СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Статья в сборник» Развивающее пространство класса как условие достижения планируемых результатов обучения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пространство вокруг ученика, наряду с уроками и внеурочной деятельностью, должно быть развивающим, информативным, стимулирующим естественное развитие. Задача педагога так оформить пространство класса, чтобы учащимся была представлена возможность непрерывного роста.

Просмотр содержимого документа
««Статья в сборник» Развивающее пространство класса как условие достижения планируемых результатов обучения младших школьников.»

«Статья в сборник»

Развивающее пространство класса как условие достижения планируемых результатов обучения младших школьников.


Мардамшина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

г. Амурска










Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет высокие требования к планируемым результатам младшего школьника. Для того, чтобы в полной мере сформировать личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия педагогу необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся содержательные, временные, пространственные возможности. Содержательные возможности зависят от контекста учебных предметов, при этом каждый учебный предмет раскрывает специфические возможности, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Временные возможности предполагают обучение ребенка в рамках урока и вне его-через внеурочную деятельность в школе, самостоятельно дома или в учреждениях дополнительного образования. Под пространственными возможностями мы подразумеваем территорию здания школы: учебный кабинет, коридоры, лестницы, которые при специальной организации становятся территорией развития. Пространство вокруг ученика, наряду с уроками и внеурочной деятельностью, должно быть развивающим, информативным, стимулирующим естественное развитие. Задача педагога так оформить пространство класса, чтобы учащимся была предоставлена возможность непрерывного роста.

Создавая развивающую среду в классе, необходимо учесть ведущие принципы организации в личностно ориентированном направлении. Ясвин В.А предлагает пять следующие принципы:

1) принцип природосообразности- это учет закономерностей природного развития, укрепление физического и психического здоровья;

2) принцип культуросообразности - это обучение, воспитание и организация жизни в контексте национальной культуры;

3) жизнетворчество- принцип, предполагающий включение учащихся в решение реальных проблем коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

4) принцип индивидуально-творческого подхода важен для удовлетворения интересов и потребностей детей в разнообразных видах творческой деятельности;

5) принцип сотрудничества заключается в объединении целей, общей деятельности и согласованности действий, общении и взаимопонимании, общей устремлённости в будущее и взаимную поддержку.

Среда должна быть полифункциональна - выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Например, наклеив на столы и спинки стульев материал, часто востребованный на уроке: в первом классе это ряд натуральных чисел, каллиграфические образы букв, мы можем обращаться к ним на любом уроке и гораздо быстрее ввести их в активный интеллектуальный запас ребенка. Необходима гибкость и вариативность использования пространства, поэтому материалы мы размещаем в полиэтиленовые, прозрачные кармашки, в которых содержимое легко меняется. Для привлечения внимания детей, если информация обновилась, то в кармашках размещаются яркие символы, стикеры, чаще всего мы используем смайлики, либо вопросительный и восклицательный знаки. Придя в класс, до урока, дети обращают внимание на изменения и начинают осмысливать содержание, обмениваются мнениями. Символы, привлекающие внимание к изменения, могут быть у одного ребенка, группы учеников или всего класса.

Среда должна служить удовлетворению актуальных потребностей и интересов ребенка. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Элементы декора должны быть легко сменяемыми: среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, роли игровой и учебной деятельности.

В каждом классе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности, так в нашем классе это зона логических игр и загадок, в которую включены шашки, шахматы, «Кубики Никитина», «Доска вопроса дня». Вопрос дня – вопрос, задание, загадка, на которые дети должны самостоятельно найти ответ. Вопрос может быть задан любым педагогом, при необходимости таких вопросов может быть несколько. Размещаем вопросы на магнитной доске, ответы учащиеся прикрепляют там же, закрыв от общего обозрения. Итоги подводятся либо в конце учебного дня, либо в рамках урока или мероприятия. Источники для поиска ответа не ограничиваются: интернет, справочная литература класса и библиотеки, взрослые, одно исключение – учитель, задавший вопрос. Некоторые вопросы предполагают только групповые ответы, что сподвигает детей к продуктивному взаимодействию.

Организуя предметную среду в классе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.·

Предметно-пространственное окружение ребенка возможно ориентировать на любой предмет учебного плана, а также на достижение общих задач. Например, тренажер для глаз, размещенный на потолке, способствует сохранению здоровья детей, снятию утомления глаз. Использовать этот тренажер возможно на любом уроке, со временем такую форму можно заменить на буквенный или символьный вариант.

Например, пол классной комнаты можно использовать для различных подвижных игр: «Крестики-нолики», тематические «Классики» и «Змейки» - по дням недели, месяцам вызывают не только интерес учеников, но и естественным образом укрепляют знания детей.

атмосАтмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности, созданная учителем, ориентированная на специфику учебного предмета с учетом его главной функции и ведущих компонентом неизбежно приведет к закреплению в свободной деятельности универсальных учебных действий, актуальных на данном этапе обучения.




Список литературы:

  1. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 3. Издательство «Просвещение».

  2. Улановская И.М. «Что такое образовательная среда школы?»Журнал «Плюс - минус» № 9, 10 2001 год. оbrazovanie-al.narod.ru/olderfiles/1/Obrazovatelnaya_sreda.pdf

  3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: АСА, 2001. — С.12.

  4. http://gigabaza.ru/doc/93570.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!