались методами качественного и количественного анализа. Качественный анализ был направлен на выявление уровня сформированности пространственных представлений старших дошкольников с ТНР. Такой анализ позволил оценивать сформированность пространственных представлений детей с точки зрения различных компонентов, влияющих на формирование представлений. Количественный анализ выполнения заданий осуществлялся по четырём разделам: 1) диагностика понимания пространственного положения своего тела, и внешних объектов по отношению к телу, 2) диагностика сформированности неречевых процессов, определяющих пространственные представления, 3) диагностика понимания логико-грамматических конструкций изображений, требующих использование предлогов, 4) диагностика употребления в речи логико-грамматических конструкций пространственных представлений. Обследование выявило низкий уровень вербализации пространственных представлений у детей с первичным дефицитом общения. Ошибки детей с ТНР были самыми типичными, проявляясь в неправильной дифференциации предлогов, а вследствие этого в неправильном определении положения предметов. Дети также не знали значения сложных предлогов, поэтому ошибались в выборе правильной позиции предмета. Не воспринимали удалённость предмета и его местоположение (далеко – близко, вверху, внизу…). Путали и не соотносили отношения между предметом и его изображением – 30% детей с ТНР. Нарушения представлений о пространстве этого блока были очень характерными, убедительно доказывая специфику рече-когнитивного дефекта в структуре ТНР, так от 90% до 100% старших дошкольников с первичным дефицитом общения не используют в самостоятельной речи предлоги и слова с пространственным значением. Самыми сложными заданиями стали задания на работу с инверсионными конструкциями, деформированными фразами, составлении предложений из заданных слов. Зачастую они были просто недоступны для выполнения, при предъявлении слайда-картинки ребёнок понимал, что в этой фразе, что-то напутано, но предлоги всё равно не употреблял.

Таким образом, в ходе диагностического исследования, мы выявили, что дети с ТНР имеют значительные трудности в овладении пространственными представлениями, которые особенно заметны в формировании уровня вербальных представлений детей о пространстве. Следовательно, коррекционная работа по развитию пространственных представлений этой категории дошкольников должна строиться с учётом комплексного анализа нарушений развития, в условиях единой образовательной среды.

Так как существует иерархия в формировании пространственных представлений, уровни в процессе онтогенетического развития выстраиваются один над другим, коррекционно-развивающая работа по овладению пространственными представлениями должна строиться в таком же порядке:

  1. формирование представлений детей о схеме собственного тела, умения выделять и называть его части;

  2. формирование представлений о местоположении предметов, по отношению к собственному телу, умения выделять и называть местоположение предметов;

  3. формирование вербального обозначения пространства, умения свободно использовать его в связной речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи).

На основе анализа и обобщения изученного по данной проблеме материала нами была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа «Я и пространство», встраиваемая в структуру рабочей адаптированной образовательной программы учителя-логопеда сроком на два года обучения. Структура программы составлена и оформлена согласно общим рекомендациям по разработке учебно-воспитательных программ для дошкольников с ТНР.

Программа учитывает общедидактические и специальные коррекционные принципы, позволяющие оптимальным образом выстроить систему коррекционно-развивающих занятий по формированию пространственных представлений старших дошкольников с ОНР.

Таблица 1

Фрагмент программы «Я и пространство» в рамках взаимодействия с педагогами ДОУ


Месяц

Лексические темы

Воспитатели, родители

Педагог-психолог

Инструктор по ФИЗО

Октябрь

1-я неделя

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью».

2-я неделя

«Огород. Овощи»,

3-я неделя

«Сад. Фрукты»,

4-я неделя

«Лес. Грибы. Ягоды».


Игры «Кто за деревом?»; «С какого дерева листок?»; «Что где растёт?» «Назови, что находится выше…носа, лба…, подбородка…, живота»

Игры на знакомство с предлогом «на» «Маленькое слово «на»»; 1. «Послушай, запомни, назови»;

2. «Придумай предложение с предлогом «на»;

3. «Куда села муха?»

Мультимедиа презентация: «Времена года» (собственный образовательный ресурс);

«Моё лицо» (собственный образовательный ресурс)

Специализированная обучающая компьютерная программа

«Мир за твоим окном» (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова/ электронный опт. диск)

Игры «Кто за деревом?»

Мультимедиа презентация: «Времена года» (собственный образовательный ресурс);

Специализированная обучающая компьютерная программа

«Мир за твоим окном» (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова/ электронный опт. диск)

Визуальный тренажёр Чиркиной – Русецкой серия 1

«Учимся смотреть и видеть»

Тетрадь коррекция графомоторных навыков детей 5-7 лет О.Б. Иншакова

«Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации»

Игры «Кто за деревом?»,

«Кто скорее?», «По порядку, становись!», «Кто за кем?», «Прятки»

Мультимедийная игра «А ты так можешь?» (сайт Мерсибо)


С сентября 2018 года по май 2020 с детьми в экспериментальной группе старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи регулярно проводились занятия по реализации программы «Я и пространство». В контрольной группе данные занятия не проводились.

Для оценки эффективности разработанной нами коррекционно-развивающей программы «Я пространство» в конце апреля 2020 года мы провели повторную диагностику состояния сформированности пространственных представлений старших дошкольников с ТНР с использованием методик, применяемых на констатирующем этапе исследования.

Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в состоянии сформированности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР. Увеличился процент детей со средним от 13% до 87%, с высоким уровнем от13% до 80%. Количество детей с низким уровнем пространственных представлений выявлено не было. Таким образом, освоили адаптированную рабочую программу по развитию пространственных представлений 100% старших дошкольников с первичным дефицитом общения.

Итак, в ходе нашего исследования мы доказали, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа «Я и пространство», основанная на сближении традиционного и компьютерного обучения является эффективной в практике формирования пространственных представлений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.


Список литературы:

  1. Ахальцева, Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Н. Ахальцева. Логопед. – 2008. – № 4. - 4–21с.

  2. Бурачевская, О. В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб. , 2015. – 127-129с.

  3. Градова, Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 [Текст] / Г.Н. Градова. – СПб., 2010. – 233с.

  4. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 112с.

  5. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. – М.: Академия, 2002. – 232

  6. Семенович, А. В., Умрихин, С. О. Пространственные представления при отклоняющимся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – М., 1997. – 178 с.

  7. Чиркина, Г.В., Русецкая, Н.М. Визуальный тренажёр / Г.В.Чиркина, Н.М. Русецкая. - М.: АРКТИ, 2007. – 82с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!