СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья" Урок в инклюзивном классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются организация и проведение инклюзивного урока.  

Просмотр содержимого документа
«Статья" Урок в инклюзивном классе"»

Мурзина Вера Фроловна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №14»

Город Чита, Забайкальский край.

В статье рассматриваются организация и проведение инклюзивного урока.

Организация и проведение инклюзивного урока

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Планирование урока и его проведение – это ежедневные виды деятельности учителя. Перед учителем в инклюзивном классе возникает ряд вопросов, на которые ему предстоит найти ответ до того момента, когда он войдет в класс: Каким должен быть урок в инклюзивном классе? Чем отличается инклюзивный урок от традиционного урока? Как спроектировать инклюзивный урок? Наверное, в поиске ответов на эти вопросы учитель придет к пониманию того, что ему не обойтись без знания особенностей развития и поведения детей с нарушениями развития, без освоения специальных методик, позволяющих работать с обучающимися с особыми потребностями.

Организация и проведение инклюзивного урока во многом определяется профессиональной компетентностью учителя, требования к которому изменяются в связи с тем, что расширяются и видоизменяются его привычные традиционные практики. Учителя, работающие в классах с «особыми» детьми» , обращают внимание на особенности инклюзивного урока, которые частично перекликаются с традиционными представлениями об уроке: ­ планирование общей цели урока и целей относительно разных категорий детей, участвующих в уроке; ­ осуществление проектирования этапов урока с учетом содержания особенностей организации учебной деятельности обучаемых; ­ реализация индивидуально-дифференцированного подхода и психолого-педагогического сопровождения; ­ реализация практико-ориентированной направленности; ­ введение в урок коррекционно-развивающей направленности в соответствии с рекомендациями и содержанием АОП. Учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать факторы включения в работу ребенка с особенностями характерного для него темпа деятельности, с особенностями развития познавательной сферы, поведения, коммуникации, ­ дополнительные упражнения и упражнения по степени нарастающей сложности; ­ оптимальность темпа урока с позиции полного усвоения; ­ последовательность включения детей.

Работа в инклюзивном классе предполагает пересмотр привычных ролей участников, и в первую очередь, изменение роли учителя. Приведена таблица структуры урока, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Структура урока

Этапы урока

Методы и приемы

Организация

работы по ООП

Организация

работы по программе для детей с ЗПР

Психологический настрой

Словесный (слово учителя)

Общий для всех детей класса

Знание Проверка домашнего задания

Словесный (беседа), практический (с учебником, по карточкам)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Понимание Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Применение Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Анализ Закрепление изученного

Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам)

Выполнение упражнений. Проверка

Взаимопроверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Оценка

Итог урока

Словесный (беседа)

Общий для всех детей класса

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный (слово учителя)

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с ОВЗ

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

В моем классе обучается ребенок с диагнозом ЗПР. При планировании урока я включаю в содержание и общеобразовательные задачи, и коррекционно-развивающие задачи, предусматриваю в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств, организацию оценки и коррекции достижений каждого ученика на уроке в соответствии с планируемыми результатами. Этому мне помогают информационные технологии. Поэтому на своем уроке часть заданий демонстрируется на демонстрационной доске. На уроке использую здоровьесберегающие технологии (физкультминутки составлены с учетом упражнений для детей с ОВЗ), подбираю дифференцированные задания. Устные задания выполняются ребенком по определенному алгоритму:

  • проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать)

  • Ученик проговаривает задание после учителя.

На уроке применяются коррекционные методы:

  • информационные методы (беседа, консультирование).

  • практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).

  • оценочные методы (поощрение, оценка).

Дидактические приёмы, применяемые в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями развития:

  • развитие наблюдательности через показ явлений;

  • наглядность в практически значимой деятельности;

  • сознательность и активность в усвоении знаний;

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей.

Важно помнить, что понимание сущности инклюзивного урока как основной формы организации взаимодействия учителя и обучающихся тесно связано со значимой составляющей профессиональных компетенций учителя: умением осуществлять грамотный отбор содержания по учебным предметам, планировать содержание урока с учетом особенностей каждого учащегося.

Литература.

Современный инклюзивный урок: методические рекомендации / сост.: Н. Г. Ситникова, Е. Э. Хохлова. Красноярск, 2022.

Рубцова В.В. Психолого – педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование 2020.

Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования на уроках русского языка и чтения в начальной школе 2020 Авторы-составители: к.п.н., профессор Тилекеев К.М., к.п.н., профессор Быковченко Н.С. и др.

А.В.Филинкова Технология работы учителя на уроке чтения в инклюзивном классе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!